В ХУII веке в королевских садах и парках Европы наряду с прочими чудесами и диковинами этого удивительного века появились новые причудливые увеселения: водяные струи подавались по проложенным под землей трубам и заставляли двигаться механические фигуры. Эти забавы аристократов отражали в себе повальное увлечение того века машинами во всех их видах. Но они же одновременно и стимулировали развитие механики. Именно в это время разнообразные механизмы стали широко применяться в науке, производстве и для увеселений.
«Дух времени» в XVII—XIX веках был той интеллектуальной почвой, на которой взросла психология. Базовой идеей культуры XVII века, — как в сфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии — был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественные процессы могут быть объяснены на основе законов физики.
Идея механицизма вызревает первоначально в физике, которая в те времена называлась натурфилософией, в работах итальянского физика Галилео Галилея (1564—1642) и английского физика и математика Исаака Ньютона (1642—1727), обладавшего также неплохими навыками часовых дел мастера. Считалось, что весь мир состоит из неких частиц материи, находящихся в непрерывном движении. Согласно Галилею, материя состоит из дискретных корпускул или атомов воздействующих друг на друга при соударении. Ньютон подверг галилеевскую версию пересмотру и предположил, что импульсы движения передаются от атома к атому не при непосредственном контакте, а под воздействием сил притяжения и отталкивания. Однако эти дополнения, хотя и оказали значительное воздействие на историю физических идей, на развитие психологии существенно не повлияли.
|
|
Поскольку Вселенная состоит из движущихся атомов, любое физическое перемещение (движение каждого атома) вызывается непосредственной причиной (движением другого атома, который соударяется с первым). Результат такого взаимодействия поддается измерению — и, следовательно, должен быть вполне предсказуем. Вселенная полностью упорядочена и работает в прямом смысле, как часы или какой-либо иной совершенный механизм. Мир создан Богом наисовершенным образом — в XVII веке именно Богу приписывалось сотворение всех действующих причинно-следственных связей— и коль скоро ученым удастся открыть законы функционирования мира, они смогут абсолютно точно предсказать все, что произойдет в будущем.
Методы и достижения науки росли в ту эпоху рука об руку с развитием технологии, дополняя друг друга. Наблюдение и эксперимент, сопровождаемый точными количественными методами, стали неотъемлемыми чертами науки. Исследователи пытались постичь каждое явление, описывая его в точных количественных формулировках. — таково было основное требование механистического подхода.
|
|
Коль скоро Вселенная рассматривалась как некая машина, подобная часовому механизму (некогда созданном Богом и пущенномуим в ход), значит, она могла существовать далее безо всякого вмешательства извне. Таким образом, метафора мира как часов проложила дорогу идее детерминизма — вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями.
Разобраться в устройстве и функционировании часов не так уж сложно. Каждому под силу разобрать часы и самому убедиться, как именно действуют их шестерни и пружины. Это обстоятельство, в свою очередь, ведет к идее редукционизма. Устройство различных машин — таких, как, например, часы,— может быть понято на основе сведения их к функционированию основных частей.
В XVII веке Богу приписывалосьсотворение всех действующихпричинно-следственных связей. Методы и достижениянауки росли рука об руку с развитием технологии,дополняя друг друга. Наблюдение и эксперимент, сопровождаемый точными количественными методами, стали неотъемлемыми чертами науки. Исследователи пытались постичь каждое явление, описывая его в точных количественных формулировках. — таково было основное требование механистического подхода.Именно в это время появляются достаточно совершенные термометры, барометры, логарифмическиелинейки, маятниковые часы и прочие механические приборы,характерные для века механики. Эти события,в свою очередь, способствовали формированию убежденияотом, что абсолютно любое явлениевоВселенной поддается количественному измерению.
Многие ученые — и среди них такие, как английский физик Роберт Бойль, немецкий астроном Иоганн Кеплер и французский философ Рене Декарт — утверждали, что упорядоченность мира в целом –то,что сообщенное миру Богом. Метафора мира как часов проложила дорогу идее детерминизма — вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями.
Понять то, как устроена Вселенная в целом (которая, как бы то ни было, всего лишь еще одна машина) можно посредством Редукционистского подхода, т.е.анализа и сведения к простейшим ее составляющим — молекулам и атомам.
Декарт и многие другие философы того времени пришли к выводу, что понять сущность человека можно по аналогии с автоматом, — по крайней мере, до некоторой степени.
В 1748 году французский врач Жульен де Ламетри поведал миру о том, что люди — это машины, хотя и наделенные сознанием.
«Франкенштейн» — роман английской писательницы Мэри Уоллстоункрафт Шелли, на протяжении многих лет, не утративший своей популярности, также посвящен машине — монстру, который восстает против своего творца. В этой связи можно вспомнить знаменитые детские книжки американского писателя Л, Франка Баума о волшебнике страны Оз, в которых полно разнообразных механических персонажей.
Таким образом, параллельно с представлением о человеке как своего рода машине в европейской культуре XVII—XIX веков вызревали и научные методы познания природы и поведения человека.