Административное принуждение является разновидностью государственного юридического принуждения, которому присущи следующие основные признаки:
- оно осуществляется, как правило, в связи с неправомерным деянием, являясь реакцией на это деяние;
- оно осуществляется посредством принятия правоприменительных актов;
- оно применяется на основе закона к конкретным субъектам права (физическим и юридическим лицам), которые нарушили правовые нормы (правовые нормы, предусматривающие меры ответственности, издает государство, обладающее специальным аппаратом правового принуждения).
Обладая всеми перечисленными признаками, меры административного принуждения имеют свои особенности:
1) они используются в связи с неприступными деяниями;
2) они применяются в сфере государственного управления;
3) виды, размеры принудительных средств, основания и порядок их применения регулируются нормами административного права;
4) реализация этих мер не связана со служебными отношениями сторон правоотношения;
|
|
5) они используются в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения к административной ответственности правонарушителей. То есть такое принуждение является административно-правовым;
6) применять меры административного принуждения может значительное число уполномоченных на то субъектов исполнительной власти, а также суды (судьи).
Как метод управления административное принуждение представляет собой психическое, материальное или физическое воздействие.
Психическое принуждение - это воздействие на волю, психику личности, путем угрозы применения насилия или иных мер (требования представителей власти прекратить неправомерное поведение).
Материальное принуждение - это воздействие на поведение субъекта правоотношений через его денежные средства и имущество (штраф и др.).
Физическое принуждение заключается в непосредственном воздействии на личность, ограничении ее свободы с целью пресечения противоправного поведения (задержание правонарушителя, применение наручников и пр.)
Административное принуждение может применяться не только в отношении правонарушителей, но и в связи с различными чрезвычайными ситуациями (стихийные бедствия, эпидемии и др.), а также для предупреждения правонарушений, т.е. в отношении лиц, не совершивших правонарушения.
По целям и задачам, способам реализации меры административного принуждения ряд авторов (А.П.Коренев, Л.П.Попов и др.) делят на четыре группы:
- административно-предупредительные меры;
- меры административного пресечения;
- меры административной ответственности;
- меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
М.И.Еропкин, Ю.М.Козлов, И.А.Галаган и другие делят меры административного принуждения на меры предупреждения, пресечения и наказания.
Д.Н.Бахрах предупредительные меры не считает принудительными и выделяет особый вид административного принуждения - восстановительные санкции (например, изъятие незаконно полученного, возмещение ущерба и др.)