Эпикур: философия удовольствия

Философия — деятельность, которая приводит к счастливой жизни. Школа Эпикура (341—270 до н.э.) носила название Сад, так как занятия проходили в саду неподалеку от Афин. Выражение «Сад Эпикура» впоследствии приобрело нарицательный смысл. Школа Эпикура существовала вплоть до конца IV в. н.э.

Философия для эпикурейцев так же как для стоиков является средством достижения практических целей. Эпикур определяет фи­лософию как рассуждения, обеспечивающие счастливую жизнь. Счастье человека — в самом человеке, в его блаженном состоянии. Человек должен суметь как можно счастливее провести свою жизнь, устроиться как можно приятнее и при этом незаметно, чтобы не вы­зывать к себе интерес со стороны государства или зависть врагов.

Высшее блаженство — это состояние полного покоя и отрешен­ности от мира, что получило название «атараксия» — невозмути­мость, душевный покой. Эпикур считал, что несчастным человека де­лает страх перед смертью, следовательно, надо размышлять так, чтобы избавиться от страха смерти. Он предлагает следующий ход рассуждений: смерть есть отсутствие ощущений, т.е. мы ее не можем почувствовать, значит, мы не имеем к ней отношения. Когда мы су­ществуем — смерти еще нет, а когда она есть — нас уже нет.

Тема 8. Эллинско-римская философия

Учение о случайности. Миросозерцание Эпикура материалисти­ческое. Он согласен с мнением атомистов, что мир есть механическая система, состоящая из различающихся по величине, весу и форме атомов, движущихся в разные стороны и складывающихся в вещи. Атомы, двигаясь в пустоте под влиянием своего веса (т.е. в состоянии падения) и бесконечно сталкиваясь между собой, должны в конце.концов выровнять свое движение, что привело бы к полному «зами­ранию» всех событий, к прекращению развития мира. Однако фак­том является то, что события все же.1Продолжают происходить. Объ­яснение Эпикура состоит в следующем: атомы в произвольное время и в произвольном месте могут самоотклоняться, это снова'приводит к столкновениям и, таким образом, происходят события. Эпикур в отличие от стоиков вводит в мир случайность. Это необходимо для объяснения того, что во Вселенной что-то происходит.

Из учения о случайности следует важное следствие и для челове­ческой жизни. Если могут уклоняться от предписанной прямой атомы, значит и человек может уклониться от своей судьбы, от того, что навязывается ему обществом и государством. Таким образом, Эпикур обосновывает понятие личной свободы человека.

Этика Эпикура. Человек должен вести себя так, чтобы обретать удовольствие и удовлетворять желания, что и является счастьем. Но удовольствие должно иметь меру. Все желания Эпикур разделяет на естественные и надуманные. К естественным относятся, например, желания пищи и сна, но удовлетворять их надо умеренно, поскольку всякое удовольствие имеет свой предел. Нравственность состоит в соблюдении меры, а справедливость — в том, чтобы не вредить дру­гому человеку и не терпеть вреда от других.

Теория познания — теория «истечения». Согласно Эпикуру от предметов отслаиваются тончайшие образы, которые полностью со­впадают с образом предмета. Эти образы попадают в наши органы чувств, и мы видим вещи такими, каковы они есть на самом деле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: