Теорія поля К.Левіна

Курт Левин родился в Германии в городе Могильно.

Важную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем Курта Левина (1890—1947). Согласно Левину, основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то ассоциация, поступок, мышление, память, является намерение — потребность.

В 1926 г. К.Левин пишет статью «Намерения, воля и потребности» — где, чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии, Левин называет их квазипотребностями. Они образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми на­мерениями и проявляются в том, что определенные вещи или события приобретают побудительность, контакт с которыми влечет за собой тенденцию к определенным действиям. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности.

Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности». Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левиным психологическим полем. Левин использовал топологические понятия (топология — раздел геометрии, изучающий преобразования пространства) для создания учения о психологическом поле. Эта тенденция к формализации получила особенное развитие в американский период деятельности К. Левина. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Именно потребность обусловливает то, один предмет приобретает побудительный характер, притягивает к себе, другой не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность. Таким образом, предметы поля представляют собой положительно и отрицательно заряженные валентности по отношению к этой потребности.

Эти исследования ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи, годологическое пространство и некоторые др.

К. Левин обогатил психологию рядом новых методов и методик. Это опыты на прерванное действие (М. Овсянкина), опыты на запоминание незавершенных и завершенных действий (Б.В. Зейгарник), опыты на замещающее действие (К. Лисснер, А. Малер), опыты на выявление уровня притязаний (Ф. Хоппе), опыты на психическое насыщение (А. Карстен) и др.

В американский период К. Левин отходит от интрапсихологических проблем и обращается к интерперсональным отношениям. Особенно большое внимание уделяется вопросам лидерства, их типов (демократическое, авторитарное), проблеме групповой атмосферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: