В наше время слово «софист» имеет нарицательный характер. Это нелестный отзыв о человеке, который пытается доказать очевидную неправду. В Древней Греции софистами первоначально называли людей мудрых, искушенных, экспертов знания. Но уже во времена Платона и Аристотеля это слово начало принимать негативный оттенок. Со временем основное искусство софистов стало сводиться к эристике.
Эристика — искусство словесной тяжбы, где спор есть самоцель. Так, софист Трасимах утверждал: «Истина — это выгода более сильного». Из этого выражения вполне ясно, почему в умах людей софистика со временем приняла негативное и нарицательное значение.
Софистов обвиняли в том, что они, не интересуясь истиной и знаниями как таковыми, брались за плату научить доказывать и обосновывать любые положения. Софистов укоряли также в бродяжничестве, в неуважении к родному городу, привязанность к которому была для греков своего рода этической догмой.
Сугубо практическая, сейчас сказали бы — прагматическая, направленность деятельности софистов привела их к постановке проблем воспитания. Софисты провозгласили идею о том, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знании. Они разрушили прежнюю социальную схему, которая делала культуру доступной лишь для избранных слоев, открыв возможности ее проникновения в другие слои общества.
Софисты сознавали узость границ полисов (отдельных городов-государств, из которых состояла Эллада), их постоянное перемещение из города в город подготавливало развитие панэлаинистического (всегреческого), объединяющего греков начала. Они считали себя не просто гражданами того или иного города, а гражданами Эллады. Наиболее знаменитыми софистами являются Горгий, Протагор, Гип-пий, Фрасимах, Антифонт.
Протагор: человек — мера всех вей/ей. Известнейший софист Протагор (481—411 до н.э) выдвинул следующее положение: «Человек есть мера всех вещей: в том, что они существуют, и в том, что они не существуют».. Это означает, что вещи не обнаруживают себя перед людьми такими, какими они являются сами по себе, но каждому человеку присуще свое особенное представление о данной вещи, в которой он видит ту или иную ее сторону.
Тем самым Протагор отвергает какие-либо абсолютные критерии, позволяющие отличить истину ото лжи, бытие от небытия. Критерий только один — сам человек. Он утверждал: «Каковы отдельные вещи
Раздел II Античная философия
предстают предо мной, таковы они есть для меня, каковы пред тобой, таковы для тебя». Таким образом, согласно Протагору все относительно: нет абсолютной истины и абсолютных моральных ценностей или блага. Существует лишь нечто более полезное, более приемлемое, а потому более уместное.
Протагор придерживался религиозного агностицизма, т.е. принципиальной непознаваемости божественного. Одно из его сочинений начиналось следующими словами: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, — и вопрос темен, и человеческая жизнь коротка». За свою философскую позицию Протагор был изгнан из Афин, а его книги сожгли на площади.
Горгий: философия нигилизма. Философию Горгия (483—374 до н.э.) можно назвать основанием нигилизма (от лат. — «ничто», «ничего»), т.е. полного скептицизма и отрицания всего общепризнанного. В основе его учения лежат три тезиса:
• нечто не существует, а существует ничто; '
• если нечто и существует, то оно непознаваемо;
• если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.
Горгий считал, что невозможно все регламентировать и описать правилами, поэтому обязанности человека должны зависеть от ситуации, момента, эпохи, социальных условий. Один и тот же поступок может быть признан и хорошим, и плохим в зависимости от того, к чему он относится. Но если нет абсолютной истины и все относительно иди ложно, то само слово принимает автономный характер, не связанный с бытием. Слово является носителем убеждения; верования и внушения, вне зависимости от его истинности.