Существует ли разум у животных. Ум — живое описание вечной мудрости

Философ. Почти все перипатетики говорят, что ин­теллект, который ты, по-видимому, называешь умом, является некоторой потенцией души и что мышление есть акциденция. А ты полагаешь иначе?


Простец. Ум есть живая субстанция, которая, как мы знаем по опыту, внутренне говорит в нас и судит и которая благодаря всем познаваемым нами в нас самих духовным способностям на всякой другой способности больше уподобляется бесконечной субстанции и абсо­лютной форме; ее обязанность в нашем теле — животво-рение тела, и потому-то она и называется душой. От­сюда ум есть субстанциальная форма, или сила, всеобъ­емлющая в себе на свой манер, охватывая силу одушев­ляющую, при помощи которой она одушевляет своим животворенном тело, жизнь растительную и чувстви­тельную, способность рассуждения, интеллектуальную способность и способность быть интеллектом, как тако­вым [...].

Простец. Божественные пути в точности недости­
жимы. Однако мы создаем о них предположения (со-
niecturas), одни — более смутные, другие — более яс­
ные. [...] -

Простец. В животных, действительно, мы находим различающую способность рассудка (discretivum dis-cursum), без которого их природа не могла бы сущест­вовать в удовлетворительном виде. Отсюда их рассудок, поскольку он лишен формы, т. е. интеллекта или ума, спутан, не имеет способности суждения и знания.

[...] Ум является различительной формой актов рас­судка (forma discretiva racionum), рассудок,же есть различительная форма ощущений и представлений (ymaginacionum).

Философ. Но откуда ум имеет эту силу сужде­ния, если он, как кажется, создает суждения обо всем?

Простец. Он черпает ее из того, что он — образ пер­вообраза всех вещей. А именно: бог есть первообраз всего. Отсюда, поскольку первообраз всего отражается в уме, как истина в образе, постольку ум имеет в себе то, на что он взирает и в соответствии с чем создает суждения о внешнем [...]. Ум есть живое описание веч­ной и бесконечной мудрости, но в наших умах с самого начала этот образ жизни подобен спящей, пока она не будет возбуждена к движению путем восприятия, кото­рое происходит от чувственных вещей. Тогда вследст-


вне движения своей способной к. познанию жизни ум находит искомое в себе самом в качестве описанного (стр. 174-177).

ГЛАВА X

[...] Простец. [...] Не познается часть без познания целого, поскольку часть измеряется целым. [...] Поэтому если игнорируется бог, который является первообразом всеобщности, то не получается никакого знания о все­общности. И если игнорируется всеобщность, то ничего нельзя знать ясного об ее частях. Так, знание о боге и обо всем предшествует знанию о любой вещи (стр. 200,201).

ГЛАВА XI

[...] Цростец. Виртуально ум состоит из способности мышления, рассуждения, воображения и ощущения, так что сам он в качестве целого называется способностью мышления, способностью рассуждения, способностью воображения и способностью ощущения (стр. 208).

ГЛАВА XIII

[...] Простец. [...] Думаю, что душой мира Платон на­звал то, что Аристотель — природой. Я же понимаю так, что эта душа и эта природа есть не что иное, как бог, все во всем создающий, кого мы называем духом все­общего (spiritum universorum) (стр. 211, 212).

ГЛАВА XIV КАКИМ QBPA3OM УМ НИСХОДИТ ОТ МЛЕЧНОГО ПУТИ

ЧЕРЕЗ ПЛАНЕТЫ В ТЕЛО И ОБРАТНО?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: