Вопросы и задания. 1. Чем характеризуется урок как форма обучения экологии?

1. Чем характеризуется урок как форма обучения экологии?

2. Какие признаки лежат в основе типологии урока?

3. Каково значение перспективного планирования (тематического, поурочного)?


5.3. Подготовка учителя к уроку экологии

Подготовка к организации и проведению урока. Каким должен быть современный урок экологии? В педагогике и дидактике критериями эффективности урока могут выступать принципы обучения и вытекающие из них требования и правила.

Все требования удобно сгруппировать вокруг основных компонентов урока: задач, содержания, методов и средств обучения. Одни требования носят дидактический характер и присущи урокам разных учебных предметов, другие связаны со спецификой обучения экологии и носят методический характер.

Требования к структуре урока:

• необходимо правильно определить учебно-воспитательные задачи урока и выявить место данного урока в системе уроков экологии;

• выявить значение данного урока для достижения целей экологического образования;

• целесообразно определить тип (вид) урока и обосновать его структуру, т.е. этапы урока (контроль знаний и умений учащихся, изучение нового материала, закрепление изученного материала, домашнее задание), продолжительность и последовательность этих этапов;

• установить связь данного урока с предшествующим и последующим уроками.

Требования к подготовке и проведению урока:

• обеспечить условия для безопасности и охраны здоровья учащихся;

• осуществить подготовку к уроку в соответствии с тематическим планированием;

• заблаговременно подготовить к уроку технические и экранные средства, изобразительные и натуральные пособия;

• обеспечить оборудование и материалы для проведения запланированных практических и лабораторных работ.

Требования к отбору содержания урока, выбору методов обучения и методических приемов:

• в соответствии с учебно-воспитательными задачами урока отобрать учебное содержание; определить основные понятия и способы деятельности, подлежащие усвоению;

• обогатить содержание урока элементами, имеющими воспитательное значение;

• в соответствии с содержанием понятий и способов деятельности, формируемых на данном уроке, обосновать выбор методов обучения;

• разработать методику контроля знаний и умений учащихся: продумать контрольные вопросы и задания, отобрать методы контроля и т.д.

Требования к технике проведения урока:

• обеспечить благоприятный эмоциональный фон, предполагающий доброжелательность, сотворчество учащихся и учителя;

• определить оптимальный темп и ритм урока;

• создать условия для установления контакта учителя и учащихся;

• предусмотреть смену видов деятельности учащихся на основе оптимального соотношения методов обучения, применяемых на разных этапах урока.

Соблюдение данных требований в их совокупности позволит учителю качественно подготовиться к уроку, организовать и провести его.

Этапы подготовки учителя к уроку. Эффективность урока зависит от подготовки к его проведению. Считается аксиомой: чем тщательнее подготовка учителя, тем успешнее проходит урок. При подготовке к уроку учитель должен учитывать принципы отбора содержания урока, положения теории развития понятий, а также принимать во внимание закономерности выбора методов и средств обучения. Осуществляя подготовку к каждому уроку, учитель рассматривает его как отдельное звено в системе уроков. В этом случае акцент в работе учителя переносится с подготовки конкретного урока к изучению целой темы.

Подготовительная работа к уроку начинается с рассмотрения тематического планирования, определения местоположения данного урока в системе уроков учебной темы и детального анализа компонентов содержания урока по учебной программе.

1-й этап: формулирование учебно-воспитательных задач урока. Исходя из образовательных целей, сформулированных в учебной программе курса экологии, учитель должен отобрать содержание урока. Необходимо учитывать дидактическую закономерность отбора содержания в зависимости от образовательных целей. Цели существенно определяют содержание урока и в свою очередь формируют конкретные учебно-воспитательные задачи урока, которые подразделяются на учебные задачи, направленные на развитие у учащихся экологических знаний, предметных и общеучебных умений. Решение воспитательных задач урока содействует выработке отношений, взглядов, убеждений и в конечном итоге формированию научного мировоззрения. Развивающие задачи урока направлены на развитие способностей и интеллектуальных умений ученика.

2-й этап: отбор содержания урока. Сформулировав учебные, воспитательные и развивающие задачи урока, учитель приступает к конструированию содержания урока.

На данном этапе подготовки самое важное условие — глубокое и всестороннее осмысление учителем содержания учебной темы. С этой целью, чтобы освежить в памяти соответствующий учебный материал, нужно ознакомиться с соответствующим содержанием в научной и учебной литературе по экологии. Поэтому первая задача на этом этапе подготовки состоит в строгом отборе нужного учебного материала из обширной научной литературы.

Важно также обстоятельное и критическое осмысление содержания школьных учебников, соответствующего теме урока. Учебный материал для уроков и последовательность его изложения отбираются с учетом теории развития понятий и учебно-воспитательных задач урока. Существует определенная закономерность правильного отбора учебного материала, его сочетания и системного представления, наиболее удобного для понимания и усвоения учащимися. Положения теории развития понятий дают возможность определить этапы для введения, развития, обобщения и систематизации экологических понятий.

Другая задача, связанная с отбором содержания урока, состоит в творческой переработке и педагогической адаптации к полученной из научной и учебной литературы информации. Она включает следующие этапы: выделение главного и второстепенного; установление логики в последовательности изложения материала; выявление основных частей содержания и их объема; определение воспитательных и развивающих возможностей содержания урока.

Таким образом, учитель определяет, какие основные экологические понятия вводятся на данном уроке впервые, а какие преемственно развиваются из предыдущих уроков. На этом этапе подготовки учителя к уроку школьный учебник помогает учителю в отборе содержания и определении структуры урока, но не может служить источником информации.

В поисках учебного материла, усиливающего его актуальность и повышающего интерес к его изучению, следует избегать включения в содержание урока фактов, недостаточно проверенных наукой. Нельзя признать правильным акцент на занимательный и игровой материал в ущерб материалу, требующему умственного напряжения учащихся, что иногда случается в практике обучения экологии в школе.

При определении объема материала, изучаемого на уроке, необходимо предусмотреть время, необходимое для осмысления нового и установления его связей с уже изученным материалом в курсе экологии в целом.

3-й этап: выбор эффективных методов обучения. Выбор методов обучения зависит прежде всего от содержания изучаемого материала, в котором отражены учебно-воспитательные задачи урока. Методы обучения отдельно выбирают к каждой части и каждому этапу урока. Теории развития понятий и методов обучения позволяют определить наиболее эффективные методы для развития экологических понятий и умений у школьников (см. гл. 6). На уроках часто применяются методы обучения в их сочетании. Например, наглядные и практические методы перемежаются словесными методами обучения. С учетом возрастных особенностей учащихся необходимо менять методы обучения: чем младше возраст обучаемых, тем чаще следует это делать, так как однообразие быстро приводит к утомлению и потере внимания. При выборе методов обучения нужно учитывать также ряд дополнительных факторов: степень сложности изучаемого материала, логический путь его проработки (например, дедуктивный и индуктивный), необходимое время на его изучение, оснащенность средствами обучения. Определенные ориентиры в выборе методов обучения задает учебная программа по экологии. Содержащиеся в ней указания на необходимость проведения наблюдений, экспериментов, демонстраций нацеливают учителя на выбор тех или иных методов обучения.

После формулирования учебно-воспитательных задач, разработки содержания урока и выбора соответствующих методов обучения переходят к следующему этапу — определению структуры урока.

4-й этап: определение структуры урока. Структура урока — его этапы, их продолжительность и последовательность существенно зависят от учебно-воспитательных задач, содержания урока и методов обучения. Урок состоит из частей, или этапов, связанных между собой логической последовательностью. Каждый этап урока вносит свой вклад в решение учебно-воспитательных задач. Продолжительность каждого этапа определяется ведущей дидактической задачей урока. Например, дидактической целью урока служит контроль процесса усвоения экологических знаний учащимися. В этом случае контроль знаний (как этап урока) может занять большую часть времени, а может продолжаться весь урок целиком. Такой урок может быть назван контрольным.

На каждом этапе урока применяются соответствующие методы и средства обучения. Для каждого этапа учитель тщательно планирует виды своей деятельности и деятельности учащихся, определяет характер записей и рисунков на доске и в ученической тетради, продумывает объем, форму и содержание самостоятельной работы учащихся, определяет домашнее задание и методику обобщения изученного материала и подведения итогов урока.

5-й этап: подготовка к проведению демонстрационных опытов, практических работ. На этом этапе учитель подбирает необходимое учебное и техническое оборудование (кино и видеофильмы, таблицы, плакаты, дидактические карточки, лабораторные средства, мультимедийные средства обучения и т.д.). При подготовке опытов рекомендуется предварительно потренироваться, поскольку неудачная попытка демонстрации опыта на уроке — серьезная оплошность. То же касается и предстоящей демонстрации кино или видеофильмов, которые учителю необходимо просмотреть до начала урока, чтобы определиться с тем, насколько целесообразен показ того или иного фильма, а также уточнить, на какие вопросы должны ответить учащиеся после просмотра фильма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: