• композиционную организацию рисунка;
• характер формы и передачу пропорций предметов;
• качество конструктивного построения;
• правильность перспективы;
• достоверную передачу объёма;
• владение техникой;
• общее впечатление от работы.
Включаются и такие критерии оценки, как оригинальность, степень завершённости, сохранение традиции.
Общими критериями для всех видов рисунков (1-9 классы) являются:
1. Самостоятельность в выполнении рисунка.
2. Выразительность рисунка.
3. Способ выполнения рисунка: правильный (эффективный) способ выполнения рисунка - от общего к частному и от частного снова к общему: выполнение предварительного эскиза, использование схем, линий построения рисунка,
4. Эмоционально-эстетическое отношение к процессу рисования и рисунку.
Методики оценивания работ предполагают многосторонность. Например, считается целесообразным оценивать изобразительную деятельность ребёнка не только по сумме усвоенных знаний, умений и навыков, но и по их целевому применению.
|
|
Выделяются две позиции оценки способностей ученика:
1) по художественной грамотности (владение формой, цветом, передачей пространства без специального исследования композиции);
2) по умению применять арсенал изобразительных средств.
Оценка таких способностей учащегося в этом случае производится на основе следующих критериев:
• вариативность (манипуляция способом изображения предметов по своему усмотрению);
• динамичность (изображение предмета в движении);
• активность или пассивность (работа самостоятельная или под воздействием стимула).
Помимо художественной грамотности эти критерии отражают качества личности ребёнка и образ его действий.
Приложение 4
№ | критерии | Критерии и показатели базового уровня |
Композиция | 1) Гармоничное заполнение листа и расположение элементов композиции 2) Выделение композиционного центра («главного героя») 3) Создание пространства 4) Соответствие основным законам жанра 5) Использование средств гармонизации (симметрия, ритм и др.) 6) Использование средств художественной выразительности (контраст, динамика и др.) 7) Наличие авторского замысла и т.д. | |
Графика | 1) Чёткость линии, штриха 2) Узнаваемость силуэта, реалистичность 3) Лаконизм в передаче формы 4) Адекватность применения графического приёма ит.д. | |
Колористика | 1) Использование свойств холодной или тёплой гаммы в соответствии с замыслом 2) Использование насыщенности или разбеленности цвета в соответствии с замыслом 3) Подбор основных, составных или сочетание цветов в соответствии с замыслом 4) Применение цветового контраста и нюанса 5)Применение цветового акцента и т.д. | |
Техника изображения | 1) Знание и целенаправленное применение способов использования изобразительных материалов 2) Адекватность применения того или иного способа работы определённым материалом ит.д. | |
Техника владения инструмгн- | 1) Знание и целенаправленное использование особенностей конкретного инструмента для данной работы 2) Качество выполнения определённого приёма конкретным инструментом ит.д. | |
Свето-тень | 1) Обоснованность применения эффекта светотени 2) Применение приёмов, создающих светотеневой эффект для создания объёма ит.д. |
5-балльная шкала:
|
|
5 — «отлично» — уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу полностью выполнена;
4 — «хорошо» — уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача по методу выполнена;
3 — «удовлетворительно» — уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью);
2 — «неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу не выполнена;
1 — «крайне неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не может быть оценен, учебная задача по методу сознательно не выполнялась (в журнале эту оценку не принято ставить).
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОК
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ С АНАЛИЗОМ[9]
УЧЕНИКА 3 А КЛАССА _______________________________________
Фамилия имя
Приложение 5
№ | Тема урока | Критерии оценки | Итог | |||||
п | ||||||||
Итоговый учет | ü |
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОК
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКОВ 3 А класса
Приложение 6
№ | Фамилия имя | Критерии оценки | Итог | |||||
п |
4. ФОТОАЛЬБОМ
Фотоальбом предусматривает наличие фотографий работ детей, педагогического рисунка выполненного учителем, наглядные пособия, этапы выполнения рисунка, ведение урока учителем.
Возможен электронный вариант. Здесь могут быть добавлены видеоматериалы с урока, для урока, которые использованы и подготовленные презентации. Все оформляется в папках и файлах, подписанных и датированных днем, когда проводился урок или иное мероприятие с названием.
5. СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА