Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Актуальность изучения дисциплины «История экономики» определяется значимостью экономических факторов в современном развитии.

Курс «Истории экономики» призван показать связь между изначальными базисными экономическими категориями и их практическим воплощением в хозяйственной жизни общества. Описание различных экономических теорий дается в историческом контексте для более наглядной их иллюстрации. Необходимо видеть недостатки прежних теорий, но и принимать во внимание реальные экономические условия, существовавшие в то время, когда эти теории развивались.

Методологическая основа преподавания «Истории экономики», предполагает опору на метод единства исторического и логического подхода. Этот метод предполагает не только последовательное освещение различных теорий, но и выделение в них логического единства. Следует рассматривать только те идеи и тех авторов, которые развивали экономическую науку.

Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: экономические концепции рассматриваются именно с точки зрения развития науки и истории.

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, например такие категории как стоимость, труд, деньги и т.д.

Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности обучающихся Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «История экономики».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта.

На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «История экономики» является лекция.

Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Истории экономики». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Семинарпроводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения истории экономической мысли:

a. семинар;

b. коллоквиум;

c. проблемный семинар.

В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:

1. Диспут по проблемным темам, например:

• Генезис товарно-денежных отношений в древних обществах.

• Становление экономики в государствах после второй мировой войны.

2. Выполнение творческой работы, например:

• подготовка историографических материалов по теме семинарского занятия.

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ДИ – деловая игра

ОК – общекультурная компетенция

ОКВ - общекультурная компетенция вузовская

ООП – основная образовательная программа

СРС – самостоятельная работа студентов

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

Список тем контрольных работ:

1. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в XXI веке.

2. Формирование и развитие экономики США.

3. Формирование и развитие экономики в странах Западной Европы.

4. Формирование и развитие экономики в Японии.

5. Формирование и развитие экономики в России в 19 веке.

6. Экономическая политика Германии с конца 19 в. до 30-х годов 20 в.

7. Промышленный переворот в Англии.

8. Экономическая политика Петра I.

9. Экономическое развитие государства при Екатерине II.

10. Экономические реформы П.А.Столыпина (1906-1910 гг.).

Примерные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации (зачета)

1. Община – исходная форма организации общества. Её эволюция.

2. Хозяйственный строй теократий Древнего Востока.

3. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе (V-IX века).

4. Экономические последствия великих географических открытий.

5. Экономика Нидерландов в XVI веке. Господство Голландии в первой половине XVII века.

6. Навигационный акт Кромвеля.

7. «Огораживания земель» в Англии, их причины и последствия.

8. Хозяйство английских колоний в Северной Америке в XVII-XVIII веках.

9. Создание независимой Федерации штатов.

10. Промышленный переворот в Англии.

11. Экономическая политика Франции в XVII-XVIII веках.

12. Политическое объединение Германии (1871 г.).

13. Вторая техническая революция.

14. Экономический подъём в странах Запада в последней трети XIX - начале XX века.

15. Промышленная и торговая политика Петра I.

16. Русская мануфактура в условиях крепостных отношений. Возникновение отходничества и распространение вольного найма во второй половине XVIII века.

17. Развитие денежного хозяйства в XVIII веке.

18. Время Екатерины II– «золотой век русского дворянства».

19. Вопрос о земле в законодательстве 19 февраля 1861 г.

20. Условия перехода крестьян на выкуп.

21. Железнодорожное строительство 1890-х годов.

22. Денежная реформа С.Ю.Витте.

23. Иностранный капитал и промышленный подъём 1890-х годов.

24. Аграрное законодательство П.А.Столыпина (1906-1910 гг.).

Разработчики:

Санкт-Петербургский университет управления и экономики Алтайский институт экономики доцент О.В. Морковина

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: