Действие УЗ в пространстве – это применение соответствующей УП нормы в отношении определенного круга лиц, совершивших преступление на территории соответствующего государства.
На основе действующего законодательства с учетом положения некоторых международных договоров выделяют принципы действия УЗ в пространстве:
- территориальный принцип;
- принцип гражданства;
- универсальный принцип;
- реальный принцип;
- принцип специального режима.
Ч. 1 ст. 5 УК.
Для решения вопроса о привлечении к ответственности по территориальному принципу важно понимание термина “территория”. Под территорией принято понимать часть земного шара, принадлежащая соответствующему государству, на которой это государство осуществляет свою суверенную власть. Территория включает в себя не только часть суши, недра и внутренние воды, но и атмосферу над этой территории. К территории относятся также некоторые специфические объекты, в частности, водные и воздушные суда.
Вопрос об уголовной юрисдикции военный воздушных и морских судов решается в международных договорах. Важная: Конвенция по морскому праву от 10.12.1982 г. и ратифицирована РБ в 2006 г.
|
|
В соответствии с конвенциями об уголовно-правовой юрисдикции, данный вопрос зависит от того, военное или гражданское это судно. В этом смысле режим отличается. В отношении военных, водных и воздушных судов, УП юрисдикция государства-флага распространяется на военные суда независимо от того, где они находятся. Если судно гражданское, то общее правило таково: если водное судно находится в открытом водном пространстве, то действуют законы государства-флага, если же судно находится в территориальных водах другого государства, то действуют законы этого государства.
Конвенция по морскому праву, п. 1 ст. 27 – вопрос о транзитном проезде.
Есть одно исключение: экстерриториальность (дипломатический иммунитет). Иммунитет (от лат. «освобождение»). Лицо, наделенное дипломатическим иммунитетом, неподсудно суду государства пребывания. Дипломатическим иммунитетом наделяются лица в соответствии с международными договорами.
При совершении преступления лицом, обладающим иммунитетом, существует два варианта привлечения к ответственности:
ü аккредитующее государство отказывается от предоставления иммунитета. Тогда уполномоченные органы государства пребывания вправе привлечь к ответственности. Такие случаи чрезвычайно редки, в Беларуси их не было. Но в 2001 г. Грузия отказалась от иммунитета в отношении своего атташе, который нарушил ПДД, в результате чего погиб пешеход.
ü аккредитующее государство не отказывается от иммунитета. Это означает, что лицо должно покинуть территорию государства. Но это не означает освобождение от уголовной ответственности. Лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности в государстве, предоставившем иммунитет.
|
|
Существует проблема, связанная со шпионажем. Если лицо совершает акт шпионажа, то с позиции государства пребывания это тяжкое преступление, а со стороны государства, предоставившего иммунитет – «славный разведчик»).
Вопрос о месте совершение преступления (ч. 2 ст. 5 УК). Преступление считается совершенным на территории РБ, если оно хотя бы частично было совершено на нашей территории.
Принцип гражданства.
Ч. 1 ст. 6 УК.
На основании этого принципа решается вопрос о привлечении граждан РБ либо ЛБГ, постоянно проживающих на территории РБ, в случае, если они совершили общественно опасные деяния за пределами РБ.
Условия привлечения к ответственности:
û совершенное общественно опасное деяние признается в качестве преступления не только по законодательству РБ, но и поУЗ государства, на территории которого было совершено преступление. «Правило двойной криминальности».
Большинство УП запретов предусмотрено в законодательстве всех государств мира. Но есть ряд УП запретов, которые предусмотрены только в определенных государствах. Это предусмотрено определенными традициями (пример: запрет на аборты).
û лицо, совершившее соответствующее преступление, не было привлечено к УО на территории государства – места совершения.
До принятия УК 1999 г. приговор иностранного суда был необязателен. Советский суд могу привлечь лицо к УО, даже если оно было привлечено к УО в другом государстве.
При привлечении к УО в РБ наказание не должно быть более строгим, чем максимальный предел санкции соответствующей статьи УК государства – места совершения преступления.
Универсальный принцип.
Этот принцип символизирует совместные усилия государств в борьбе с преступностью. Он действует независимо от места совершения преступления и гражданства (подданства) лица, его совершившего.
Условия применения данного принципа:
· преступление – международное преступление (преступление против мира, безопасности человечества, военное преступление) либо преступление международного характера (те общественно опасные деяния, которые сформулированы в международных договорах в качестве преступных деяний);
· в УЗ соответствующего государства предусмотрена норма, в которой установлена ответственность за это преступление;
· лицо не было осуждено за это преступление в каком-либо государстве;
· лицо находится на территории РБ.
Универсальный принцип конкурирует с институтом экстрадиции. Экстрадиция – это выдача лица, совершившего преступление, заинтересованному государству либо выдача лица, осужденного за преступление, другому государству для отбывания наказания и иных мер УО.
Международная практика показывает, что, как правило, уполномоченные органы соответствующих государств отдают предпочтение выдаче. «Выдай или осуди».
Вопросы экстрадиции, как правило, решаются в международных договорах. Двусторонние договоры (о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам), многосторонние конвенции (Минская конвенция от 22.01.1993 о правовой помощи по ГСиУД (СНГ) и Кишиневская конвенция 07.12.2007). Но со многими государствами Беларусь не заключила таких договоров.
Реальный принцип.
Он действует в отношении ограниченного круга лиц: ИГ и ЛБГ, постоянно не проживающих на территории РБ.
Условия:
- общественно опасное деяние совершено за пределами РБ;
- это деяние направлено против интересов РБ (не только интересы государства, но и интересы ФЛ и ЮЛ);
- это преступление относится к категории особо тяжкого преступления (см. ч. 5 ст. 12 УК). У государств-участников СНГ разные подходы (Россия: тяжкое либо особо тяжкое; Украина: любое преступление);
|
|
- лицо не осуждено поУЗ государства-места совершение преступления;
- лицо находится на территории РБ.
Реализации реального принципа препятствует конституционное правило, которое закреплено практически во всех государствах, о невыдаче своих граждан другому государству.
Принцип специального режима.
В МП этот принцип был сформирован на основе необходимости решения вопросов об УП юрисдикции в отношении военнослужащих, которые совершили преступление на территории иностранного государства, если они входили в состав военной базы или вооруженного формирования, которое размещалось на территории другого государства в соответствии с международными договоренностями.
Общее правило следующее: если военнослужащий или член его семьи совершил преступление в пределах дислокации военной базы, то применяется УЗ государства, которому принадлежит это воинское формирование. Если же военнослужащий совершил преступление за пределами места дислокации военной базы, то применяется уголовный закон государства – места пребывания.
На территории РБ располагаются две военные базы РФ. Здесь действует соглашение от 06.01.1995 между РБ и РФ по вопросам юрисдикции, связанных с временным нахождением воинских формирований в составе стратегических сил на территории РБ (ст. 4 и 5).