Отмечая только что названные (и кратко рассмотренные) проблемы прав человека, не упустим из поля зрения то обстоятельство, что решающее значение по вопросам прав человека имеет их юридический аспект. И в этой связи – понимание того, что все они так и останутся острыми и нерешенными вопросами современности до тех пор, пока не будут выработаны оптимальные варианты их решения, которые неизбежно, могу заверить, "выйдут" на право. То есть пока они не воплотятся в праве человека, содержащем отработанные юридические конструкции и принципы, способные, фактически, на деле реализовать при помощи юридических механизмов высокие гуманитарные ценности и идеалы.
Что это за юридические конструкции и принципы?
К счастью, многие из них (во всяком случае, по своим основам, "классическим" построениям) уже выработаны за многовековую историю юриспруденции, стали достоянием юридической культуры. Другие – нуждаются в модификации, развитии, выработке новых компонентов, соответствующих требования надлежащего юридического обеспечения прав человека.
|
|
Так, при решении вопросов, связанных с юридическим обеспечением свободы слова, была бы оправданной проработка возможности использования таких юридических конструкций и принципов, которые построены на признании абсолютного характера (по существующим юридическим определениям или с известными элементами ни! §епеп5) субъективного права, выражающего и гарантирующего свободу слова. И стало быть, такого построения, допустим, права по лицензии на телевещание, в соответствии с которым "продолжение" этого права на то или иное время носит автоматический характер (и соответственно – лишение этого права может производится только в судебном порядке по исчерпывающему перечню оснований, предусмотренных в законе).
Аналогичные соображения можно высказать и по другой острой проблеме – исключения самой возможности "уничтожения" людей без суда и действия всего комплекса процессуальных процедур, неизбежно наступающей в результате использования методов войны при решении внутригосударственных проблем.
Такого социального результата можно достигнуть не только путем введения соответствующих конституционных запретов (запрет на использовании регулярных вооруженных сил при решении внутригосударственных проблем предусматривался в первых вариантах проекта российской конституции), но одновременно путем установления юридически отработанного порядка использования регулярных вооруженных сил внутри страны. Порядка, при котором подобное использование армии допускается лишь по основаниям, строго определенным законом в исчерпывающем перечне, с констатации их наличия в правосудном порядке, что и должно в автоматическом режиме открывать или не открывать по данным акциям бюджетное финансирование (постановка вопроса о выработке и введении подобных законодательных установлений выдвигалось в печати еще в обстановке первой чеченской войны 1994—1996 гг.).