1. Назовите важнейшие меры по организации отпора врагу — фашистским захватчикам, предпринятые руководством Татарстана и мест компактного проживания татар.
2. Расскажите о героизме и подвигах воинов-татар на фронтах Великой Отечественной войны.
3. Как вы думаете, какие факторы обусловили массовый героизм татарского народа и других народов СССР?
4. Укажите причины бедственного положения в сельском хозяйстве после войны на примерах сел Татарстана.
5. За счет каких средств и ресурсов осуществлялось восстановление и развитие хозяйства в Татарстане?
6. Что способствовало развитию химической, машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности Татарии? Как развивалась нефтедобыча в республике?
7. Раскройте противоречивость в политике культурного строительства и национального самосознания на примере Татарстана.
8. Определите основные направления и противоречивость экономического и социального развития Татарстана в 60— 80-е годы.
Предпринятый нами обзор истории татарского народа подходит к концу. В нашем багаже — добытые нелегким трудом знания о важнейших событиях и крупных вехах этой истории, вместившей в себя по крайней мере два тысячелетия. Нам осталось еще попытаться осмыслить настоящий исторический момент, на рубеже тысячелетий, и по возможности заглянуть хотя бы в ближайшее будущее.
|
|
В конце XX столетия наша страна Россия пережила
очередной крутой поворот в своем историческом развитии.
Важно правильно понимать, что этот поворот означает для
татарского народа, для государственный
его дальнейших судеб. Какие возможности откры- герб Республики вают и какие угрозы несут с собой осуществляемые Татарстан в России преобразования.
Кардинальным фактом является то, что эти преобразования проводятся под флагом демократизации общественной и политической жизни. Все начиналось в 1987—1988 годах с неформальных объединений и клубов. В Татарстане их число превышало 4 тысячи. Происходил небывалый подъем татарского национального движения. Осенью 1988 года группа татарских интеллигентов создала Татарский общественный центр (ТОЦ). На учредительном съезде ТОЦ была принята программа этой общественной организации. В ней определялись пять основных целей: 1) придание Татарстану статуса союзной республики; 2) придание татарскому языку в Татарстане статуса государственного языка; 3) расширение экономической самостоятельности республики; 4) консолидация татарской нации; 5) подъем национальной культуры в республике. Вокруг этих программных целей объединились широкие слои татарского населения. В 1991 году отделения ТОЦ действовали в 25 районах Татарстана и 98 городах и областях СССР за пределами республики.
|
|
В апреле 1990 года наиболее радикально на-
строенные активисты ТОЦ во главе с писательницей Ф. Байрамовой создали татарскую национальную партию независимости «Иттифак». Главными требованиями этой партии стали восстановление независимого национального государства и придание исключительно лишь татарскому языку статуса государственного. Демонстрации и митинги под этими лозунгами собирали тысячи людей.
Первый президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев (с 1991 года) |
Вопрос о государственно-правовом статусе Татарстана постоянно присутствовал в развернувшейся в 1990 — 1991 годах политической дискуссии об обновлении СССР и государственном суверенитете РСФСР. Принятая 12 июня 1990 года Декларация о государственном суверенитете РСФСР открыла «парад суверенитетов» и явилась мощным толчком для распада единого союзного государства. Во время своего визита в Татарстан в августе 1900 года вновь избранный Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин, стремясь завоевать симпатии татарстанцев, произнес фразу, которая вскоре стала крылатой: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите!»
Татарстанцы не преминули воспользоваться этим, и уже 30 августа 1990 года Татарстан, первым среди автономных республик, принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Этот день отныне торжественно отмечается как официальный праздник — День республики.
Документ |
Из Декларации о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики от 30 августа 1990 года: «Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики,
— осознавая историческую ответственность за судьбу многонационального народа республики;
— уважая суверенные права всех проживающих в Российской Федерации и Союзе Советских Социалистических Республик народов;
— отмечая, что статус автономной республики не отвечает потребностям политического, экономического, социального и духовного развития ее многонационального народа в будущем;
— реализуя неотъемлемое право татарской нации, всего проживающего в республике народа на самоопределение;
— стремясь построить демократическое правовое государство,
1. Объявляет о государственном суверенитете Татарстана, и впредь именовать его Татарская Советская Социалистическая Республика — Республика Татарстан.
2. Земля и ее недра, другие природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа».
Важной вехой на пути строительства нового, суверенного Татарстана стали выборы первого президента ТССР, проведенные 12 июня 1991 года. Собрав 70,9 процента голосов избирателей, участвовавших в голосовании, президентом Татарстана стал Минтимер Шарипович Шаймиев. Вице-президентом был избран В. Н. Лихачев. Председателем Верховного Совета ТССР избрали Ф. X. Му-хаметшина.
Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Ф. X. Мухаметшин |
15 августа 1991 года президент Татарстана подписал Указ «О мерах по обеспечению государственного суверенитета и права собственника Татарской ССР», на основе которого все расположенные на территории республики предприятия и организации переводились под юрисдикцию Татарстана.
Руководство республики добивалось того, чтобы Татарстан самостоятельно, в качестве равноправного с Россией субъекта, уча-твовал в подписании нового Союзного договора, намеченном на 0 августа 1991 года. Известно, что Президент СССР М. С. Горбачев и руководители девяти союзных республик, участвовавшие в подготовке нового Союзного договора, не одобряли это намерение Татарстана. И трудно сказать, как развивались бы события при подписании договора. Но тут произошло событие, круто изменившее ход политического процесса. Этот — путч 19—21 августа 1991 года в Москве.
|
|
После подавления путча Б. Н. Ельцин и руководители ряда других союзных республик пошли по пути окончательного демонтажа единого союзного государства, и 8 декабря 1991 года этот процесс завершился принятием известной беловежской декларации Ельцина—Кравчука—Шушкевича. В этих условиях Татарстану пришлось заново определять свою позицию и политическую линию. Радикальная часть национального движения добивалась полной независимости республики, что практически и юридически означало бы выход из состава Российской Федерации. При этом они правомерно указывали на то, что Татарстан официально никогда не входил в состав России.
Однако эта позиция не отвечала настроениям большинства татарского населения как в Татарстане, так и за его пределами. Совместная жизнь на протяжении нескольких столетий в едином государстве связали татарский народ с русским народом такими прочными узами, что планы их разрыва воспринимались как русскими, так и татарами как неконструктивные и вредные. Реальность такова, что Татарстан давно и прочно сросся с Россией, стал ее неотъемлемой составной частью. Поэтому речь могла идти лишь о повышении статуса Татарстана в Российской Феде-
рации, о более справедливом и правильном разграничении их прав и полномочий.
Эти цели были реализованы в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, подписанном 15 февраля 1994 года. Хотя договор и неоднозначный, но в нем заложено немало того, что действительно способствует укреплению суверенитета Татарстана. Наиболее важным завоеванием является экономическая самостоятельность, закрепление за республикой ее собственности. По достоинству это можно оценить, памятуя, что в СССР только два процента собственности принадлежало республике. Ныне она сама распоряжается своей нефтью, промышленным потенциалом. Это дало Татарстану возможность разработать и реализовать свою собственную модель экономической реформы, позволившую сделать вхождение республики в рынок более плавным и менее обременительным для населения.
|
|
Важнейшим компонентом рассматриваемых обновленческих процессов стал рост национального самосознания, стремления к национальной консолидации. Этим стремлением были охвачены все слои татарского общества, все этнотерриториальные группы татарской нации. Практически во всех местах компактного проживания татарского населения — от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Астрахани — созданы и функционируют разнообразные национально-культурные организации в виде местных отделений ТОЦ или самостоятельных общественных объединений.
В Саратове по инициативе Татарского общественного культурно-
Факт просветительного объединения «Идель» 1 сентября 1992 года от-
крылась средняя школа № 35 с углубленным изучением татарского
языка. В 1995 году школа преобразована в национальную татарскую гимназию (директор — кандидат педагогических наук Закия Идрисовна Саласкина). В гимназии занимается около 300 детей, в основном татарской национальности.
В Саратове в 1989 году возникло культурно-просветительное объединение «Идель», в Пензе— общество «Якташлар», в Улья-
новске— общество «Туган тел», в Астрахани— общество «Дус-лык» и т. п. Стали открываться курсы по изучению татарского языка, возрождаться национальные праздники, традиции, издаваться газеты...
Огромную роль в консолидации всей нации, в подъеме национального самосознания сыграл Всемирный конгресс татар, проведенный в Казани в июне 1992 года. В работе конгресса участвовало около 1000 делегатов, представлявших не только Татарстан, края и области Российской Федерации, но и страны ближнего и дальнего зарубежья. В августе 1997 года состоялся Второй Всемирный конгресс татар с участием 700 делегатов.
Из Обращения Всемирного конгресса татар к народам и государ- Документ I ствам мира, 19 июня 1992 года:
«Мы, участники Всемирного конгресса татар, впервые собравшиеся
на древней земле наших предков, объединенные многовековой историей, родством языка, культуры, обычаев, традиций и веры, обращаемся к вам с надеждой, что наш голос дойдет до сердца и разума каждого, кому не безразлична судьба многомиллионного татарского народа. Осознавая глубочайшую ответственность своих действий перед народом Республики Татарстан, уважая права и интересы всех наций стран ближнего и дальнего зарубежья... призываем всех сыновей и дочерей татарского народа, наших соотечественников, где бы они ни проживали, объединить свои усилия вокруг гуманных идей культурно-национального возрождения, демократического становления и развития государственности Республики Татарстан».
В центре внимания растущего национального самосознания оказались кардинальные вопросы исторического бытия народа: кто мы? откуда мы? В ходе напряженных поисков, в которых принимали участие не только специалисты, ученые, но и сотни «простых» людей, непрофессионалов, обнаружились многочисленные «белые пятна» в национальной истории, имеющиеся в исторических трудах и учебниках искажения ряда ее страниц и сюжетов.
Значимым итогом этих поисков стало значительное обогащение освещения татарской истории, расширение ее пространственно-временных границ за счет включения в нее исследования та-
ких компонентов, как гунны и Гуннская империя Аттилы, Тюркский, Кимакский и Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Золотая Орда. Это заставило по-новому взглянуть на вопрос об этнониме. В национальном движении вновь стал бурно обсуждаться вопрос, казалось бы решенный в начале XX века: как нам себя называть — татарами, булгарами или еще как-то, например кипчаками?
Значительную популярность приобрела булгарская версия этнонима. Группой молодых ученых и специалистов создано общество «Булгар ал-Джадид», ставящее своей целью «возвращение» татар к самоназванию «булгары». Члены общества пытаются предпринимать в этом направлении и практические шаги, например, в своих паспортах в графе национальность слово «татарин» заменяют на слово «булгарин».
Коренная ошибка «булгаристов» состоит во внеисторическом противопоставлении этнонима «булгары» этнониму «татары». Последний они просто-напросто отбрасывают и третируют как чуждое и даже враждебное нашему народу самоназвание, навя-занное-де русскими властями — царизмом и большевиками. При этом ими игнорируется тот факт, что такие исконно национальные поэты, как Г. Тукай, Дэрдменд, педагог-просветитель К. Насыри и многие другие называли свой народ татарами, более того, настаивали именно на этом этнониме.
Вспомним строки Тукая:
Я пою, хоть жилье мое тесно и старо,
Не боюсь, хоть любимый народ мой — татары...
Истина состоит в том, что наш народ прошел большой и сложный исторический путь и на разных этапах этого пути наши предки называли себя по-разному: гунны, тюрки, кимаки,
болгары, кипчаки, татары, казанцы и т. д. Можно добавить еще более десяти самоназваний, ныне известных лишь специалистам, и любое из них могло бы закрепиться за нашим народом в качестве этнонима. Иными словами, выбор этнонима народа происходит в процессе длительного исторического развития и в значительной степени случайно. Ни указами, ни декретами этноним за народом закрепить невозможно.
Что касается этнонима «татары», то исследования ученых подтверждают, что это название не является чуждым для нашего народа. Так называли себя многочисленные и сильные тюркоя-зычные племена, входившие с середины VI века в Тюркский каганат. Западные границы этого раннесредневекового государства, как мы уже говорили, доходили до Каспийского моря и реки Итиль. В XIII—XV веках татары составляли основное население Золотой Орды, а татарский язык («поволжский тюрки») являлся официальным языком этого могущественного государства.
В процессе формирования наций (конец XIX века) именно этноним «татары, татарский», закрепился за нашим народом, народ сам, добровольно принял это самоназвание, и поэтому любые попытки ревизии данного исторического факта контрпродуктивны.
Было бы, очевидно, правильным сосредоточить внимание и силы ученых и общественности не на бесплодных спорах о том, какой этноним лучше, а на научном исследовании слабо разработанных проблем татарской истории. Среди этих проблем назовем такие: этногенез (происхождение) татарского народа, место и роль ислама в татарском обществе и государстве на разных этапах исторического процесса, борьба татар за социокультурное выживание в Российском государстве, просветительство и исламская реформация среди татар в конце XVIII—XIX веке, распространение и влияние среди татар идей панисламизма и пантюркизма, формирование и развитие этнотерриториальных групп татарской нации, татарская эмиграция начала XX века и другие.
В современных духовных исканиях, направленных на выработку новой парадигмы национальной идентичности, важное место занимает ислам. Наши предки познакомились и приняли ислам в качестве своей веры в VIII—XI веках. В Волжской Булга-рии ислам являлся государственной религией с 922 года, в Золотой Орде — с 1312 года. Столь длительное пребывание в лоне мусульманской религии наложило глубокий отпечаток не только на духовный мир татарина, но и на его образ жизни, культуру. Ислам сыграл немалую роль в борьбе татар за выживание в годы жестоких преследований и гнета, осуществлявшегося царизмом на протяжении двух столетий —■ с середины XVI до середины XVIII века. В это тяжелое время произошло фактическое слияние мусульманской общины (уммы) и татарского крестьянского общества. Не случайно в России за татарами закрепился этноним «мусульмане» («басурмане» в русской транскрипции).
Однако в дальнейшем, в силу действия объективных факторов и условий, происходило разграничение этих двух сфер — ре-
лигиозно-духовной и мирской, хозяйственно-культурной, во взаимоотношениях мусульманской мечети и татарского общества стали проявляться противоречия. Эти противоречия были вызваны происходившими в XIX столетии в татарском обществе процессами секуляризации, обмирщения, распространения научных знаний, которые мусульманским духовенством воспринимались как угроза для своего монопольного положения в духовной и социально-культурной жизни татар. Мусульманская мечеть, как и православная церковь, оказалась также в стороне от движения передовых сил российского общества за политическую свободу, демократию, фактически избрав для себя роль защитницы реакционного самодержавного строя. Между названными силами татарского общества и мечетью в начале XX столетия возникло острое противоречие. Именно в этом следует искать истоки глубокого кризиса российского ислама, который он пережил в первые десятилетия XX века.
В последнее десятилетие XX века в российском обществе наблюдалось возрождение интереса и доверия к религии вообще и к исламу в частности. Повсюду в местах компактного проживания татарского населения строятся и открываются мечети, растет число имамов и верующих мусульман и т. д.
В этих условиях важно избегать эйфории, поспешных, упрощенных суждений и выводов. Далеко не все проблемы социально-культурного прогресса татарской нации в XXI веке могут решаться посредством ислама, на путях исламизации татарского общества. Ислам не может претендовать и никогда более не займет монопольного положения в татарском обществе. Семейно-брачные отношения, образование, культура будут развиваться, как и прежде, преимущественно на светской основе, как институты гражданского общества. Не только иллюзорны, но и крайне вредны представления о возможности построения на исламской основе современного демократического государства. Безусловно
должны уважаться такие основополагающие гражданские права, как свобода совести и вероисповедания.
Вступая в третье тысячелетие, татарский народ собирает свои силы, определяет свои созидательные возможности и ресурсы, внутренне сосредоточивается для того, чтобы дать достойный ответ на вызовы времени, не оказаться в хвосте социального прогресса, на обочине истории. Татары сегодня — второй по численности народ в Российской Федерации. Это — народ-труженик, народ-созидатель. Созидательный потенциал нашего народа поистине огромен. Этот потенциал прежде всего составляют люди — высокообразованные, энергичные, достигшие больших высот практически во всех областях человеческой деятельности. О многих из этих людей можно узнать, заглянув в изданный в конце 1999 года «Татарский энциклопедический словарь». Само это великолепно выполненное издание, несомненно, станет крупной вехой в самопознании и консолидации нашего народа. Отметим также, что издание ТЭС является одним из первых крупных достижений вновь созданной в 1992 году Академии наук Татарстана, возглавляемой видным ученым Мансуром Хасановичем Хаса-новым.
Надежным гарантом раскрытия созидательных потенций народа является сильное суверенное государство — Республика Татарстан. По Декларации и Конституции Татарстана в республике татарский и русский языки являются государственными. Теперь в Татарстане каждый школьник наравне с русским изучает и татарский язык. В 1995/96 учебном году из 2432 общеобразовательных школ в 1126-ти преподавание велось на татарском языке. Кроме того, функционировали 92 образовательных учреждения нового типа, 379 смешанных русско-татарских и татаро-русских школ. Если в 1990 году лишь 24 процента детей-татар обучались на родном языке, то в 1998 году — 47 процентов. Система национального образования формируется и за пределами Татарстана, в областях и республиках Российской Федерации. По данным Министерства образования РФ, в 1998 году Ь местах компактного проживания татар работали: 681 татарский детский сад с 21 680 детьми, 912 татарских школ с 50 676 учащимися, 820 школ с углубленным изучением татарского языка— 110 645 учащихся.
Несколько расширились возможности получения специального среднего и высшего образования на татарском языке. С 1989 года в Казанском государственном университете функционирует факультет татарской филологии, истории и восточных языков. Открыты Татарский гуманитарный институт, татарские колледжи и лицеи. В педагогическом и технологическом университетах, в академиях сельскохозяйственной, ветеринарной и строительной созданы группы с преподаванием предметов на татарском языке. На очереди — открытие Татарского национального гуманитарного университета в Казани. Усилиями исполкома Всемирного конгресса татар и Правительства Республики Татарстан
с 1997 года работает коротковолновая радиостанция для татарского населения России и зарубежья. На республиканском радио работает студия «На волнах Татарстана».
В ряде городов и районов традиционного расселения татар возобновилось издание газет на татарском языке. В качестве примеров можно назвать газеты «Идел» (Астрахань), «Бердэмлек» («Единство», Самара), «Умид» («Надежда», Ульяновск).
Показателем национального пробуждения татар являются регулярно проводимые праздники татарской культуры и искусства. На высоком уровне проходят они в Самарской, Свердловской, Саратовской и других областях. Повсеместно возрожден и с большим размахом проводится Сабантуй.
В субъектах Российской Федерации создаются национально-культурные автономии татар. Они призваны духовно и организационно сплотить вокруг единого центра татарское население, расселенное, как правило, дисперсно, создавать очаги национального образования и культуры, искать и находить вместе с органами государственной власти и местного самоуправления наиболее эффективные пути и формы удовлетворения многообразных этнокультурных потребностей граждан, относящих себя к татарской этнической общности.
Помнить и знать историческое прошлое своего народа, самоотверженно и плодотворно работать на его экономическое и культурное процветание в настоящем, готовить себя к решению тех новых и сложных задач, которые непременно возникнут перед татарским обществом в XXI веке, — таково призвание и долг истинных патриотов нации, верных сынов и дочерей народа.