Административно-правовой статус органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (п.1 ст. 130).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельные и под свою ответственность решения населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления, вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч.2. ст. 1, ФЗ).

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и(или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 1 ст. 2 ФЗ). Субъектами административно-правовых отношений они становятся с момента государственной регистрации их устава.

В качестве субъектов административного права они выступают, прежде всего, в системе взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, полномочия которых в области местного самоуправления определены Федеральным законом.

При этом органы местного самоуправления могут выступать как объектами государственного управления, так и его субъектами.

Например, в соответствии со ст. 5 ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

- определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

- правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов прав, обязанностей и ответственности Федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Федеральные органы государственной власти могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления в случаях и в порядке, установленных Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

Аналогичные полномочия в области местного самоуправления Федеральный закон представляет органам государственной власти субъектов РФ по предметам их ведения. Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц они могут осуществлять также по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (п. 1 ст.6 ФЗ).

Федеральный закон определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Эти полномочия устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам местного значения.

При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

В случае выявления нарушения требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений обязательные для исполнения органами местного самоуправления и их должностными лицами. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 20, 21 ФЗ).

В каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов РФ осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1966 г. №7 – ФЗ. «О некоммерческих организациях», применяемый к ассоциациям (п. 1 ст. 66 ФЗ).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, в том числе административную, перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами (ст. 70 ФЗ).

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Такие же акты могут приниматься по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение их граждане, руководители организации, должностные лица органов государственной власти и должностные лица местного самоуправления несут юридическую ответственность (ст. 7 ФЗ), очевидно в том числе административную.

Статьи Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющие административно-правовой статус органов местного самоуправления, вступает в силу с 1 января 2006 г.

Однако в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 132) «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству». Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка (ч. 1 ст. 132), организационной и правовой основой которого является административное право.

Нормативные акты и литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве РФ» (с изм. и доп., внесенны­ми ФЗ от 31 декабря 1997 г./УСЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1.

Ст. 1). и ФКЗ о внесении изменений в федеральный конституционный закон,,О правительстве Российской Федерации от 19.06.04 №4- ФКЗ,,

3. ФЗ от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (СЗ РФ. 1999 г. № 26. Ст. 3176; 2002. №21. Ст. 1915).

4. ФЗ от 6 октября 1996 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации зако­нодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изм. и доп. //СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2000. № 31. Ст.3205; 2001. № 7. Ст. 608; 2002. № 30. Ст. 3024).

5. Положение об Администрации Президента РФ (утв. Указом Президента от 6 апреля 2004, №490.

6. Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (утв.. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849//СЗ РФ. 2000. № 20. Ст.2112; № 26, Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2000. №6. Ст. 551).

7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».Р г от 11.03.04.

8. Указ Президента РФ от 20 мая 2004, №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» Р Г от 22.05.04.

9. Регламент Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. Р г от 8.06.04.

10. Положение об Аппарате Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 Р г от 8.06.04.

11. Постановление Правительства РФ «Об образовании Президиума Прави­тельства РФ» от 1 октября 1998 г. № 1145//СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5021.

12. Типовое положение о юридической службе федерального органа испол­нительной власти (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. №207. //СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1307).

13. Устав города Москвы (утв. Законом города Москвы от 13 июля 2001 г. №32//газета «Тверская, 13». 2001 г. 15-21 августа).

14. ФЗ от 5 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ»

15. ФЗ от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (СЗ РФ. 1998: № 2. Ст. 224; 2002. № 16. Ст. 1499).

16. Учебники и учебные пособия по административному праву.

17. Комментарий к Конституции РФ (под ред. проф. В.В.Лазарева). М., 2001.

18. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998.

19. Комментарий к ФКЗ «О Правительстве РФ» (под ред. Л.А. Окунькова).М., 1999.

20. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М., 1999.

21. Фролов Г. И, Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: