Загальна характеристика психології Нового Часу ХУІІ століття

В ХУII веке в королевских садах и парках Европы наряду с прочими чудесами и диковинами этого удивительного века появились новые причудливые увеселения: водяные струи подавались по проло­женным под землей трубам и заставляли двигаться механические фигуры. Эти забавы аристократов отражали в себе повальное увлечение того века машинами во всех их видах. Но они же одновременно и стимулировали развитие механики. Именно в это время разнообразные механизмы стали широко применяться в науке, производстве и для увеселений.

«Дух времени» в XVII—XIX веках был той интеллектуальной почвой, на которой взросла психология. Базовой идеей культуры XVII века, — как в сфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии — был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественные процессы могут быть объяснены на основе законов физики.

Идея механицизма вызревает первоначально в физике, которая в те времена называлась натурфилософией, в работах итальянского физика Галилео Галилея (1564—1642) и английского физика и математика Исаака Ньютона (1642—1727), обладавшего также неплохими навыками часовых дел мастера. Считалось, что весь мир состоит из неких частиц материи, находящихся в непрерывном движении. Согласно Галилею, материя состоит из дискретных корпускул или атомов воздействующих друг на друга при соударении. Ньютон подверг галилеевскую версию пересмотру и предположил, что импульсы движения передаются от атома к атому не при непосредственном контакте, а под воздействием сил притяжения и отталкивания. Однако эти дополнения, хотя и оказали значительное воздействие на историю физических идей, на развитие психологии существенно не повлияли.

Поскольку Вселенная состоит из движущихся атомов, любое физическое перемещение (движение каждого атома) вызывается непосредственной причиной (движением другого атома, который соударяется с первым). Результат такого взаимодействия поддается измерению — и, следовательно, должен быть вполне предсказуем. Вселенная полностью упорядочена и работает в прямом смысле, как часы или какой-либо иной совершенный механизм. Мир создан Богом наисовершенным образом — в XVII веке именно Богу приписывалось сотворение всех действующих причинно-следственных связей— и коль скоро ученым удастся открыть законы функционирования мира, они смогут абсолютно точно предсказать все, что произойдет в будущем.

Методы и достижения науки росли в ту эпоху рука об руку с развитием технологии, дополняя друг друга. Наблюдение и эксперимент, сопровождаемый точными количественными методами, стали неотъемлемыми чертами науки. Исследователи пытались постичь каждое явление, описывая его в точных количественных формулировках. — таково было основное требование механистического подхода.

Коль скоро Вселенная рассматривалась как некая машина, подобная часовому механизму (некогда созданном Богом и пущенномуим в ход), значит, она могла существовать далее безо всякого вмешательства извне. Таким образом, метафора мира как часов проложила дорогу идее детерминизма — вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями.

Разобраться в устройстве и функционировании часов не так уж сложно. Каждому под силу разобрать часы и самому убедиться, как именно действуют их шестерни и пружины. Это обстоятельство, в свою очередь, ведет к идее редукционизма. Устройство различных машин — таких, как, например, часы,— может быть понято на основе сведения их к функционированию основных частей.

В XVII веке Богу приписывалосьсотворение всех действующихпричинно-следственных связей. Методы и достижениянауки росли рука об руку с развитием технологии,дополняя друг друга. Наблюдение и эксперимент, сопровождаемый точными количественными методами, стали неотъемлемыми чертами науки. Исследователи пытались постичь каждое явление, описывая его в точных количественных формулировках. — таково было основное требование механистического подхода.Именно в это время появляются достаточно совершенные термометры, барометры, логарифмическиелинейки, маятниковые часы и прочие механические приборы,характерные для века механики. Эти события,в свою очередь, способствовали формированию убежденияотом, что абсолютно любое явлениевоВселенной поддается количественному измерению.

Многие ученые — и среди них такие, как английский физик Роберт Бойль, немецкий астроном Иоганн Кеплер и французский философ Рене Декарт — утверждали, что упорядоченность мира в целом –то,что сообщенное миру Богом. Метафора мира как часов проложила дорогу идее детерминизма — вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями.

Понять то, как устроена Вселенная в целом (которая, как бы то ни было, всего лишь еще одна машина) можно посредством Редукционистского подхода, т.е.анализа и сведения к простейшим ее составляющим — молекулам и атомам.

Декарт и многие другие философы того времени пришли к выводу, что понять сущность человека можно по аналогии с автоматом, — по крайней мере, до некоторой степени.

В 1748 году французский врач Жульен де Ламетри поведал миру о том, что люди — это машины, хотя и наделенные сознанием.

«Франкенштейн» — роман английской писательницы Мэри Уоллстоункрафт Шелли, на протяжении многих лет, не утративший своей популярности, также посвящен машине — монстру, который восстает против своего творца. В этой связи можно вспомнить знаменитые детские книжки американского писателя Л, Франка Баума о волшебнике страны Оз, в которых полно разнообразных механических персонажей.

Таким образом, параллельно с представлением о человеке как своего рода машине в европейской культуре XVII—XIX веков вызревали и научные методы познания природы и поведения человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: