Органы исполнительной власти классифицируют по следующим критериям.
По основаниям образования их делят на органы, образуемые
а) на основе Конституции РФ(президент, правительство);
б) на основе текущего законодательства и подзаконных актов (федеральные органы исполнительной власти, их департаменты, управления, отделы и др.).
По способу образования органы исполнительной власти подразделяются на образуемые в установленном порядке, т.е. путем издания указов Президента РФ, распоряжений, уполномоченных органов исполнительной власти (Федеральные органы исполнительной власти) и избираемые (президенты, губернаторы).
По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы:
- общей компетенции, осуществляющие свои функции в отношении всех отраслей и сфер управления (президенты, правительства, администрации краев и областей);
- отраслевой компетенции (министерства, федеральные агенства);
- межотраслевой компетенции. Эти органы реализуют функции контроля и надзора (федеральные службы);
|
|
- специальной компетенции, т.е. органы, осуществляющие специальные функции: регулятивные, контрольные, надзорные, разрешительные (органы метрологии, сертификации и др.).
По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяют на коллегиальные, принимающие решения на основе голосования (Правительство и др.), и единоначальные, где решения принимаются единолично (министерства, департаменты и др.).
По территориальному масштабу деятельности выделяют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов.
Организационно-правовые формы органов исполнительной власти как критерий классификации позволяет выделить такие их группы, как правительства, министерства, федеральные службы, федеральные агенства, и структурные подразделения органов исполнительной власти: департаменты, главные управления, управления, отделы.