Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым и научным взглядам на ее природу
Сначала была религиозно-мифологическая идеология души, далее философские размышления, направленные на рациональное объяснение, мира в целом, включая вопросы о человеке, его душе.
В античности сложились классические формы философии, в которых гармонично сочетались мировоззренческие этические, онтологические и гносеологические аспекты, они были связаны с науками и направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума.
Античная психология возникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества, и происходящие исторические изменения того времени влияли на изучение и трактовку психики.
Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового, прекрасного тела, любви к земной жизни. ЕЕ отличают тонкий интеллектуализм и высокое отношение к разуму.
|
|
Именно с античной психологии образовалось начало всей научной психологии.
Первичные представления о душе возникают в период ранней классики (6-4 вв. до н.э.) в натурфилософии Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и Гераклита. Они утверждали, что четыре стихии лежат в основе всего: вода, воздух, огонь, земля. Понятие «логос» - разум, или «логос» - закон, согласно которому все меняется, оставляя строй целого неизменным.
Душа – часть божественного огня. Чем больше огня, тем больше души, сухая душа мудрейшая и лучшая.
Эмпедокл вносит идеалистическое представление о двух силах, управляющих миром: любовь и ненависть.
Вершиной античного материализма был атомистический материализм. (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций). Два начала – бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Все вещи образуются из составляющих их атомов.
Представления Демокрита, Эпикура, Лукреция получили развитие у стоиков.
Выделяются школы психологии. Стоики (делили философию на физику – учение о природе; логику – учение о познании; этику – учение об аффектах). Хризипп и Зенон занимались решением личностью нравственных задач: лишь путем сосредоточения на своей внутренней жизни можно обрести свободу, независимость от внешнего мира.
В целом в философии стоицизма человек представлялся как свободное существо, действующее в соответствии с долгом. Идеал человека в стоицизме – независимость от внешних обстоятельств, автономность, самодостаточность (автаркия), в отличие от христианского идеала человека, который ищет помощи у Бога.
Постепенно нарастали идеалистические тенденции. Рассуждения о душе были разными: у Фалеса – душа, нечто особенное, отличное от тела; у Анаксимена она – воздух, у пифагорейцев – она бессмертна и переселяется, а тело для души является чем-то случайным.
|
|
Сократ уделял внимание добродетели, его девиз: «Познай самого себя», вообще хотел сделать людей лучшими, т.е. помочь людям открыть в себе лучшее.
В учении о душе Сократ первым указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Душа – разум, божественное начало и бессмертна.
Наивысшего развития идеализм достигает в трудах ученика Сократа Платона – основоположника объективного идеализма.
Философской проблемой Платона является учение об идеях – объективный идеализм. Идеи – истинно сущее бытие, вечное, не имеющее возникновения, независимы от чувственных вещей. Материя – это небытие, бесформенное, незримое, соединяясь с идеей, может стать любой вещью.
Платон различал 9 разрядов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Указывает на необходимость развивать душу и тело в равновесии.
По Платону есть три начала человеческой души: первое низшее и самая большая часть души – вожделеющее, неразумное начало. Это удовлетворение телесных потребностей (голод, жажда и даже влюбленность) – чувство удовольствия, достигая цели, и страдания в противном случае. Другое – разумное начало, которое противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало – яростный дух. Этой часть человек вскипает, раздражается и т.д. Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении при господстве разумного начала.
Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля. Душа, как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Действует не душа, а соответствующее тело, но тело одушевленное. Орган души – сердце. Аристотель душу не делил на части, как Платон, а доказывал об отдельных способностях души, силах (дюнамис). Каждая из частей обладает ощущением и способностью двигаться в пространстве. Где есть ощущение, там есть печаль и радость. Три ступени жизни: растительная, животная и человеческая.
Аристотель выделяет познавательные способности, движущие способности, чувства и аффекты, а также описывает общий склад души (характер).
Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.
Гиппократ – отец медицины. Все болезни объяснял естественными причинами, выявление которых позволяет выработать правильные методы лечения. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Гиппократ разработал теорию о темпераменте, произвел классификацию человеческих типов на соматической основе.
Основные положения врачебной этики Гиппократа и в наше время сохраняют свое значение.
Клавдий Гален продолжил изучение темперамента по Гиппократу. Он выделил четыре начала всех вещей: теплое, холодное, сухое, влажное и четыре сока, как строительный материал организма. От комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Выделил 13 типов темперамента, один из них – нормальный, все остальные – отклонение от нормы.
Итог: В психологических системах античности душа отождествлялась с жизненным началом. Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования. Сведения о душе и о ее процессах, накопленные античными мыслителями, послужили «отправным пунктом» и предпосылкой последующей эмпирической работы.