Вопросы и задания. 1. Сформулируйте определение понятия «формы обучения экологии»

1. Сформулируйте определение понятия «формы обучения экологии».

2. Охарактеризуйте основные формы обучения экологии.

3. Приведите примеры видов внеклассной работы по экологии.

4. Разработайте тематику внеклассной работы по экологии в основной и старшей школе.


5.7. Внеурочная работа и элективные курсы по экологии

Внеурочная работа по экологии. Эта форма организации учебно-воспитательного процесса непосредственно связана с урочной системой и обязательна для учащихся. К внеурочной работе относят выполнение заданий, которые не удается провести на уроке (закладка простых опытов, фенологические наблюдения, чтение дополнительной литературы и т.д.). Для нее характерны непосредственная связь заданий с программным материалом, обязательное участие школьников в работе над заданиями, использование полученных результатов на последующих уроках, оценивание работы учащихся.

Разновидность внеурочной работы — летние задания, выполнение которых требует длительного времени. В то же время неверно сводить организацию летних заданий только к сбору гербариев и коллекций. Как правило, собранный материал оформляется учащимися неквалифицированно и не может быть использован в дальнейшем учебно-воспитательном процессе. Кроме того, массовые сборы растений и животных наносят ущерб природе и нецелесообразны с воспитательной точки зрения.

Элективные курсы по экологии. Важную образовательную функцию в системе профильного обучения выполняют элективные курсы. Элективные курсы (от лат. electio — отбор, выбирать, избирать) — это альтернативные курсы, предназначенные для преодоления излишней профильной направленности обучения. Они нацелены на развитие у старшеклассников профессиональной ориентации и выработку специальных навыков, необходимых для самообразования и продолжения обучения в профессиональных учебных заведениях.

Элективные курсы могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профилем уровне и служат для внутрипрофильной специализации обучения. Элективные курсы — курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют функции «надстройки» профильного курса и обогащения содержания одного из базисных курсов, который изучается на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с количеством курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Применительно к X — XI классам можно предложить пять видов элективных курсов. Их можно охарактеризовать, как курсы: 1) дополняющие содержание одного из профильных курсов; 2) реализующие межпредметные связи через изучение смежных предметов; 3) развивающие содержание одного из базовых курсов; 4) ориентирующие на приобретение школьниками знаний, умений и навыков, необходимых для успешного продвижения на рынке труда; 5) нацеливающие на удовлетворение познавательных интересов учащихся.

Элективные курсы дополняют содержание профильного курса (например, расширяют или углубляют этот курс в естественнонаучном профиле), развивают содержание одного из базовых курсов, удовлетворяют познавательные интересы школьников, вооружают знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях науки (в частности, в прикладных областях экологии). Вместе с тем элективные курсы не должны быть узкоспециализированными или носить популяризаторский характер. В противном случае своим содержанием они не будут соответствовать целевым установкам на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера. Однако помимо элективных курсов, согласно концепции профильного обучения, важны учебные практики, проекты, исследовательская деятельность, спецпрактикумы, модули по выбору, спецкурсы или курсы углубленного изучения.

Главное назначение элективных курсов — «поддерживать» основные профильные курсы на заданном стандартом уровне.

В методике обучения экологии можно выделить две основные группы элективных курсов:

1. Элективные курсы неспециального назначения, способствующие расширению кругозора, развитию способностей и познавательных интересов учащихся.

2. Элективные курсы специального назначения (элективные спецкурсы, элективные спецпрактикумы), направленные на внутрипрофильную специализацию обучения в рамках естественнонаучного профиля.

Элективные спецкурсы — курсы, углубляющие отдельные разделы и темы учебной программы и предназначенные для устранения пробелов знаний в усвоении профильного курса. Элективные спецпрактикумы призваны вырабатывать у учащихся умения и навыки, необходимые для работы в области элементарных экологических исследований (например, овладение методами экологических исследований).

Элективные курсы в совокупности с базовыми общеобразовательными и профильными курсами составляют для каждого ученика индивидуальную образовательную траекторию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: