Соборное уложение 1649года – кодекс крепостничества. Привилегии феодалов по Уложению

Крупнейшим законодательным памятником этого периода явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание посадского люда в Москве. Посадские обратились к царю с челобитными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили и дворяне, которые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но был вынужден отложить сбор недоимок. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового закона под названием "Уложение". Над его составлением работала особая комиссия во главе с боя­рином князем Н.И. Одоевским. Источниками Соборного Уложения были Судебник 1550 г., указные книги Поместного, Земского, Разбойного и др. приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д., а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 г. и др.

Всего в Уложении было 25 глав, 967 статей. В нем были разработаны вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. В ряде глав были закреплены нормы, обеспечивающие защиту царя, церкви, дворян от выступлений народных масс. В гл. II и III было разработано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевались прежде всего действия, направленные против личности монарха, власти и ее представителей. За действия "скопом и заговором" против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась "смерть безо всякия пощады". Гл. I была посвящена защите интересов церкви от "церковных мятежников". Соборное Уложение 1649 г. брало под защиту дворян за убийство холопов и крестьян (главы XX—XXII). О резкой социальной дифференциации и защите государством интересов "верхов " свидетельствует разница в штрафах за "бесчестье": за крестьянина — 2 руб., гулящего человека - 1 руб., а за лиц привилегированных сословий — до 70-100 руб.

В гл. XI ("Суд о крестьянах") собраны статьи, разрабатывающие вопрос о крестьянской крепости. Этими постановлениями окончательно оформлялось крепостное право — устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись "урочные лета" для сыска беглых крестьян (ст. 2), за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф (ст. 10). Соборное Уложение 1649 г. лишило помещичьих крестьян права судебного представи­тельства по имущественным спорам. Гл. XIX ("О посадских людях") провозгла­шала ликвидацию частновладельческих слобод в городах, возвращение в тягло "беломестцев", "закладчиков", массовый сыск беглых посадских людей; посад­ское население прикреплялось к посадам и государеву тяглу. Положение кабальных холопов регламентировано гл. XX. Главы XVI ("О поместных землях") и XVII ("О вотчинах") посвящены вопросам дворянского землевладения. В них устанавливались нормы поместных дач по чинам, запрещалась продажа поместных земель в вотчину, продажа вотчинных земель духовенству, но было узаконено наследование поместий женами и детьми феодала.

24. Суд и судебный процесс в XV-XVII вв. Розыскная система.

Соборное уложение устанавливало две формы судеб­ного процесса: обвинительно-состязательный и розыскной.

Обвинительно-состязательный процесс, или суд, применял­ся при рассмотрении имущественных споров и мелких уголов­ных дел.

Суд начинался с подачи заинтересованным лицом чело­битной жалобы. Затем пристав вызывал в суд ответчика. По­следнему при наличии уважительных причин предоставлялось право дважды не являться в суд, однако после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшая сторона получала соответствующую грамоту.

В системе доказательств существенных изменений не про­изошло. Использовались свидетельские показания, письмен­ные доказательства, присяга, жребий.

В качестве свидетельских показаний применялись ссылка из виноватых и общая ссылка. Первая заключалась в ссылке стороны на показания свидетеля, которые должны были со­впасть с утверждениями ссылающегося. При несовпадении дело проигрывалось. Во втором случае обе спорящих стороны обращались к одним и тем же свидетелям. Их показания яв­лялись основой решения дела.

В качестве доказательств применялись «общий обыск» и «повальный обыск» - опрос всех свидетелей относительно фактов совершения преступлений или конкретного подозре­ваемого лица.

Судоговорение в обвинительно-состязательном процессе было устным. Каждая стадия процесса (вызов в суд, поручи­тельство, вынесение решения и т.д.) оформлялась особой гра­мотой.

Розыскной процесс, или сыск, применялся по наиболее важ­ным уголовным делам. Дело в розыскном процессе, как и по Судебнику 1497 г., могло начинаться с заявления потерпевше­го, с обнаружения факта преступления или с наговора. Госу­дарственным органам, которые вели следствие по делу, пред­оставлялись широкие полномочия. Они опрашивали свидете­лей, проводили пытки, применяли «обыск» - опрос всех свидетелей и подозреваемых и др.

Глава XXI Соборного уложения регламентировала исполь­зование пыток. Основанием для ее применения обычно слу­жили результаты «обыска». Пытку можно было применять не более трех раз с определенным перерывом. Показания, данные при пытке, должны были быть подтверждены другими дока­зательствами. Показания пытаемого протоколировались.

Судебник 1497 г. вводил две формы судебного процесса. Обвинительно-состязательная форма применялась по делам о мелких преступлениях и гражданским делам. Для этой формы судебного процесса характерны следующие положения: в суде велся протокол заседания, вызовы в суд осуществлялись спе­циальными грамотами, существовало понятие исковой дав­ности, судебные решения оформлялись «правой» грамотой.

В качестве доказательств выступали: собственное призна­ние, присяга, свидетельские показания, письменные докумен­ты (грамоты, договоры и т.п.).

Развивается система обжалования судебных решений. Ре­шения местных судов можно было обжаловать в приказы, Боярскую думу или великому князю.

За подачу иска в суд, получение судебного решения, ро­зыск ответчика и т.д. Судебником устанавливались высокие судебные пошлины, вследствие этого для низших слоев насе­ления обращение в суд было малодоступным делом.

Вторая форма судебного процесса - розыскная. Розыск применялся по государственным и другим тяжким преступле­ниям, по делам «лихих людей». Дело начиналось по иници­ативе государственного органа или должностного лица. Главными доказательствами были поимка с поличным, обыск и собственное признание, для получения которого могла применяться пытка. Судоговорение не велось, основными формами розыскного процесса были допросы, очные ставки и пытки.

В централизованной государственной системе судебный аппарат не был отделен от административного аппарата. Государственными судебными органами были царь, Боярская дума, путные бояре, чины, ведавшие отраслевыми управлениями, и приказы. На местах судебная власть принадлежала наместникам и волостелям, позже - губным и земским органам, а также воеводам.

Судебная система состояла из нескольких инстанций: 1) суд намест­ников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) суд Боярской думы или великого князя.

Параллельно действовали церковные и вотчинные суды, сохранялась практика «смешанных» судов.

До XVI в. судебная власть осуществлялась княжеским судом, юрис­дикция которого по первой инстанции распространялась на территорию княжеского домена и лиц, обладавших тарханными грамотами (т.е. имею­щих привилегию на суд князя). Круг таких лиц постепенно сужался, с середины XVII в. вводится даже уголовное наказание за непосредствен­ное обращение к царю с просьбой о судебном разбирательстве. Царь рассматривал дела только в случаях злоупотребления судей, отказа рас­сматривать дело в приказе или в апелляционном порядке (пересуд). Царь мог перепоручать рассмотрение дел путным боярам и другим чиновникам дворцового управления.

С XV в: Боярская дума стала самостоятельным судебным органом, совмещая эти функции с управленческими. В качестве суда первой ин­станции Дума рассматривала дела своих членов, приказных чинов, мест­ных судей, разбирала споры о местничестве. «По докладу» проходили дела, поступавшие из наместнических и приказных судов. В этом случае Дума выступала в качестве суда второй инстанции. Дума сама могла выходить к государю с «докладом», прося разъяснения и окончательного разрешения дела.

Рассмотренные Думой приговоры, поступавшие из приказов, обоб­щались в докладной записке, которая становилась законодательным актом и именовалась «новоуказной статьей». С возрастанием роли пись­менного судопроизводства возрастала роль дьяков, стоявших во главе приказов (с XVI в. в состав Думы вводятся думные дьяки, возглавляв­шие Разрядный, Посольский, Поместный приказы и Приказ Казанского дворца). С XVII в. в составе Боярской думы образуется особый судеб­ный отдел (Расправная палата).

В качестве судебной инстанции приказы выделились уже в конце XV в., а с середины XVI в. они стали основной формой центрального суда. Судьи были закреплены за определенными приказами.

Судебные дела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия такового докладывались государю. Предусматривалось на­казание как для судей, отказывающих в принятии жалобы, так и для жалобщиков, обращавшихся с незаконной жалобой или с нарушением установленного порядка.

С XVI в. появились специализированные судебные приказы. В 1550 г. Учреждается Холопий приказ, ведавший всеми спорами о холопах, оформлявший кре­постные и отпускные грамоты, кабальные записи.

В первой половине XVI в. был создан Разбойный приказ, который к началу XVII в. преобразовался в Разбойный сыскной приказ, а к концу XVII в. - просто в Приказ сыскных дел (Сыскной приказ). При отправлении правосудия приказные бояре и дьяки руководствовались Уставной книгой приказа, в нее же записывались приговоры думных бояр. В подчинении Разбойного приказа находились все губные старос­ты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа. Приказ ведал делами о татях, разбойниках и «лихих людях».

Земский приказ рассматривал дела по преступлениям, совершенным в Москве, и осуществлял полицейские функции. Поместный приказ также осуществлял полицейские функции в Москве. Полицейский при­каз вершил суд по всем поземельным тяжбам, оформлял сделки купли-продажи, мены, дарения и наследования.

Высшая судебная инстанция по гражданским делам - Судный при­каз, образованный в начале XVII в. и выступавший в качестве суда второй инстанции по решениям, вынесенным судами наместников, воевод и губных старост (его деятельность строилась по территориальному принципу). В середине XVI в. сформировался Челобитный приказ, со­средоточивший в своих руках прием жалоб от населения. Позже он передал свои полномочия Приказу сыскных дел.

В первой половине XVII в. оформился Приказ тайных дел. В его задачу входило наблюдение за всей управленческой деятельностью в государстве, т.е. функции тайной полиции.

Приказ Большого дворца контролировал выполнение тягла повин­ностей и сборов и ведал судебными делами в монастырских и велико­княжеских вотчинах, царских селах.

25. Предпосылки и особенности образования абсолютной монархии в России.

Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.

Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.

Возникновение абсолютной монархии в России относится ко 2-ой пол. XVII в. В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Нарождавшийся абсолютизм в целях реализации своих внешних и внутренних задач поощрял развитие торговли и промышленности.

В результате развития товарно-денежных отношений возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат, в том числе и многочисленную армию.

Установление абсолютизма в России было вызвано и внешнеполитическими причинами: необходимостью борьбы за политическую и экономическую независимость страны, за выход к морю. Абсолютная монархия оказалась более приспособленной к решению этих задач, нежели сословно-­представительная монархия.

Абсолютизм в России возник и развивался в специфических условиях существования крепостного права и сельской общины, подвергнутой уже значительному разложению. Определенную роль в становлении абсолютизма сыграла и политика царей, направленная на усиление своей власти.

Т.о., возникновение абсолютной монархии в России было вызвано всем ходом общественно-экономического развития, зарождением буржуазных отношений, усилением классовых противоречий и классовой борьбы, внешнеполитическим положением России в то время

Абсолютизм в России возник во 2-ой пол. XVII в. Именно с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, полу­чая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось, значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству.

Т.о., во 2-ой пол. XVII в. в России возник абсолютизм, который, по выражению В.И. Ленина, характеризовался как абсолютизм «с боярской Думой и боярской аристократией...». Окончательно он оформился в 1-ой четверти XVIII в. при Петре I.

В 1-ой четверти XVIII в. абсолютная монархия получила законодательное закрепление. Абсолютизм получает в этот период идеологическое обоснование в труде Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», написанном по специальному указанию Петра I. В октябре 1721 г. в связи с блестящей победой России в Северной войне Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Россия становится империей.

Возникновение абсолютизма в России было таким же закономерным явлением, как и в других странах (Англии, Франции, Германии и т.д.). Но между абсолютными монархиями различных государств имеются как общие, так и особенные черты, определяемые конкретными условиями развития каждой страны.

Так, в России и во Франции абсолютизм существовал в завершенном виде, т.е. в системе государственного аппарата не было органа, который ограничивал бы власть монарха. Для них характерна высокая степень централизации государственной власти, наличие чиновничьего аппарата, многочисленной армии. В Англии же абсолютизм имел незавершенную форму. Там сохранились парламент, в какой-то (пусть незначительной) степени ограничивавший власть монарха, местные органы самоуправления; отсутствовала многочисленная постоянная армия. В Германии «княжеский абсолютизм» консервировал феодальную раздробленность страны.

За свою более чем 250-летнюю историю абсолютизм в России претерпевал изменения. Можно выделить следующие пять основных этапов развития абсолютизма в России: первый — абсолютная монархия 2-ой пол. XVII в. с Боярской думой и боярской аристократией; второй - чиновничье-дворянская монархия XVIII в.; третий - абсолютная монархия I первой половины XIX в. (до реформы 1861 г.); четвертый - абсолютная! монархия 1861-1904 гг., когда самодержавие сделало первый шаг в направлении к буржуазной монархии; пятый - в период с 1905 по февраль 1917 г., когда абсолютизм сделал еще один шаг к буржуазной монархии. Абсолютная монархия в России была свергнута в результате Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г.

26. Общественный строй XVII-XVIII вв. Дворянство и духовенство. Жалованные грамоты.

В период абсолютной монархии происходило дальней­шее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который за­креплял привилегированное положение дворянства. Оно объяв­лялось неподатным сословием в отличие от других групп насе­ления, которые платили подушную подать.

Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Инструкциями межовщикам 1754 и 1766 гг. и Жалованной грамотой дворян­ству 1785 г. Только дворяне могли владеть землей и, следова­тельно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Основными способами расширения дворянского землевладения были следующие: пожалование из дворцовых и государственных земель, освоение окраинных земель и за­хват крестьянских наделов.

Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дво­рянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и по­местья. Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714 г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. Создава­лась система майората, направленная против дробления дво­рянских имений и разорения дворянства. Майоратный поря­док Действовал при наследовании по закону: недвижимое иму­щество передавалось старшему сыну, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками. Это по­ложение Указа вызвало недовольство со стороны дворян, и в 1731 г. Указ о единонаследии был отменён.

Рассматриваемый период характеризуется консолидацией дворянства в единое сословие. Важным шагом в этом направ­лений является принятый в 1682 г. акт об отмене местничества. При назначении на государственные должности стали учиты­ваться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреп­лению правового положения дворянства и усилению его дик­татуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.

Табель закреплял отмену местничества; титул и звание ста­новились результатом продвижения по службе. В Табеле о рангах приводился перечень гражданских, придворных и во­енных чинов (морских, сухопутных, артиллерийских, гвардей­ских). Всего устанавливалось XIV классов чинов. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное (XIV-IX классы) или потомственное (с VIII класса) дворян­ство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.

При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-лет­ний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет; один из дворянских сыновей или братьев имел право не слу­жить и заниматься хозяйством.

С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даро­вании вольности и свободы всему российскому дворянству» дворяне освобождались от обязательной военной и государст­венной службы.

Наиболее важными актами, подтвердившими особое по­ложение дворянского сословия в обществе и осуществившими его правовую консолидацию, являются Манифест Петра III 1762 г. «О вольности дворянской» и Жалованная грамота дво­рянству 1785 г. Эти документы закрепили следующие привиле­гии дворянства: положение о свободе дворян служить, остав­лять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства. Дворянское звание рассматривалось как неотъем­лемое, потомственное и наследственное, распространявшееся на всех членов семьи дворянина. Для лишения дворянского звания требовались веские основания: совершение уголовно наказуемого деяния, в котором проявились моральное падение и нечестность преступника. Вводились политические корпора­тивные права дворянства: право созывать провинциальные съезды и участвовать в них, право избирать судей для дворян­ских судов.

В число личных прав дворян входили: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, осво­бождение от телесных наказаний, от обязательной государст­венной службы и т.д.

К имущественным правам дворянства относились следую­щие: право собственности; права на приобретение, использо­вание и наследование любого вида имущества; исключитель­ное право на покупку деревни и владения землей и крестья­нами; право открытия промышленных предприятий в своих имениях; право на ведение торговли и др.

Особые судебные права дворянства состояли из сословных привилегий: личные и имущественные права дворянства мог­ли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда; дворянина мог судить только дворянский сословный суд.

Сословное самоуправление дворянства выглядело следую­щим образом. Дворяне создавали общество - Дворянское со­брание, которое наделялось правами юридического лица и политическими правами. В состав Собрания входили дворяне, у которых были имения в данной губернии. Из числа уездных предводителей дворянства раз в три года Собранием избира­лись кандидаты в губернские предводители дворянства. К вы­борам не допускались дворяне, не имевшие земель и не до­стигшие 25-летнего возраста.

Духовенство как сословие складывалось в процессе раз­вития феодализма. Владея большим количеством земли и крестьян, оно представляло собой значительную политиче­скую силу. В период абсолютизма, когда церковь была подчи­нена государству, усилилась и правовая регламентация духов­ного сословия.

Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).

Процесс огосударствления церкви предполагал провести се­куляризацию церковного имущества, т.е. его отчуждение и передачу в светское управление.

В 1649 г. был создан Монастырский приказ - светское уч­реждение, в компетенцию которого входило осуществление суда над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. В 1677 г. Монастырский приказ уп­раздняется, а в 1701 г. снова воссоздается. Его компетенция расширилась - приказ стал высшим административным и су­дебным учреждением по отношению ко всем церковным вот­чинам, их населению и духовенству.

В 1649 г. было принято Соборное уложение, которое стало препятствием на пути церковных феодалов к расширению сво­их землевладений и церковной юрисдикции.

Во второй половине XVII в. на церковь стали распростра­няться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учрежде­ний.

С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы - сбо­рами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.

В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли при­нять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За предста­вителей податных сословий, поступивших в духовенство, под­ушный налог должны были уплачивать их родственники. Духо­венство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духо­венство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым свя­щенникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.

Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные ок­лады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на по­ложение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначитель­ные земельные наделы.

В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам. Она закрепляла единый сословный статус городского населения не­зависимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Принадлежность к мещанскому сословию рассматривалась как потомственная и наследственная. Она основывалась на трудолюбии и добронравии. Лишение мещанских прав и со­словных привилегий происходило в случаях совершения не­которых уголовно наказуемых деяний.

В состав личных прав мещан входили: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение, право на выезд за границу и др.

Среди имущественных прав мещанства можно выделить: право собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т.д.

В соответствии с Жалованной грамотой городам все город­ское население делилось на шесть разрядов по их имущест­венному и социальному положению: городские обыватели, владеющие недвижимостью; купцы 1, 2 и 3-й гильдии; ремес­ленники, состоявшие в цехах; иногородние и иностранные купцы; именитые граждане (ученые, художники, музыканты, банкиры и Др.); прочие жители городов.

Горожане имели свой сословный суд.

Создавалась новая система городского самоуправления: общая Городская дума и избираемая ею шестигласная Город­ская дума, включавшая представителей всех шести разрядов городского населения. В обязанности органов городского са­моуправления входило: обеспечение правопорядка, благоуст­ройства города, развитие торговли и т.д.

27. Начало образования института крепостничества заметно в 17 веке, но в период империи оно существенно изменяется:

  1. становится частной зависимостью;
  2. поглощает в себя прежнее холопство.

Юридическое положение крепостных в данный период:

  1. разделение крестьян на казённых и частновладельческих;
  2. ограничение прав обеих этих категорий.

Практически бесправное, в имущественном отношении, положение как казённых, так и частновладельческих крестьян выражается в следующем: в 1730г. им было запрещено приобретать недвижимую собственность в городах и уездах, в 1731г. крестьянам запрещалось вступать в подряды и откупа, в 1761г. – обязываться векселями и вступать в поручительства. Разрешены были лишь мелкие заёмные обязательства и право собственности на движимое имущество.

Различия в положении между казёнными и частновладельческими крестьянами заключалось в объёме личных прав. В системе отношений землевладельца и его крепостных сохранялось достаточно большое количество элементов прежнего холопства. Пётр Первый в 1720г. разрешил продажу крепостных в рекруты.

Допускалось право хозяйственного пользования крепостными. В отношении своих крепостных хозяин обладал большинством прав собственности. Помещик мог передавать крестьянина другим лицам. Запрещалось лишь передача крестьян лица, не обладающим правом владения крепостными.

С позволения начальства помещик мог переселять своих крестьян с одной земли на другую. Помимо этого, частновладельческие крестьяне в отличие от крестьян казённых вообще не имели никаких имущественных прав: всё их имущество – имущество помещика.

Крестьяне заключали браки лишь с разрешения помещика.

Попытка законодательного ограничения вмешательства землевладельца в семейные отношения крепостных, в частности закон 1724г., не имела никаких последствий.

Право суда и наказания (за искл. смертной казни) вообще не регулировалось законом. Затем по Указу 1765г. помещикам предоставлялось право ссылки крестьян на каторгу (до 1807г.), отсылать в смирительные дома и арестантские роты, направлять на поселение в Сибирь.

Уход крестьянина в армию лишь на время освобождал его от крепостной зависимости, по возвращении помещик мог истребовать его обратно. Дети, рождённые от солдата отца, принадлежали военному ведомству.

Т.о., источниками крепостной зависимости были:

  1. брак;
  2. кабальный договор займа с инородцем;
  3. покупка инородцев и иностранцев азиатского происхождения;
  4. наём в услужение;
  5. плен;
  6. совершение преступления.

28. Сенат. Коллегии. Синод. Реформы МСУ. Военная реформа. Судебная система.

Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся императором.

Структура сената включала присутствие и канцелярию. При­сутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на кото­ром обсуждались и принимались посредством голосования реше­ния. Вначале требовался единогласный порядок принятия реше­ний, с 1714 г. решения стали приниматься большинством голосов. Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в ре­естр, заседания подлежали протоколированию.

Канцелярия, возглавляемая обер-секретарем, состояла из нескольких столов: разрядного, секретного, губернского, приказного и пр. В 1718 г. штат сенатских подьячих был переиме­нован в секретарей, канцеляристов и протоколистов.

При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ре­визора, которого позже, сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и се­ната, учреждались должности генерал-прокурора и обер-проку­рора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах.

В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами импера­тора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ве­домств. Президенты коллегий, кроме Военной, Морской и Иностранной, были исключены из его состава. Сенат стано­вился надведомственным контрольным органом. Таким обра­зом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган цент­рального управления.

Коллегии. Перестройка приказной системы управления произошла в 1718-1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления - коллегии. Сенатом были определены штаты и порядок работы колле­гий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, акту­ариус, регистратор, переводчик и подьячие.

В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Ка­мер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-кон­тор-коллегия - за расходы и Ревизион-коллегия, контролирую­щая сбор и расход казенных средств. Торговля и промышлен­ность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (зани­мавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшей­ся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему стра­ны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии -Вотчинная и Главный магистрат - управляли дворянским зем­левладением и городскими сословиями.

Функции, внутреннее устройство и порядок делопроиз­водства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения.

В ходе создания новых органов управления появились но­вые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный со­ветники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество - привиле­гированным сословием.

Синод. Духовным регламентом учреждался центральный госу­дарственный орган управления русской православной цер­ковью, именуемый Духовной коллегией и переименованный в 1721 г. в Святейший правительствующий синод, В 1722 г. была учреждена должность обер-прокурора, на которого возлагался контроль за деятельностью синода.

Православие было государственной религией. Синод учреж­дался вместо патриарха и соборов. Акты синода приобретали юридическую силу после утверждения их императором. Рас­поряжения синода издавались с пометой «по указу Его Импе­раторского Величества».

Синод как административно-судебный церковный орган обладал следующей компетенцией: рассматривал дела о цер­ковных службах, истолковывал церковные догмы, занимался борьбой с ересями, назначал и смещал церковных должност­ных лиц, осуществлял суд над духовенством, а по некоторым категориям дел - и над мирянами, и т.д.

Монастырский приказ, воссозданный в 1701 г., был подчи­нен синоду. В 1724 г. приказ был переименован в Камер-кон­тору в 1726 г. - Коллегию экономии.

Превращение церковного управления в придаток админи­стративно-бюрократической системы навсегда лишило духов­ную власть политических притязаний.

Реформы МСУ. Во второй половине XVII в. продолжала действовать следующая система местных органов управления: воеводское управление и система областных приказов. Реорганизация местных органов управления произошла в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: рост ан­тифеодального движения и необходимость в развитом и сла­женном аппарате на местах. Преобразование местных орга­нов управления началось с городов.

Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дво­рянскими советами. Таким образом, сфера местного управ­ления получила коллегиальное начало.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление госу­дарства: территория России была разделена на восемь губер­ний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннад­цати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губерна­тор, объединявший в своих руках административную, судеб­ную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям уп­равления.

Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендан­тами. Во главе провинций стояли обер-коменданты.

К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управ­ления: уезд - провинция - губерния.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: тер­ритория государства разделялась на 11 губерний и 45 про­винций (впоследствии их количество увеличилось до 50). Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дист­рикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды.

Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернато­ры и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воево­дами. Им были предоставлены широкие полномочия в адми­нистративной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров.

В 1718- 1720 гг. была осуществлена реформа органов город­ского самоуправления. Создавались выборные сословные кол­легиальные органы управления, получившие название маги­стратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистра­ты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

Военная реформа. В XVII-XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии. В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преоб­раженский и Семеновский, составившие ядро новой армии.

Военные реформы Петра I решали вопросы комплектова­ния и организации армии.

В период 1699-1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожиз­ненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры - из дворян.

Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг.), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы при­нимались в основном дети дворян.

До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т.е. от 20 дворов брали одного рекрута. После про­ведения подушной переписи населения в основу набора рек­рутов было положено число душ мужского пола.

В начале XVIII в. управление армией осуществляли Раз­рядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719 г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718 г.

Армия делилась на полки, полки - на эскадроны и ба­тальоны, а те, в свою очередь, - на роты.

Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе.

Судебная система. Система судов в первой четверти XVIII в. строилась на сословном принципе, судебная власть не была отделена от власти административной. Высшую судебную инстанцию представлял монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.

Следующую инстанцию - Сенат, подчинявший себе Юстиц-кол­легию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией, и его решения были оконча­тельными.

Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексель­ные споры, Вотчинная - земельные споры, Мануфактур-коллегия - дела членов цехов (мастеров, рабочих и учеников), Камер-коллегия - финансовые правонарушения. Юстиц-коллегия была апелляционной ин­станцией для нижестоящих судов, проводила для них работу по обобще­нию судебной практики и подбор кадров.

Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждены ландрихтеры (местные судьи).

С 1719 г. страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-прези­дента и двух - шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он учреж­дался, руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.

В 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства.

Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллегиаль­ные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дворянское сословие. Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Го­рожане судились в магистратах, духовенство - в консистории при епархиальных архиереях, духовных дел управлениях и Синоде. Полити­ческие дела рассматривались в Преображенском приказе или Тайной канцелярии.

В 1722 г. проведена радикальная судебная реформа. Были упраздне­ны нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и асессоров. В отдаленных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела.

В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь. Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе являлся генеральный кригсрехт, рассматривавший наиболее важные дела, связанные с госу­дарственными и воинскими преступлениями. Нижней инстанцией стал полковой кригсрехт, рассматривавший все остальные дела. Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблю­давший за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрехта выносились на утверждение в военную коллегию.

Новыми чертами организационной судебной системы в первой чет­верти XVIII в. стали: коллегиальное устройство судов; попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной; учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, аудиторов); совмещение гражданской и военной юстиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими ор­ганами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).

29. Развитие Гос. аппарата после Петра I. Верховный совет. Губернская реформа. Полиция.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий - Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, под­бирал кандидатуры сенаторов и др.

В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил за­конодательные полномочия. Законы подписывались импе­ратрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.

В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.

Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял каби­нет министров, вначале выполнявший совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия, подписи всех трех министров заменяли подпись императрицы. Фактически исполнительная власть в стране принадлежала кабинету ми­нистров, который сосредоточил в своих руках все государст­венное управление.

В 1741 г. кабинет министров как высший орган государ­ственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, - кабинет Ее Величества (императрицы Елиза­веты Петровны).

За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называе­мый Императорским советом, при Екатерине II - Советом при высочайшем дворе и др.) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законо­творчестве, налогообложении, внешней политике, назначе­нии на должности и т. д.

После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось толь­ко в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судеб­ных дел.

В период царствования Ивана Антоновича и Анны Лео­польдовны значение сената как органа, руководившего дея­тельностью центральных органов управления, снова снизи­лось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значи­тельно возрастает. Сенат наделяется законодательными и су­дебными полномочиями. К его компетенции стали относить­ся все вопросы государственного управления.

В период царствования Екатерины II снова было пере­смотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим ад­министративно-судебным органом, в состав которого входи­ло шесть департаментов: государственные финансы и секрет­ное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Со­вету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.

Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.

С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

Система губернского и местного управления, сформиро­ванная при Петре I, в XVIII в. продолжала развиваться и ук­репляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Ос­новной административной единицей, объединяющей центр империи и ее окраины, была губерния во главе с губернатором. При губернаторе состоял коллегиальный орган - Губернское правление, находящееся под надзором сената. Состав правле­ния включал самого губернатора и двух советников, назначае­мых сенатом. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за исполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.

В начале XVIII в, в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов от­носились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.

В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы - управы благо­чиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах - полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.

Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглав­лявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Квар­талы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск; задержание преступников, исполнением законов, на­блюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мел­ких уголовных дел и др.

В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных пре­ступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содер­жались лица, не совершившие никаких преступлений, но под­вергнутые заключению в административном порядке и обви­ненные в «непотребном и невоздержанном житии».

Б 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяже­лых работах в системе мануфактурных и других государствен­ных производств.

В 1718 г. была образована тайная канцелярия - новый ка­рательный орган. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее конт­рольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложе­ны на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контро­лем императрицы Екатерины II.

Для осуществления налоговых и штрафных взысканий бы­ли образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфис­кации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

30. Развитие права в кон. XVII- XVIII вв. Источники. Попытки кодификации.

Основным источником права в период абсолютной мо­нархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В начале XVIII в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др.

Регламенты - это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельнос­ти государственных органов управления. В первой четверти XVIII в. было утверждено семь регламентов - Кригс-комис­сариату (1711), Штатс-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).

Манифесты издавались в особо торжественных или важ­ных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем уч­реждениям.

Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.

Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были на­правлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались мо­нархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д. Основным источником права продолжало являться Со­борное уложение 1649 г.

Во второй половине XVII в. были проведены частичная систематизация и кодификация отраслевых норм: в 1667 г. ут­вержден Новоторговый устав, в 1669 г. - Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. - Ново­указные статьи о поместьях, в 1680 г. - Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681 г. - Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах.

В XVIII в. предпринимались неоднократные попытки соз­дания нового Уложения, ни одна из них не увенчалась успехом. Для создания нового проекта Уложения учреждались различ­ные комиссии. В некоторые из них входили представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались про­тивоположные интересы сословий, и проект Уложения так и не был создан.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголов­ный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид право­нарушения и назначал определенную санкцию;

Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715г. - процессуальный кодекс;

Генеральный регламент 1720 г. - сборник административ­ного законодательства;

Пункты о вотчинных делах 1725 г. - обобщение судебной практики и толкования законов о наследовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: