Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития. (наверх)

Также как с памятью 39 тема – классические исследования, 40 – современные. Где можно найти связь памяти с вниманием. Если представляем стадиальную схему переработки информации, то по-крайней мере в двух местах необходимо внимание. Первое – на самых ранних этапах переработки информации и этот этап называют ранней селекцией. В классическом определении внимания это этап отбора материала. И можно представить ещё одно место – это переход от память рабочей к перманентной. Назывался артикуляционной петлёй или центральным процессором слежения. Это этап поздней селекции[573] материала. Это этап сосредоточенности на материале или удержание его в сознании.

1. Сам термин внимание имеет в психологии особую судьбу. То он объявлялся центральным, как в первых исследованиях Вундта и Титченера. То есть с одной стороны это постоянно присутствующий вездесущий факт. Внимание хотя бы непроизвольное. И с другой стороны именно внимание понимается как уникальное состояние. Быть внимательным вообще-то говоря неестественно. И в этом втором случае внимание есть уникальный артефакт.

2. Процессы внимания связаны с настоящим (актуальным) опытом. Поэтому нередко случается так, что явление внимания и субъект и исследователь как бы не замечает, сводит к другим. Гештальтпсихолог например рискует вообще отрицать понятие внимания. Отбор и сосредоточение. Выделение и есть факт перцептивной организации, которая определяется объективными факторами. Каков стимул такова и фигура, т.е. внимание сводится к восприятию. В учебниках для педагогов раздел внимание порой убран вообще как нечто слишком сложное.

3. Проблема внимания есть пробный камень любой психологической концепции, лакмусовая бумажка. От объяснения внимания во многом зависит и объяснение других феноменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: