Примечания

Глава 10 243. Библия называет число 318 (Быт 14, 14). 244. Арамеи, очевидно, были ветвью семитов-аморитов, господствовавших вАккаде, Мари, Вавилоне. Арамеи впервые упоминаются в ассирийских надписяхXII в. Но еще раньше они известны как "ахламу". Племянник Авраама Лаван (сынбрата) прямо назван в Библии арамеянином (Быт 25, 20). Несомненно арамейскоепроисхождение Реввеки, Лии, Рахили. Древняя молитва (Втор 26, 5) прямоназывает родоначальника израильтян "арами овед" - "странствующимарамеянином". Арамейским был и язык евреев, которые только по переселении вПалестину стали говорить на "ханаанском наречии" (Исайя 19, 8). См.: J.Bright. A History of Israel London, 1947, р. 81. 245. G. E. Wright. Biblical Archaeology, 1957, p. 42. 246. Быт 4, 13. Характерно, что в Библии слово "еврей" употребляетсяобычно, когда об израильтянах говорят иноплеменники (напр., Быт 39, 14, 17)или когда израильтянин обращается к иноплеменникам (напр.. Быт 40, 15).Таким образом, это слово не было первоначально самоназванием народа. Осоотношении термина "хабири" и слова "ибри" см.: J. McKenzie. Dictionary ofthe Bible, 1966, p. 346. 247. Библия недвусмысленно указывает на кровную связь этих народов спотомством Авраама (Быт 19, 36). В этих повествованиях, очевидно, следуетпод личностями-эпонимами подразумевать племена (см.: G. E. Wright. BiblicalArchaeology, р. 40). 248. См. ст.: В. М. Ahern. The Exodus. Then and now. - "The Bridge", v.I, 1955, p. 53. 249. "Осью мировой истории" называл еврейскую историю о. С. Булгаков. 250. Эту двойственность Израиля глубоко анализирует Бердяев (СмыслИстории, 1923, с. 105 cл.). 251. Вл. Соловьев. История и будущность теократии. - Собр. соч., т. IV,с. 440). См. также его работу "Еврейство и христианский вопрос" (т. IV, с.135). 252. См.: Н. Cazelles. La Torah; A. Robert et A. Feuillet. Introductiona la Bible. Tournai, 1957, p. 352, а также ниже гл. XXII и приложение 3. 253. Так, Винклер считал Авраама богом луны. Этого мнения придерживалсяпервоначально даже такой крупный историк, как Эдуард Мейер. 254. W. Albright. The Archaelogy of Palestine, 1949, p. 236. 255. J. Bright. A History of Israel. London, 1949. 256. Быт 12, 1. 257. См.: Л. Вулли. Ур Халдеев. М., 1961, с. 170 сл; L. Wooley.Abraham, 1936; G. E. Wright. The Westminster Historical Atlas to the Bible,1956, p. 26. 258. В книге Иошуа (Иисуса Навина) в гл. XXIV, 2 говорится, что отец ибрат Авраама служили "иным богам" (см.: J. Bright. Op. cit., p. 43). Обархеологических находках, связанных с культом Луны, см.: Э. Церен.Библейские холмы. М., 1966. с. 160 сл. 259. Здесь мы придерживаемся той библейской традиции, которая относитпоявление слова Ягве (Сущий) к Моисееву времени (Исх 6,3). Однако существуетдругая традиция, которая считает это имя гораздо более древним (Быт 4,26). 260. В настоящее время трудно выяснить этимологию слова Эль. Обычно егосвязывают со словом "сила". Оно было широко распространено среди семитов вПалестине, Сирии, Финикии. В Месопотамии оно звучало как "Илу", у арабов как"Аллах" (см.: Dictionary of the Bible, ed. Hastings and Grant. H. Rowley. N.Y. 1963, p. 363. (Слово Элейон встречается в финикийских текстах. Но,вопреки мнению некоторых историков, оно не означает особого божества, а естьлишь эпитет, прилагаемый к Богу. - G. E. Wright. Biblical Archaeology, p.108). 261. Слово "Элогим" есть множественное от "Элоах" (вариант слова Эль,употреблявшийся в поэзии). В еврейском языке "Элогим" не означало "боги", аявлялось заменой превосходной степени, которой еврейский язык не знает.Употребление "Элогим" вместо "Эль" должно было подчеркнуть, что речь идет непросто о семитическом божестве, а о Боге высочайшем. Примечательно, что ни"Элогим", ни "Элоах" в семитической литературе не встречаются нигде, кромеБиблии (см.: J. McKenzie. Aspects of Old Testament Thought. - JBC, p. 737). 262. Все повествование Библии, включающее три варианта Св. Истории (см.приложение 3 о Пятикнижии), имеет в виду, что Бог, открывшийся Аврааму, былизвестен людям и до него. Его чтут Енох, Ной и др. древние праведники (J.McKenzie. Op. cit., p. 738). 263. Собственно "вавилонский" период истории Двуречья начинается с XIXв. до н. э. Но сам Вавилон был известен со времен Саргона. Вавилонсинтезировал все достижения культуры Двуречья шумеро-аккадского периода. 264. Древние законы Месопотамии, исчезнувшие после 1500 г.,предписывали считать законными детей наложницы, рожденных для бесплоднойжены. Считалось, что тот, кто владеет домашними богами, владеет инаследством. Эти и многие другие черты отмечают быт патриархов и ихарамейских родичей. Ср. пар. 137 судебника Хаммурапи и рассказ Бытия, гл.16; пар. 159 и 160 с Быт 34, 12; И. Волков. Законы вавилонского царяХаммурапи. М., 1914. О вавилонском влиянии на патриархов см.: G. Е. Wright.Biblical Archaeologu, р. 43-44. 265. См.: ANET, p. 60; W. Ch. Boscawen. La Bible et les monuments.Paris, 1900, p. 24. Русский перевод: Б. Тураев. История древнего Востока,1,24. Изложение: Д. Редер. Мифы и легенды древнего Двуречья, с. 34; Th.Gaster. Op. cit., p. 52. 266. Быт гл. 1 и гл. 2, ст. 1-3 и начало 4-го стиха. Гексамеронобладает всеми признаками законченного происхождения (см.: Е. Н. Maly.Genesis. - JBC, р. 10). 267. По общепринятой теории, Гексамерон записан автором СвященническойИстории, который жил в Вавилонском плену ок. 550 г. О нем см.: A. Weiser.Einleitung in das Alte Testament, 1966, S. 125; P. Ellis. The man and themessage of the Old Testament, 1963, p. 73. См. также: сб. "ПроисхождениеБиблии" (М., 1964, с. 541). Велльгаузен (Введение в историю Израиля, СПб.,1909, с. 262) считал, что Шестоднев был плодом поздней жреческой философии.Но археология "неопровержимо доказывает, что историческое наследие,использованное жрецами в VI в до н. э., намного старше, чем предполагалВелльгаузен" (3. Косидовский. Библейские сказания. М., 1966, с. 72). Запоследнее время израильских священнослужителей ВЗ стали преимущественноназывать "священниками", а их кодекс "священническим", термин же "жрец"применять к языческим служителям культа. 268. О роли мирового зла и Бездны в Библии см. приложение 8. 269. КВНР, р. 44 и табл. I. Р. Киттель. История еврейского народа. М.,1917, с. 72. 270. В. Galbiati, A. Piazza. Mieux comprendre la Bible. Paris, 1956, p.222. 271. Быт 12,13; 18,18; 22,18. 272. G. v. Rad. Old Testament Theology, 1968, р. 168. 273. Быт 15, 16. 274. См. историю разделения Авраама и Лота (Быт 13,6). 275. Быт 14,22. Эта глава основана на очень древнем предании. В нейупомянуты месопотамский царь Амрафел, Ариох, царь Ларсы, Тидал, царь "гоим",т. е. неизвестных племен, и Кедарлаомер, царь эламский. На основании этихимен пытались уточнить дату Авраама. Амрафела обычно отождествляли сХаммурапи, Ариоха - с современником Хаммурапи, Римсином, Тидала с хеттскимцарем Тудхалиасом I. Кедарлаомер не поддавался идентификации, но его имясозвучно с именами других эламских царей, которые в большинстве своемначинаются на "кудур" (см.: Ф. Гоммель. История древнего Востока. СПб.,1905, с. 55; В. Струве. История древнего Востока, 1941, с. 122; Б. Тураев.История древнего Востока, т. I, с. 161). В настоящее время этоотождествление не кажется уже бесспорным и вызывает возражения (см.: J.Bright. A History of Israel, p. 75; G. Wright. Op. cit., p. 50). Однако отэтого не ослабевает историческая ценность гл. 14, являющейся, по мнениюОлбрайта, очень древним документом (W. Albright. The Archeology ofPalestine, p. 236). 276. Быт 23,6 сл.; 25,9 сл. Местность эта упоминается в надписи фараонаШешонка в Х в. (см.: Д. Брэстед. История Египта, т. II, с. 214). 277. Быт 17,1; 18,19. 278. Финикийские тексты из Угарита показывают, что имя Эль стало ународов Сирии уже собственным именем, хотя оно отражает "первоначальнуюконцепцию, когда Эль мог в действительности быть высшим Богом" (J. McKenzie.Dictionary, p. 316). 279. Библия говорит о серном и огненном дожде (Быт 29,24), Иосиф Флавийуказывает на молнию (Иудейская война, 4,8,4), ему вторит Тацит (Истор. 5,7).На возможность воспламенения горючих веществ неоднократно указывалипутешественники (см.: К. Гейки. Святая земля и Библия. СПб., 1894, с. 702).Академик Обручев обращал внимание на то, что Мертвое море "расположено вграбене т. е. в провале, которым заканчивается крупная цепь опускании ипровалов идущая из центра Африки вдоль больших озер и затем представляющаявпадину Красного моря и долину Мертвого моря". Поэтому, заключает геолог,вполне возможно, что Библия описывает "действительное событие, случившееся вдревности, _ провал двух городов при землетрясении" (В. Обручев. Основыгеологии. М., 1947, с. 276). Раскопки у берегов Мертвого моря показали, чтонаходившиеся там города были между XX и XIX вв. до н. э. покинуты ввидуогромного пожара. С этого времени жизнь там надолго замирает. Это такжеуказывает на катастрофу Содома (Э. Церен. Библейские холмы, с. 292; Nelson,Glueck. The Age of Abraham in the Negeb, - "Biblical Archaeologist", 1955,v. XVIII, Э 1). 280. Быт 18. Явление "трех мужей" Аврааму послужило сюжетом дляпрославленного творения Андрея Рублева "Троица". 281. Быт 22. Глава одиннадцатая СЫНЫ ИЗРАИЛЯ Ханаан - Египет, ок. 1750-1680 гг. Им вверено Слово Божие. Апостол Павел История Авраама - один из немногих эпизодов начала Ветхого Завета, гдемы можем разглядеть какие-то фигуры, говорить о каких-то событиях иверованиях. Как бы луч света проскользнул по небольшому отрезку времени, иперед нами мелькнуло видение: образ сурового шейха, странника в землеХанаанской, который нес в своей душе залог великих Откровений. И вновьсгущается мрак... Рассказы Библии становятся скупыми и отрывочными, а чтоможет поведать археология о людях, которые не строили храмов, не делаликумиров, не имели даже своей письменности? В библейских повествованияхнередко история родов и колен изображается как история праотцев-эпонимов."Часто, - замечает Д. Райт, - сказание персонифицирует группы, т. е.использует имя предполагаемого патриарха-предка для обозначения егоплеменной группы"282. Одним из первых более или менее достоверных событий раннееврейскойистории был второй "исход", или новое переселение из Месопотамии. Эта новаяарамейская волна двинулась с севера около 1750 г. Патриархом этого клана былИаков, носивший также имя Израиля283. Предание считало Иакова потомком Авраама, наследником егообетовании284. Во всяком случае, он принимает Авраамову веру и привступлении в Ханаан приказывает зарыть идолов, которых его род постоянновозил с собой285. Иаков тяготеет к местам, где некогда жил Авраам и приносилжертвы Богу; он живет в Сихеме и Вефиле. Поклоняясь "Богу Авраама", Иаков тем не менее прилагает к Нему старыеэпитеты, свойственные язычеству. Он именует его "абир", что означает"телец", "могучий бык"286. В области культа Иаков вводит "массебы", или священные столбы, которыебыли символом плодородия в восточных религиях и которые надолго вошли визраильскую богослужебную практику. Только пророки впоследствии разоблачилиязыческий характер "массеб"287. Вообще образ Иакова, сохраненный в легендах, резко отличается от обликаАвраама. Он гораздо больше склонен к оседлости, к цивилизованной жизни и вто же время гораздо сильнее заражен пороками цивилизации: хитростью,алчностью, изворотливостью. Иаков возглавлял союз родов или колен, которые именовали себяБене-Исраэль, т. е. Сыны Израиля. Возможно, уже тогда члены этой группысчитали себя объединением "двенадцати колен"288. Но это число было священнымна Востоке и было избрано скорее символически, чем в соответствии сдействительностью. Библия насчитывает больше двенадцати колен289. Но, бытьможет, именно двенадцать клановых вождей состояли в наиболее тесном родствеи были "сынами Иакова" в прямом смысле слова. Впрочем, между самими этимипатриархами явно нет равенства. Некоторые из них - "сыны рабыни", другие -"сыны любимой жены". Это, вероятно, отражает степень родства междукланами290. Есть основание считать, что колена, подобно египетским номам,имели свои геральдические знаки: волка, змеи, пса и других животных291. Названия израильских колен известны из месопотамских, финикийских иегипетских надписей292. Число людей, которые в них входили, вряд ли быловелико. Библия называет общее число семьдесят человек. Возможно, этоозначало семьдесят семейств. Одно такое семейство редко превышало три-четыредесятка человек293. Образ жизни Бене-Исраэль в те годы мало отличался от быта другихвосточных полуномадов. Дни их проходили среди однообразных забот,монотонность которых нарушали лишь переселения на новые пастбища и мелкиестычки у колодцев. Жилищем для большинства людей племени служили небольшиепалатки из козьих шкур, которые натягивались на легкий деревянный остов.Такую палатку нетрудно разобрать и собрать в течение нескольких минут, онадавала кров в непогоду и укрывала от палящих солнечных лучей. Израильтяне обычно жили в дружбе с окружающими народами и охотнозаключали с ними союзы. Однако бывали случаи, когда из мирных пастухов онипревращались в воинов и захватывали какой-нибудь город в Ханаане. Так,согласно преданию, израильтяне овладели Сихемом и во имя мщения перебили егожителей294. Но по большей части Бене-Исраэль вели мирное размеренное существование.Повседневная жизнь их была неразрывно связана с их стадами. Ради них ониоставались кочевниками; овцы кормили их и одевали, они были главнымбогатством, их давали в приданое, приносили в подарок друзьям. Красивыйягненок без порока считался самой лучшей жертвой Небу. Время от времени все племя начинало длительный переход в поисках новыхпастбищ. Достигнув местности, где стада могли найти достаточно пищи,израильтяне разбивали свои палатки под сенью деревьев, и начиналсянепродолжительный оседлый период жизни. Часто вокруг табора грубой мотыгойвспахивалась земля, и вскоре кочевники с волнением следили за первымивсходами урожая. Но вот опять нужны новые пастбища, и весь лагерь снимается,вьючит на осликов свою нехитрую утварь и трогается в путь... Музыка и пение были постоянными спутниками еврейских пастухов. Онивносили в их скитальческую жизнь радость и вдохновение. Когда средиуединенных долин звучали переливы пастушьей волынки, казалось, природаоживала и вторила меланхолическому напеву. Струны маленьких невел грустнымзвоном сопровождали песню, поднимавшуюся в вечернее небо. Человек пел оБоге, о своем Незримом Отце, обитавшем там, за багрово-золотыми облаками. Онпел о Его милосердии и справедливости, пел о том, что только Ему должныпринадлежать все молитвы мира... Легкой поступью бежали овцы, ритмичные удары бубнов вторили стуку ихкопыт. А песнь пастуха лилась и лилась, и воедино сливалось все: пылающийзакат и стада, силуэты гор и деревьев, стоны волынок и посвист флейт и самчеловек - поющий и играющий, прославляющий жизнь и Творца ее... Над патриархальной страной неслышно, как облака, проносились годы.

X x x

Около 1700 г. Ханаан огласился боевыми кличами. Полчища аморитов, наэтот раз вооруженных до зубов, появились в его пределах. Близ того места,где в роще Мамре жил некогда Авраам, вырос новый город, военная крепостьпришельцев - Хеврон. Но это был лишь опорный пункт. Азиатов манил Египет,богатая плодородная страна. Угроза завоевания застигла страну фараонов всамом плачевном состоянии. Вся она, по образному выражению современника, переворачивалась, подобногончарному кругу. Государственная власть вновь, как в период упадка Древнегоцарства, пришла в полное расстройство. Узурпаторы непрестанно сменялись натроне, как артисты на подмостках. Военачальники, пренебрегая интересамистраны, оспаривали друг у друга должности и плели интриги. В селенияхвоцарилась анархия, крестьяне побросали поля и предались грабежам. Бродягиразрушали закрома и дворцы богачей, расхищая их имущество. Повсеместнопроисходили мятежи, толпы врывались в государственные учреждения, жглидокументы, вершили самосуд и расправу. Началась разруха; в городахсвирепствовали голод и эпидемии; Рудники были заброшены, торговля почтипрекратилась. Помышлять о защите от внешних врагов было невозможно295. Поэтому ничего удивительного не было в том, что стремительный натисказиатов не встретил в Дельте никакого сопротивления. Быть может, наоборот -мятежники в какой-то мере даже способствовали завоевателям. Итак, в один прекрасный день боевые арабские скакуны, неведомые доэтого времени жителям Египта, понесли грозных всадников по земле фараонов.Со стуком катились легкие колесницы, врезаясь в растерявшиеся отрядыегиптян, пылали деревни, рушились стены древних храмов; ошеломленныеегиптяне взирали на все это в страхе и недоумении. Пришел конец ихсамостоятельности. Неведомое племя гордых и неумолимых врагов установилосвою власть над страной. Завоеватели с самого начала укрепились в нескольких городах, откударассылали по всей земле сборщиков дани. Их столицей стала крепость Хетварт,или Аварис, в восточной части Дельты, почти на границе пустыни, откудапришли их полчища296. Египтяне называли их Хекау-Хасут - "иноземные цари",откуда произошло позднейшее название гиксы 297.Археологические раскопкипозволяют теперь сделать вывод, что гиксы в период захвата Египтараспространили свое влияние на всю Сирию, быть может, Месопотамию и дажеКрит. Поэтому титул одного из их царей "правитель стран" отражал не толькообычное хвастовство древних монархов, но и заключал в себе известнуюистину.Мы плохо осведомлены о том, что происходило в те десятилетия, когдагиксы были хозяевами Дельты. Известно, что завоеватели переняли египетскиеобычаи, письменность, искусство. Их цари приказывали высекать свои изваянияв таких же застывших церемониальных позах, в каких полагалось изображатьфараонов. Гиксский двор был обставлен согласно всем правилам египетскогоэтикета.Единственное, в чем азиаты остались верными своим традициям, быларелигия. Они лишь терпели местных богов, отдавая предпочтение своемусирийскому богу Сутеху. Он был отождествлен с Сетом - братом Осириса,который некогда почитался в Дельте. К тому времени уже сложился миф,отводящий Сету роль предателя и убийцы брата. Благодаря этому Сет-Сутех могрезко противопоставляться всему египетскому пантеону. И только поколенияспустя под влиянием туземных обычаев гиксские цари стали вводить в своититулы имя Ра и примирились с другими богами Египта298.По численности гиксыуступали египтянам; основную их массу составляли военная аристократия ибоевые дружины. Их вторжение не означало заселения Египта семитическимиплеменами; завоеватели жили в своих крепостях, управляя страной, как бы наостровах среди моря враждебных туземцев. Однако вполне вероятно, что в этигоды усилился приток азиатов в Египет из Сирии и Синайской пустыни.

X x x

Ханаан после того, как через него прошли гиксы, стал небезопаснымместом для мирных пастухов. Никто не мог быть уверен в завтрашнем дне.Множество селений было стерто с лица земли, посевы выжжены, пастбищавытоптаны копытами гиксских коней. В довершение всего началась сильнаязасуха. Сыны Израиля оказались перед перспективой голода.У них оставалсяпоследний выход: двинуться по пути, проложенному таксами, и искать приюта вЕгипте, как делал это в голодные годы Авраам.В стране фараонов издавнасуществовало обыкновение селить на границах "мирных варваров", терпевшихбедствия на своей родине. Это делалось века спустя и в Римской империи дляохраны рубежей. На одном из египетских папирусов можно прочесть докладчиновника, который "закончил выдавать пропуска бедуинам из Эдома, чтобысохранить их жизнь и жизнь их стад во владениях царя"299.Для гиксских царейтакие переселения были особенно желательны, так как они предпочиталиопираться на своих соплеменников из Азии. То, что одного из гиксскихправителей звали Иаковом, есть лишнее доказательство близости между ними иизраильтянами300.Согласно преданию, сам патриарх Иаков возглавлялпереселение в "Землю Мицраим", как называли евреи Египет. Израильтянам былапредоставлена для жительства область Гошен, или Гесем, на востоке Дельты,которая славилась своими обширными лугами; там обычно пасли стада,принадлежавшие дворцовому хозяйству. Часть царского скота была передана введение пришельцев, и они, таким образом, были приняты на государственнуюслужбу301.Такая милость по отношению к чужеземцам имела, согласно Библии, инекоторые особые причины. В эти годы первым министром фараона былизраильтянин по имени Иосиф.В египетских источниках не сохранилось никакихсведений об этом человеке, т. к. почти все памятники и надписи той поры былиуничтожены при восстании против гиксов. Но библейское повествование о немнастолько точно отражает египетский быт и нравы, что нет никаких основанийставить под сомнение его достоверность в целом 302.Иосиф, согласно преданию,был продан своими братьями палестинским купцам, которые в свою очередьпродали его египетскому офицеру. После ряда драматических перипетийеврейский раб попал ко двору и был вознесен на самую вершину социальнойлестницы.Эта головокружительная карьера человека из народа, да вдобавокчужеземца, вероятно, была характерна для эпохи господства азиатскойдинастии. Семитические фараоны доверяли только таким лицам, как Иосиф.Когдазасуха и голод привели израильтян к границам Египта, Иосиф примирился ссобратьями и сделал все, чтобы они могли поселиться на пастбищахфараона.Переход границы в Египте был обставлен многочисленнымиформальностями, напоминающими современные, т. к. власти боялись лазутчиков.Пограничные крепости были полны чиновниками, которые вели строгий учетприбывших, проверяли разрешения на вселение, регистрировали подаркиэмигрантов, вносимые как плата за гостеприимство. Пастухи Бене-Исраэльдолжны были пройти через все эти формальности.Среди дошедших до насдокументов, в которых пограничные чиновники сообщают о пропуске в Египетголодавших кочевников, нет упоминания о переселении Бене-Исраэля. Документыпогибли, а память египтян не сохранила следов этого события. В глазахегиптян сыны Иакова были слишком незначительным народом, чтобы их приход могдля них что-либо значить303.Тем не менее, мы легко можем представить себеэтот рубежный момент в истории Израиля.Вот приближается к Аварису толпахудых, голодных пастухов. Они со страхом смотрят на зубчатые стены крепости,на смуглых часовых, застывших у ворот, озираются на жрецов с бритымиголовами и посохами в руках, на ослепительно прекрасных женщин вполупрозрачных воздушных платьях, на вельмож в париках, на марширующих впыли солдат.Величие Египта подавляет новоприбывших. Они чувствуют себяничтожными перед этими огромными храмами, роскошными дворцами и виллами, ониоглушены шумом рынков, мастерских, строек. С суеверным трепетомвсматриваются они в изваяния царей и богов; каменные лица бесстрастно глядятперед собой; неподвижные руки сжимают жезл и бич - символы власти.Египтянеже, вероятно, почти не обращают внимания на путников, которые, неувереннооглядываясь, пробираются по улицам. Им уже примелькались чернобородыеазиатские лица; с тех пор как в стране правят гиксы, их стало в Египтеособенно много. Чужими, беззащитными, заброшенными в большом враждебном мире должныбыли чувствовать себя израильтяне, впервые ступая на египетскую почву. Да ине только на египетскую. Разве не были они странниками и пришельцамиповсюду, разве не навсегда покинули они свою родину за Евфратом? Но,несмотря на это израильтян не покидала непоколебимая уверенность в том, чтожизнь их протекает под счастливой звездой. Они верили, что благословениеБога, Бога их отцов, пребывает на них, что незримый Дух оберегает и ведетих. Эту веру они связывали с Авраамом, предания о котором передавались изпоколения в поколение. Звездными ночами, сидя у входов в свои шатры, они слушали рассказы обАврааме и его сыновьях, об их подвигах, странствиях, об их любви, войне,соперничестве и дружбе. То были времена, когда небожители часто посещалилюдей, когда можно было видеть лестницу, по которой они спускались на землю.Предания рассказывали о том, как сам Бог в виде странника разделял трапезу сАвраамом, перед тем как покарать Содом и Гоморру.Они повествовали опереселении Иакова, о том, как ночью на границе Ханаана путь ему преградилотаинственное существо, с которым патриарх вступил в борьбу. Он не сдавалсядо утра, требуя, чтобы этот Ангел-хранитель страны благословил его. И толькополучив (почти вырвав) просимое, он уже спокойно пересек реку Иавок - рубежОбетованной Земли. Это означало, что Божественные дары не приходят кпраздным и пассивным, а даются только при напряжении всего существа человекав борьбе. Говорили, что само имя "Израиль" есть воспоминание об этой загадочнойсхватке Иакова с Ангелом и значит "богоборец". Но даже если такое толкованиеи сомнительно, оно тем не менее имеет глубокий смысл. Вся религиознаяистория Сынов Израиля была как бы некой священной борьбой. Израиль искал ижаждал Бога, но не простирался в рабской покорности; он требовал, спорил ивзывал, поднимаясь к вершинам сыновнего дерзновения, порой, казалось бы,граничившего с мятежом. Ночная борьба Иакова стала прообразом духовной драмыпророков и псалмопевцев, Иеремии и Иова.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: