Экологические дисциплины:
1. Общая экология (Биология)
2. Геоэкология
3. Прикладная экология
4. Экология человека
5. Социальная экология
Общая экология изучает основные принципы строения и функционирования надорганизменных систем.
Общая экология по уровню организации биологических систем подразделяется на:
1. аутэкологию
2. синэкологию
3. популяционную экологию (демэкологию)
Аутэкология – изучает действие различных факторов среды на отдельные особи (их распределение, численность, приспособления к температуре, влажности, солености; характеристики роста, размножения; особенности обмена веществ и др.)
Синэкология – изучает взаимоотношения между биогеоценозами и обмен веществ и энергии между компонентами этих систем.
Популяционная экология – изучает популяции (их численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост особей, темп роста, динамику численности и др.).
Геоэкология по среде обитания делится на:
1. экологияю суши
2. экологию пресных вод
|
|
3. экологию моря
4. экологию высокогорий и др.
Прикладная экология:
1. промышленная
2. сельскохозяйственная
3. медицинская
4. химическая и др.
Социальная экология:
1. экология личности
2. экология культуры
3. этноэкология
Экология человека (антропоэкология) – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей средой.
Основные закономерности взаимодействия человека с биографическими факторами протекают на уровнях организации:
а) организменном (онтогенез)
б) популяционно – видовом (расы, адаптивные типы)
в) биоценотическом – (связь с другими живыми существами)
г) биосферном – (образование ноосферы)
Антропоценология – междисциплинарная наука об охране окружающей среды.
Отличительный черты экологии
1.Специфичность предмета исследования – организмы, популяции; среда и факторы жизни.
2.Специфичные задачи
а)повышение продуктивности угодий;
б)воспроизводство и повышение поголовья ценных животных;
в)борьба с вредителями сельского хозяйства и лесов;
г)ликвидация природных очагов инфекционных и инвазионных болезней.
д)сохранение человека как вида
3.Специфичны методы исследования: полевых наблюдений, экспериментальный, моделирования.
4.Специфичны понятия (арена жизни, биотоп, стадия, диапазон, спектр и др.)
5.Специфичен характер работы эколога (организмы изучаются в естественных условиях жизни)
6.Специфична тесная связь с практикой народного хозяйства.