Проблемы (продолжение; юридический аспект)

Отмечая только что названные (и кратко рассмот­ренные) проблемы прав человека, не упустим из поля зрения то обстоятельство, что решающее значение по вопросам прав человека имеет их юридический аспект. И в этой связи – понимание того, что все они так и оста­нутся острыми и нерешенными вопросами современности до тех пор, пока не будут выработаны оптимальные ва­рианты их решения, которые неизбежно, могу заверить, "выйдут" на право. То есть пока они не воплотятся в праве человека, содержащем отработанные юридические конструкции и принципы, способные, фактически, на деле реализовать при помощи юридических механизмов высокие гуманитарные ценности и идеалы.

Что это за юридические конструкции и принципы?

К счастью, многие из них (во всяком случае, по своим основам, "классическим" построениям) уже вы­работаны за многовековую историю юриспруденции, ста­ли достоянием юридической культуры. Другие – нуж­даются в модификации, развитии, выработке новых ком­понентов, соответствующих требования надлежащего юридического обеспечения прав человека.

Так, при решении вопросов, связанных с юриди­ческим обеспечением свободы слова, была бы оправдан­ной проработка возможности использования таких юри­дических конструкций и принципов, которые построе­ны на признании абсолютного характера (по суще­ствующим юридическим определениям или с известны­ми элементами ни! §епеп5) субъективного права, выра­жающего и гарантирующего свободу слова. И стало быть, такого построения, допустим, права по лицен­зии на телевещание, в соответствии с которым "продол­жение" этого права на то или иное время носит автома­тический характер (и соответственно – лишение это­го права может производится только в судебном поряд­ке по исчерпывающему перечню оснований, предус­мотренных в законе).

Аналогичные соображения можно высказать и по другой острой проблеме – исключения самой возмож­ности "уничтожения" людей без суда и действия всего комплекса процессуальных процедур, неизбежно насту­пающей в результате использования методов войны при решении внутригосударственных проблем.

Такого социального результата можно достигнуть не только путем введения соответствующих конститу­ционных запретов (запрет на использовании регуляр­ных вооруженных сил при решении внутригосударствен­ных проблем предусматривался в первых вариантах про­екта российской конституции), но одновременно путем установления юридически отработанного порядка ис­пользования регулярных вооруженных сил внутри страны. Порядка, при котором подобное использование армии допускается лишь по основаниям, строго определен­ным законом в исчерпывающем перечне, с констатации их наличия в правосудном порядке, что и должно в автоматическом режиме открывать или не открывать по данным акциям бюджетное финансирование (поста­новка вопроса о выработке и введении подобных зако­нодательных установлений выдвигалось в печати еще в обстановке первой чеченской войны 1994—1996 гг.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: