1. По наличию патента:
патентные — на право использования запатентованного изобретения;
беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства.
Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением— договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.
2. По объему прав, передаваемых лицензиату: простая лицензия — лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);исключительная — лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах соглашения, лицензиар не может выдать аналогичные лицензии др. лицам, но может самостоятельно использовать лицензии (несерийные товары);полная — лицензиар уступает все права в течение срока действия соглашения, отказывается от самостоятельного их использования в течение этого срока (применяется редко).
|
|
3. По способу коммерческой реализации: чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;сопутствующие — сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.
4. По степени производственного освоения: достижения, освоенные в производстве; исследовательские.
5. По предмету сделки: научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»); промышленные образцы; торговые знаки; услуги.
6. По форме выплаты лицензионного вознаграждения: роялти — оговоренное участие в прибыли, периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения; паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок; комбинированные платежи — включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—15% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).
В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.
|
|
Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим: приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет; покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР; каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов; экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.
Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.
Различают три типа франчайзинга.
1. Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.
2. Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.
3. Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.
Возможные проблемы франчайзи: объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером; помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой; франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.