X x x
Вл. Соловьев в своем исследовании о мифологии дал блестящий анализэтого выделения из Божественного Единства Богини-Матери. Она начинаетрисоваться как общая Родительница всех живущих, как супруга БожественногоОтца33. В противоположность далекому Богу, утратившему черты личного существа,это женское божество вполне конкретно и неустанно печется о нуждах людей.Она - владычица леса и моря, посылающая удачу в охоте и дающая изобилие. Вэтом веровании нашло свое воплощение острое чувство мистичности природы,одухотворенности всего мироздания. Археология дает нам поразительные свидетельства всеобщегораспространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На огромномпространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки,вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которыхнайдено в Австрии, условно называют "венерами". Всех их объединяет однаважная черта. Руки, ноги, лицо - едва намечены. Главное, что привлекаетпервобытного художника, - это органы деторождения и кормления. Выдвигалосьпредположение, что древние женщины, как женщины некоторых современныхпримитивных племен, имели в действительности такие огромные груди и отвислыеживоты. Но если признать, что в "венерах" отразилось лишь стремление креализму, то остается предположить, что у первобытных женщин не было лица ибыли крошечные руки. "Порою, - писал П. Флоренский о "венерах", - подчеркивание особенностейженского организма превосходит пределы даже шаржировки, и статуэткаизображает уже женский безголовый торс, в котором особенно выделены бедра игруди. Наконец, последний предел упрощения - статуэтка, представляющая однитолько груди, - чистая деятельность рождения и вскармливания без малейшегонамека на мышление. Это - древнейшее воплощение идеи "вечнойженственности"34. Разгадка необычайных черт в фигурках "венер" кроется в том, что онибыли, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Этоне что иное, как идолы или амулеты Богини-Матери. Изображения "венер" обильны и в исторических слоях. Они найдены и вдоарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере.Сходство их сразу бросается в глаза35. Создается впечатление, что культМатери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнография. У народов, сохранивших пережиткиотдаленных неолитических времен, почти повсеместно находим культ всеобщейМатери. У маори она именуется Пэпа, Мать-земля, супруга Бога Небесного36. Уэвенков Подкаменной Тунгуски - Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкойВселенной и одновременно матерью зверей и людей. Кетское женское божествоТомам (ам - дословно "мать") функционально подобно эвенкийской БугадыЭнинитын37. Другое название эвенкийской богини - Бугады Мушун38. В Индии она известна под именами Шакти и Пракрити. В одном древнеминдийском тексте она прямо связывается с ростом и рождением. А на однойпечати из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть изображение женщины,из лона которой поднимается растение39. В Передней Азии и Африке Великая Богиня-Мать почиталась почти у всехкультурных народов периода начала письменности. "Та, которая рождает плодыземли" - египетская Исида, малоазиатская Кибела, чья скорбь несет умираниерастительности, ее двойник в Элладе - Деметра, карфагенская Танит, сидонскаяАстарта, Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готоваянакормить весь мир, - все это лишь перевоплощения древней Матери мира. Вязыческой Руси слово "Мать-земля" имело не просто метафорическое значение.Оно обозначало душу природы, богиню, супругу "Хозяина неба". Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Это она заставляетоживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ейпоют песни в дни весеннего ухаживания птицы. По ее мановению распускаютсяцветы и наливаются плоды. Ее радость - это радость всего живущего; ее глазасмотрят на нас с небесной лазури, ее рука нежно ласкает листву, онапроносится над миром в дуновении весеннего ветра. Имеем ли мы право считать эту веру древних лишь плодом невежества изаблуждений? Не свидетельствует ли она о том, что Душа Природы была ближе ипонятней людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Давпрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея Души мира неумерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистическойфилософии новой Европы. Она звучит горячим убеждением в известных словахТютчева: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик; В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...X x x
Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности жреческиефункции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у северных индейцевзаклинания совершались женщинами. У некоторых индейцев существует сказание отом, что "обряды плодородия" были учреждены женщинами. По одному ирокезскомупреданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещалапротащить свое тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырасталобильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры40. Там,где это явление уже исчезло, можно найти следы его. Так, у чукчей и другихсеверных народов шаман-мужчина одевался в женскую одежду41. А таинственныефрески с о. Крита свидетельствуют о том, что в особо священные моментымужчина должен был облачаться в женский костюм42. Да и кто, как не женщина - живое воплощение мировой Матери, должнадержать в руках тайны культа? Не носит ли она в своем теле тайну рождения?Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих другихнародов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, такжевозглавлялся жрицами. А римские весталки в древности имели гораздо большеезначение, чем впоследствии. Вспомним, что важнейший греческий оракул вДельфах основывался на прорицаниях жрицы. Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах естьлишь отголосок тех древних времен, когда жертвоприношение, заклятия и магиябыли в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин ониоказывались в роли вождей и руководителей племени. Как отзвук этих временможно рассматривать власть Великой Жрицы на о. Крите. Хотя в настоящее времяученые не пришли к единому мнению относительно происхождения матриархата,тем не менее ясно, что он был свойствен большинству древних племен. Матриархальные верования проливают свет на те изображения каменноговека, где женщина ставится рядом с бизоном, оленем или другим промысловымзверем. Это магические символы, связанные с заклинаниями, которыепроизносили женщины перед охотой. Если судить по наскальным рельефамЛосселя, то можно предполагать, что существовали особые охотничьи обряды,совершаемые хором женщин43. Материалистические авторы пытаются дать свое объяснение матриархату. Содной стороны, они готовы выводить его из "производственных отношений", а сдругой - ссылаются на групповой брак, известный у некоторых отсталых племен,при котором трудно установить, кто отец ребенка. При групповом браке линияродства велась по матери. Но так как групповой брак современных отсталыхплемен довольно сложное и, в сущности, позднее явление, то высказывалосьпредположение о первоначальном промискуитете, т. е. беспорядочных половыхотношениях в первобытном обществе44. На это можно возразить, что, во-первых, от родства по материнской линиидо главенства женщины в племени еще очень далеко, а во-вторых - гипотеза опервоначальном промискуитете, в сущности, ничем не доказана. Если хотят видеть здесь "наследие животных предков", то не следуетзабывать, что у многих животных и, в частности, у антропоидов мы находимзачатки семьи (с главенством самца). Даже такие далекие от человекасущества, как копытные, хищники или некоторые виды птиц, на периодыспаривания и воспитания детенышей образуют пары, которые часто приобретаютпостоянный характер. Когда думают, что любовь двоих - это какое-то высшее достижениецивилизованного человека, то в этом глубоко ошибаются. Близкое знакомство сбытом отсталых народов заставило признать у них те же чувства, что и у нас.Для примера приведем одну австралийскую легенду. "Жили в далекие временаюноша и девушка. Они очень любили друг друга. Когда юноша достигсовершеннолетия, его внезапно оторвали от дома и от девушки: он должен былпройти обряды посвящения, продолжающиеся год или больше. Разлука сильноподействовала на девушку. Она смутно представляла себе те болезненныеиспытания, которые ждали ее возлюбленного, и боялась за него. Когда началосьпосвящение и всем женщинам приказали удалиться, девушка, нарушив самыйсуровый закон аборигенов, под покровом темноты пробралась к священномуместу. Поздно вечером один из стариков увел юношу в сторону от стоянки. Тамони устроились на ночь. Но парень не мог спать - очень болели свежие раны.При виде страданий своего возлюбленного девушке захотелось увести его отстариков и уйти с ним куда-нибудь далеко-далеко, где бы они могли житьспокойно и счастливо. Подобравшись поближе к костру, она, чтобы привлечьвнимание юноши, стала подражать крикам зверей. Когда юноша заметил ее,девушка велела ему следовать за собой. Но не успели они очутиться вместе,как проснулся страж и начал разжигать костер. Зная, что их обоих ожидаетсмерть, если их поймают, девушка обвила руками юношу и полетела с ним нанебо"45. Эти австралийские Ромео и Джульетта достаточно ярко показывают, чточеловеческое сердце всегда и всюду живет по своим законам. Путешественникиочень часто с удивлением отмечали, что отношения мужчин и женщин у самыхдиких племен удивительно похожи на те, которые имеют место у нас. Об этомсвидетельствует, например, английский исследователь Адриен Коуэлл,побывавший среди туземцев непроходимых лесов Южной Америки46. Эти наблюденияне дают нам права считать, что первобытный мужчина обращался со своей женойхуже, чем его потомки. Скорее наоборот - подчиненное положение женщины естьрезультат более позднего этапа, периода патриархата. Моногамный брак был обнаружен у пигмеев Конго и у диких туземцевМалакки, у одного из наиболее примитивных племен Колумбии и у народа ведда -обитателей Цейлона, у папуасов Доре, у туземцев Канарских островов и многихавстралийских племен47. Разумеется, при этом достаточно развито и чувство верности, и чувстворевности. А. Коуэлл в беседах с туземцами убедился, что и у них есть изменыи свои Отелло. "Ведь муж убьет, если узнает", - говорил один из туземцев,рассказывая о своих похождениях48.X x x
Исследования этнографов показали, что полигамия и полиандрия в целомбыли вторичными явлениями, которые обязаны своим возникновением особым,специфическим условиям жизни того или иного народа, того или иного племени.И даже в случаях узаконенной полигамии всегда выделяется "главная" или"старшая" жена, в чем легко усмотреть отзвук изначальной моногамии. "Оказались слабыми все аргументы, - говорит В. Вундт, - при помощикоторых старались из существующего положения первобытных народов вывестипервоначальное состояние человечества в виде орды, обходившейся без брака исемьи. Скорее и при групповом браке, который ценится как важнейшая частьэтого доказательства, и при более простых формах полигамии факты вездеуказывают на моногамию как на основу развития этих образований"49. Пусть естественная моногамия сохранилась не везде и не всегда, пустьистория человеческой семьи сложна и запутанна, ясно одно: посколькугрупповой брак не был изначальным и всеобщим, он и не мог послужить основойдля возникновения матриархальных представлений. Не в производственных отношениях и хозяйстве и не в особенностяхпервобытного брака следует усматривать корень матриархата. Возрастание ролиженщины в доисторическом обществе было, несомненно, связано с расцветомкульта Богини-Матери и ведущей ролью шаманок и жриц. Эту связь на примере доисторической Греции с удивительнымпроникновением в дух верований проследил Вяч. Иванов. "Чем в отдаленнейшуювосходим мы древность, - писал он, - тем величавее рисуется нам образвещуньи коренных изначальных тайн бытия, владычицы над прозябающей из ихтемного лона жизнью, придверницы рождений и похорон, родительницы,восприемницы, кормилицы младенца, плакальщицы и умастительницы умершего. № Эпоха наибольшей чуткости к подсознательному и верности мнойотрицающей индивидуализацию Земле была эпохой владычества матерей... Всякоеисследование истории женских божеств, каким бы именем ни таиласьМногоимянная,...наводит нас следы первоначального феми-монотеизма, женскогоединобожия. все женские божественные лики суть разновидность единой богини,а эта богиня - женское начало мира, один пол, возведенный в абсолют"50. И подобно тому, как родоначальница племени была его общей матерью, таки первобытный культ Богини-Матери породил все последующие формы язычества.