Вопрос №70. Система и виды уголовных наказаний

Ст. 44 УК РФ устанавливает систему наказаний, под которой понимается установленный законом исчерпывающий перечень наказаний, соответствующих целям и понятию наказаний. Наказание — мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда; применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В действующем УК РФ наказания располагаются в зависимости от степени тяжести: от наименее тяжкого к более тяжкому.

В соответствии с принципом справедливости, закрепленным в ст. 6 УК, наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В связи с этим встает вопрос о необходимости приведения всех предусмотренных законом мер наказания в определенный порядок, позволяющий судить о сравнительной тяжести отдельных видов наказаний. Вопрос о сравнительной тяжести видов наказаний может также возникать при решении проблем, связанных с обратной силой уголовного закона. В этом смысле принято говорить о системе наказаний, т.е. об исчерпывающем перечне наказаний, расположенном в определенном порядке, обязательном для суда при разрешении им вопроса о большей или меньшей тяжести одного вида наказания по сравнению с другим. Суд не вправе назначить наказание, не предусмотренное данной статьей. Установленный порядок видов наказаний обязателен для суда при разрешении им вопроса о сравнительной тяжести одного наказания по сравнению с другим. Значение системы наказаний заключается в том, что она ограничивает усмотрение суда при назначении наказания определенными видами наказаний и их размером. Более тяжкое наказание должно применяться, если суд придет к выводу о невозможности применения более мягкого наказания. Предусмотренные законом виды наказаний различаются по природе, характеру их воздействия, особенностям субъекта и т.д. Уголовному праву России известны основные и дополнительные виды наказаний.

Основные виды наказаний – те, которые могут назначаться как самостоятельны меры наказания и не могут быть применены в дополнение к другим (например, лишение свободы).

Дополнительные виды наказаний – это наказания, которые не могут назначаться самостоятельно. Они присоединяются в качестве дополнения к основному наказанию (например, конфискация имущества).Особую группу образуют наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов наказания (см. ч. 2 ст. 45 УК).

Виды наказаний

1. Штраф (ст. 46 УК) - есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, установленных УК. Размер штрафа определяется с учетом степени тяжести совершенного преступления и имущественного положения виновного. Он устанавливается в размере либо от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью (ст. 47 УК) состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определённой профессиональной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено как в качестве основного наказания, так и в качестве дополнительного. В качестве основного его срок устанавливается от одного года до пяти лет, в качестве дополнительного – от шести месяцев до трех лет.

3. При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд вправе, с учетом личности виновного, лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК). Этот вид наказания может применяться лишь в качестве дополнительного. Репрессивная сила данного вида наказания проявляется в лишении лица всех прав, льгот и преимуществ, установленных для лиц, имеющих такие звания и государственные награды.

4. Обязательные работы (ст. 49 УК) заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время указанное в приговоре количество часов бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания может назначаться только трудоспособным лицам, как работающим и учащимся, так и не занятым трудом. Осужденный вправе трудоустроиться по своему усмотрению, он может также менять место работы. Обязательные работы не могут быть назначены лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Срок обязательных работ устанавливается в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в день. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом из расчёта один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

5. Исправительные работы (ст. 50 УК) заключаются в принудительном привлечении осужденного к труду на срок от двух месяцев до двух лет с удержанием в доход государства части заработка, в размере от пяти до двадцати процентов. Они отбываются по месту основной работы осужденного. Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно, либо встать на учет в органах службы занятости. При этом осужденный не вправе отказаться от предложной органами службы занятости работы или переквалификации (ч. 2 ст. 40 УИК).

В случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ суд может заменить данное наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ч. 3 ст. 50 УК).

6. Ограничение по военной службе в соответствии со ст. 51 УК применяется судом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 УК, ограничение по военной службе может быть назначено судом:

а) осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за совершение преступлений против военной службы, если санкцией соответствующей статьи предусмотрен данный вид наказания (см. гл. 33 УК);

б) осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, не входящими в главу 33 УК.

При назначении данного вида наказания из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК). Кроме того, наличие непогашенной или неснятой судимости исключает продление контракта о прохождении военной службы.

Исполнение данного вида наказания регулируется гл. 18 (ст. 143-148) УИК. Осужденный военнослужащий до истечения срока приговора может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В этом случае командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148 УИК).

7. Ограничение свободы (ст. 53 УК) заключается в содержании осужденного старше 18 лет в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы не может быть назначено лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Срок ограничения свободы определяется УК в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего (п.п. “а” и “б” ч. 2 ст. 53 УК. Соответственно от одного года до трех лет и от одного года до пяти лет).

В случае злостного уклонения от отбывания ограничения свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы (ч. 4 ст. 53 УК).

8. Арест (ст. 54 УК) заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества, соответствующей содержанию осужденного на общем режиме в тюрьме (ч. 2 ст. 69 УИК).

Арест назначается судом на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом, он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста. При этом возраст в момент совершения преступления не имеет значения. Также арест не назначается беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте (ч. 3 ст. 54 УК).

9. Содержание в дисциплинарной воинской части в соответствии со ст. 55 УК назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается судом:

а) на срок от 3 месяцев до 2 лет за преступления против военной службы, если санкцией соответствующей статьи предусмотрен данный вид наказания;

б) на срок от 6 месяцев до 2 лет, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием в дисциплинарной части.

Исполнение данного вида наказания регламентируется гл. 20 (ст.155 – 171) УИК. Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах.

10. Лишение свободы на определенный срок, как сказано в ст. 56 УК, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет. Свыше двадцати лет лишения свободы назначается судом только при совокупности преступлений или приговоров. При совокупности преступлений окончательное наказание в виде лишения свободы может быть не более двадцати пяти лет. При совокупности приговоров – не более тридцати лет (см. ст.ст. 69-70 УК). В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено на срок менее шести месяцев.

Порядок и условия исполнения наказания регламентируется ст. 73 - 142 УИК.

11. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК) – принудительная изоляция от общества осужденного в предназначенных для этого учреждениях без определенного срока. Оно применяется только как альтернатива смертной казни, если суд сочтёт возможным не применять смертную казнь. Данный вид наказания не может быть назначен женщинам, лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесяти пятилетнего возраста.

12. Смертная казнь (ст. 59 УК) – исключительная мера наказания, представляющая собой лишение осужденного жизни.

По приговору суда возможность применения смертной казни ограничивается рядом обстоятельств, относящихся: во-первых, к самому деянию (смертная казнь может быть назначена только за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь); во-вторых, к личности совершившего преступление (к смертной казни не могут быть приговорены женщины, лица, совершившие преступление в возрасте до восемнадцати лет, мужчины, достигшие к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста). Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

№71. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния – это признаваемые уголовным правом условия, при которых деяния, формально содержащие в себе признаки объективной стороны предусмотренного уголовным законом преступления, не влекут за собой уголовной ответственности.

Признаки:

1) Единая цель – достижение общественной пользы;

2) Достижение общественной пользы возможно при причинении вреда охраняемым законом интересам;

3) Формально противоправный вред по существу правомерен, так как поставленная цель оправдывает средства.

Виды:

1)Необходимая оборона – предусмотренная ст. 37 УК РФ защита личности и прав обороняющегося или других лиц, интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягателю, если при этом не допущено превышение допустимых пределов.

2)Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление – это предусмотренное ст. 38 УК РФ правомерное нанесение вреда совершившему преступление лицу с целью его доставления в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать лицо не представилось возможным и не допущено превышение необходимых для этого мер.

3)Крайняя необходимость – предусмотренное ст. 39 УК РФ устранение опасности, непосредственно угрожавшей личности и правам данного лица или иных лиц, интересам общества или государства, путем причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и не допущено превышение допустимых пределов.

4)Физическое или психическое принуждение – предусмотренное ст. 40 УК РФ лишение лица возможности руководить своим поведение или создание условий для этого, влекущее причинение данным лицом вреда охраняемым уголовным законом интересам.

5)Обоснованный риск – предусмотренное ст. 41 УК РФ достижение общественно полезной цели лицом, допустившим риск и предпринявшим достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

6)Исполнение приказа или распоряжения – предусмотренное ст. 42 УК РФ исполнение лицом обязательных для него предписаний путем причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам.

№72.Состав преступления, его элементы и признаки.

Состав преступления - это совокупность объективных и субъективных элементов, позволяющих признать общественно опасное деяние соответствующим его описанию в статье уголовного закона.

Описание составов различных преступлений лается в диспозициях соответствующих статей Особенной части УК. Состав преступления имеет 4 основные характеристики:

1)Объект преступления – группа общественных отношений, на которые совершено противоправное посягательство;

2)Объективная сторона преступления – признаки преступного деяния (время, место, способ совершения, к некоторых случаях – последствия преступления и причинная связь между деянием и последствиями.

3)Субъективная сторона преступления – форма вины, цели и мотивы преступления;

4)Субъект преступления – лицо, его совершившее.

Соотношение состава преступления и преступления заключается в следующем: преступление – это определенное деяние, совершаемое конкретным лицом, тогда как состав преступления – уголовно – правовая совокупность признаков преступления, закрепленных уголовным законом.

На основе состава преступления осуществляется его уголовно – правовая квалификация, то есть определение соответствия между совершенным деянием и нормативно закрепленными признаками конкретного преступления.

Выделяют субъективные и объективные элементы состава преступления.

К объективным элементам состава преступления относятся:

1)Объект преступления;

2)Объективная сторона преступления.

К субъективным элементам относятся:

1)Субъективная сторона преступления;

2)Субъект преступления.

Признаки состава преступления подразделяются на общие и специальные.

К общим признакам состава преступления относятся такие признаки, которые наблюдаются всех составов, такие как: общественные отношения, охраняемые уголовным законом (объект); деяние (объективная сторона);вина (субъективная сторона); возраст и вменяемость (субъект).

Специальные признаки используются при конструировании отдельных составов преступлений в качестве необходимого дополнения к общим признакам. Специальными признаками объекта преступления будут считаться способ охраны общественных отношений и их содержание; объективная сторона – время, место, способ совершения; субъективная сторона – цель, мотив преступления; субъект – его пол, возраст, наличие судимости или специального должностного статуса.

№ 73. Система трудового права. Цели и задачи трудового законодательства. Источники трудового права: их виды, действие во времени, пространстве и кругу лиц.

Трудовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

Предметом трудового законодательства является - система общественных отношений, возникающих по поводу носящего договорный характер труда подчиненного работодателю работника, выполняющего его лично, срочно и за определенную плату.

Согласно ст. 1 ТК РФ выделяются следующие цели трудового законодательства:

1)установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

2) создание благоприятных условий труда;

3) защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно ст. 1 ТК РФ основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

1) организации труда и управлению трудом;

2)трудоустройству у данного работодателя;

3)профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

4)социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

5)участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

6)материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

7)государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

8)разрешению трудовых споров;

9)обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными источниками трудового права являются:

1)Трудовое законодательство, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права;

2)Иными нормативно - правовыми акты, содержащие нормы трудового права;

3)Указы Президента РФ;

4)Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

5)Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

6)Коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

7)Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции;

Действие нормативных актов во времени. Для нормативных актов, являющихся источниками трудового права, важное практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Такое установление осуществляется, как правило, актами высших органов государственной власти и государственного управления.

В соответствии с ФЗ от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", если в федеральном законе не предупрежден срок введения его в действие, он вступает в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня его опубликования. Акты Президента Российской Федерации, Правительства РФ в соответствии с Указом от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их опубликования в официальных изданиях.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Минюсте РФ, официальное опубликование. Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. вышеназванные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания их сторонами либо со дня, установленного в них. Стороны имеют право продлить их действие на срок не более трех лет (ст. 43, 48 ТК РФ).

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, прекращает свое действие в связи с: 1) истечением срока его действия; 2) вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; 3) отменой (признанием утратившим силу) данного акта актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникающим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникающие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Действие нормативных актов в пространстве. Правовое пространство для действия источников трудового права России тесно связано с понятием "территория": Российской Федерации, территория субъектов Федерации, территория конкретной организации. В соответствии с этим "свое" правовое пространство имеют федеральные нормативные акты о труде, акты субъектов РФ и локальные нормативные акты.

Федеральные законы и другие нормативные акты о труде имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы о труде и иные нормативные акты субъектов РФ действуют лишь на их территории (республики, края, области и т.п.). При расхождении закона субъекта РФ с федеральным законом действует закон РФ.

Отдельные федеральные нормативные акты и нормативные акты субъектов РФ распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов РФ.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют на соответствующей территории.

Характерной особенностью локальных нормативных актов о труде является то, что они распространяются в пределах конкретной организации.

Говоря о пространственном действии нормативных актов РФ о труде, следует иметь в виду, что они распространяются также на территории посольств, представительств, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом.

Действие нормативных актов о труде по категориям работников. Трудовое законодательство Россиихарактеризует принцип единства и дифференциации, из которого следует, что правовые нормы в сфере труда делятся на две большие группы: а) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; б) специальные нормы, которые распространяются на отдельные категории работников.

ТК РФ, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, акционерами.

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Общие нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация осуществляется ТК РФ и другими федеральными законами. Так на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права распространяется с учетом особенностей, предусмотренных о государственной гражданской и муниципальной службе.

Следует выделить категорию лиц, в отношении которых не распространяются нормы трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, за исключением установленных ТК РФ случаях они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей:

1) военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

2) члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

3) лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

4) другие лица, если это установлено федеральным законом.

№74. Субъекты трудового права. Основные права и обязанности работника и работодателя.

Субъекты трудового права – это участники трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношении.

Субъекты трудового права являются сторонами правоотношений трудового права и как таковые – носителями трудовых прав и соответствующих им трудовых обязанностей.

Поскольку субъекты трудового права имеют на основании законодательства трудовые права и обязанности, то для их обладания и реализации они должны иметь:

1)трудовую правоспособность – признаваемую законом способность иметь трудовые права и обязанности;

2)трудовую дееспособность – способность по трудовому законодательству осуществлять лично своими действиями трудовые права и обязанности;

3)трудовую деликтоспособность – признаваемую трудовым законодательством способность отвечать за трудовые правонарушения.

Субъектами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно ст. 21 ТК РФ выделяют следующие основные права и обязанности работника.

Работник имеет право на:

1)заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

2)предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

3)рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

4)своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

5)отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

6)полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

7)профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

8)объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

9)участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

10)ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

11)защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

12)разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

13)возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

14)обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

1) добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

2) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

3) соблюдать трудовую дисциплину;

4) выполнять установленные нормы труда;

5) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

6) бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

7) незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Рассмотрим основные права и обязанности работодателя.

Работодатель имеет право:

1) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

3) поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

4) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

5) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

6) принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

7)создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

Работодатель обязан:

1) соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

2) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

3) обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

4) обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

5) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

6) выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

7) вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

8) предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

9) знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

10) своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

11) рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

12) создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

13) обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

14) осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

15) возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

16) исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

№75. Коллективные переговоры. Понятие, содержание, структура и действие коллективного договора. Контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон.

Коллективные переговоры – это переговоры по разработке, заключению и изменению коллективного договора или соглашения.

Коллективные переговоры в настоящее время отражают социальное партнерство в сфере труда работников и работодателей.

Коллективные переговоры между работниками и работодателями появились во второй половине XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов.

Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений. Переговоры начинаются с письменного уведомления одной из сторон, другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ведение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсоюз, то работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны вести переговоры. Отказ работодателя, администрации организации приступить к переговорам или уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разрешения коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого спора.

Приоритет в определении предмета, содержания переговоров предоставлен представителям работников. Ведение переговоров и подготовка договоров, соглашений проводится партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется комиссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.

При разногласии сторон в ходе переговоров составляется протокол разногласий, который передается соответствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового спора, образуемой сторонами.

Моментом окончания коллективных переговоров является момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий. Подписание протокола разногласий является началом коллективного трудового спора. В коллективных переговорах по заключению социально-партнерских соглашений могут быть участниками представители не только работников (профсоюзов) и работодателей (их ассоциаций), но и соответствующих органов исполнительной власти. Последние также представляют третью сторону переговоров и, например, по Федеральному (генеральному) соглашению принимают на себя (от имени данного органа власти) и некоторые обязательства, хотя основная их роль посредническая – помочь сторонам – основным социальным партнерам, работникам и работодателям достичь соглашения в интересах тех и других, а также общества, государства.

Участники переговоров не должны разглашать охраняемую законом тайну, ставшую им известной при переговорах.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК).

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

Содержанием коллективного договора являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

- выплата пособий, компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

-соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

-экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей;

- частичная или полная оплата питания работников;

- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

- другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.

Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым Кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.

Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Следовательно, он улучшает против законодательства эти условия и развивает производственную демократию. Ныне возросла регулятивная роль коллективного договора, и его локальные нормы права расширяются. Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального партнерства, а также средством укрепления дисциплины труда (работники берут обязательства и в этой области) и направлен на совершенствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда, повышение его производительности.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны и их представители, а также органы по труду. Стороны отчитываются о выполнении договора на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Сторонами коллективного договора являются работники одной какой-то организации, т.е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель. Если в организации не один, а два-три профсоюза, и они заключают единый договор, то в комиссию для ведения переговоров и составления проекта коллективного договора выделяются представители каждого из этих профсоюзов с учетом количества их членов.

Поскольку проект коллективного договора, как правило, утверждает общее собрание (конференция) трудового коллектива, то сторонами его являются трудовой коллектив работников организации и работодатель. От сторон коллективного договора надо отличать лиц, которые указаны в договоре как конкретные исполнители определенных обязательств сторон. Их принято называть субъектами-исполнителями коллективного договора.

№76. Участие работников в управлении организацией. Правовое положение профсоюзов в сфере труда, гарантии их прав.

Участию работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями и ранее придавалось большое значение.

ТК РФ право работников на участие в управлении организацией называет в числе их основных трудовых прав (см. ст. 21 ТК РФ). Это право конкретизировано в ст. 52 и 53 ТК РФ.

Право работников на участие в управлении организацией может быть реализовано двумя основными способами:

1) непосредственно (на собрании, конференции, путем подачи предложений работодателю и т. д.);

2) через свои представительные органы (первичную профсоюзную организацию, иных избранных на общем собрании, конференции представителей).

Участие работников в управлении организацией через профсоюзы может выражаться, в частности, в том, что профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Это право реализуется обычно с учетом законодательства об организациях различных организационно-правовых форм, их учредительных документов.

Управление организацией включает широкий круг вопросов: определение ее задач, планов, перспектив развития, регулирование трудовых отношений, подбор и расстановка кадров, решение технических и технологических проблем и т. д.

Работники в управлении организацией в основном участвуют при выработке мнения работодателя и принятии им решений по вопросам, связанным с организацией труда, определением его условий, другим вопросам в сфере труда.

Право работников на участие в управлении организацией регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Участие работников как стороны трудовых отношений в управлении организацией следует отличать от участия работников-акционеров в управлении акционерным обществом.

Работники, имеющие акции предприятия, на котором они работают, в правах по управлению акционерным обществом не отличаются от других акционеров, не состоящих с АО в трудовых отношениях.

Участие работников в управлении организацией может осуществляться в различных формах. Основные из них названы в ст. 53 ТК РФ. К ним отнесены:

- учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ (см., например, ст. 8, 73, 82, 99, 103, 105, ИЗ, 144, 147, 154, 159, 212, 299, 301, 350, 371-373);

- проведение представительными органами работников консультаций с работодателями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесении предложений по ее совершенствованию;

- участие в разработке и принятие коллективных договоров;

- иные формы, определенные ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Получение работниками (их представителями) необходимой информации как форма участия в управлении организацией способствует их ознакомлению с возникающими в организации проблемами, затрагивающими интересы работников. Их знание дает работникам представление о положении дел в организации, ее возможностях и перспективах в регулировании трудовых отношений.

Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:

- реорганизации или ликвидации организации;

- введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;

- по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.

Представители работников имеют право вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

В круг обязанностей работодателя входит создание условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах (см. ст. 22 ТК РФ).

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве. Вступить в профсоюз может любой гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность.

Задачи и функции профсоюзов определяются их уставами. Основные задачи связаны с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда.

Профессиональные союзы являются субъектами трудового права. Законодательство устанавливает правоспособность и дееспособность профсоюзов как представительного органа, статутные права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется применительно к их органам и организациям. Согласно ст. 29 ТК РФ профессиональные союзы и их объединения являются представителями работников в социальном партнерстве.

Трудовое право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции. Правовое положение профессиональных союзов в сфере труда характеризуется наличием большого количества прав, предоставлением определенных гарантий их деятельности, возможностью приобретать своими действиями обязанности перед работодателем и возложением ответственности за причинение убытков в ходе незаконной забастовки.

№ 77. Правовой статус безработного, виды пособий, выплачиваемых безработным.

Правовой статус безработного, так же как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Безработными не могут быть признаны граждане:

- не достигшие 16-летнего возраста;

- которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работу от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профес­сиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.

Для признания гражданина безработным причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет. Безработным может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе администрации, причем даже за нарушения трудовой дисциплины. Послед­нее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством.

Рассмотрим порядок признания граждан безработными. Она осуществляется органами занятости по месту жительства.

Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных и для получения информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.

Для регистрации в целях поиска подходящей работы, безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию.

Органы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При отсутствии подходящей работы зарегистрированному в целях ее поиска может быть предложено при его желании участие в оплачиваемых общественных работах или прохождение профессиональной подготовки.

Регистрация гражданина в качестве безработного органами занятости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными, таким образом, признаются граждане, которые:

- трудоспособны;

- не имеют работы и заработка;

- зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;

- ищут работу и готовы приступить к ней;

- не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.

Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.

Рассмотрим виды пособий, выплачиваемых безработным.

1) Пособие по безработице, выплачивается застрахованным лицам, при наступлении безработицы. При этом безработным считается гражданин ставший на учёт в центр занятости с 8-го календарного дня.

Гражданам которые в течении последних 12 мес. отработали не менее 26 календарных недель пособие по безработице начисляется исходя из их страхового стажа:

- до 2 лет - 50% от средней заработной платы;

- от 2 до 6 лет - 55% от средней заработной платы;

- от 6 до 10 лет - 60% от средней заработной платы;

- свыше 10 лет - 70% от средней заработной платы.

В случае если гражданин в течении последних 12 календарных месяцев отработал менее 26 календарных недель, то пособие по безработице начисляется без учёта страхового стажа в размере прожиточного минимума.

Пособие по безработице выплачивается не более чем в течении 360 дней в течении 2-х лет.

С целью стимулирования граждан к занятости пособие по безработице выплачивается в течении первых 90 календарных дней в размере 100%, следующие 90 дней - 80% и остальные 180 дней - 70%.

2)Единоразовая выплата пособия для занятия предпринимательской деятельностью. В размере годовой суммы пособия по безработице.

3)Материальная помощь в период профессиональной подготовки и переподготовки.

Размер помощи устанавливается как 100% пособия по безработице. Период выплаты материальной помощи включается в общий срок выплаты пособия по безработице и не может его превышать.

4) Пособие по частичной безработице. Начисляется работникам предприятия, в том случае, если: простой производства составляет не менее 1 месяца и охватывает не менее 30% рабочих на предприятии. Для начисления пособия работодатель должен заранее уведомить службу занятости. Выплата пособия осуществляется работодателем за счёт средств фонда в размере 2/3 оклада работника.

5) Пособие на погребение безработного. Выплачивается в размере прожиточного минимума установленного законом.

Виды социальных услуг осуществляемых за счёт средств фонда:

1) профессиональная подготовка и переподготовка;

2) профессиональная ориентация работника;

3) поиск работы и трудоустройство в том числе дотации работодателям за создание рабочих мест;

4) консультационные и информационные услуги.

Социальное страхование на случай временной нетрудоспособности.

Порядок начисления пенсии, размер пенсии по видам: по возрасту, по инвалидности, по потери кормильца. Расчёт пенсии.

№78. Понятие, стороны и содержание, срок трудового договора. Срочный трудовой договор и его виды.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнить определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Трудовой договор – одно из главных оснований возникновения трудовых правоотношений между работником и работодателем.

Отличительные признаки трудового договора:

1)его предмет – личное выполнение трудовой функции в общем процессе труда;

2)подчинение работника в процессе выполнения трудовой функции правилам внутреннего трудового распорядка;

3)оплата труда по заранее установленным нормам, но не ниже гарантированного минимума, установленного на федеральном уровне;

4)обязанность работодателя организовать труд в иных договорах о труде.

В трудовом договоре указываются:

-фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

-сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

-идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

-сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

-место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

-место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

-трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

-дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;

-условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

-режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

-компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

-условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

-условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

-другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: