1 Име.ются в виду другие «польские братья» (социниане, или антитринитарии). — 409.
2 В духе арианства Вишоватый выступает против догмата о богочеловечности Христа. — 410.
3 Критика Вишоватым с рационалистическо-сенсуалистиче-ских позиций христианского догмата евхаристии (пресущест-вление хлеба и вина в тело и кровь Христа). — 412.
локк *
1 Термин идея применяется автором «Опыта» многозначно: идея обозначает и ощущения отдельных качеств материальных вещей, и сами качества этих вещей, и отдельные познавательные способности человека — способности разума, и сложные умственные образования, абстракции, понятия и т. п. — 414.
2 Формальнологические законы тождества и противоречия. — 415.
3 В данном случае подвергается критике тот более утонченный вариант теории врожденных идей, которого придерживались Р. Декарт и некоторые кембриджские платоники в Англии (Г. Мор, Кульвервелл и др.): врожденное знание не в готовом виде, а потенциально дано сознанию человека и включает лишь некоторые, логические и этические принципы. — 415.
4 Рефлексия, «внутренний опыт», согласно Локку, включает в себя не только познавательные, но также волевые и эмоциональные процессы. — 419.
5 Объяснение особенностей сложных идей в этом параграфе не согласуется с тем объяснением, которое дано в § 1 этой же главы. В основе объяснения производных (от простых) идей в § 1 лежит деление идей на сложные идеи («соединение нескольких простых идей в одну сложную»), идеи отношений и общие идеи. В § 3 сложные идеи совпадают со всем классом производных идей. Такая несогласованность объясняется попыткой Локка перейти от классификации идей, данной в первом издании «Опыта», к новой, которая более адекватно выражала бы природу «рационального» знания. — 419.
6 В отличие от рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница для Локка интуиция и демонстрация — способы выявления связей между идеями, полученными опытным путем. — 429.
1 Ответ Локка на критические замечания в адрес его «Опыта» со стороны английского богослова Джона Норриса (1657—1711), последователя Мальбранша. — 437.
8 Эд. Стиллингфлит — один из наиболее придирчивых теологических противников Локка. Отрывки из «Писем» Локка к нему проливают дополнительный свет на основные идеи «Опыта о человеческом разуме». — 438.
* Примечания к Локку составлены Г. А. Заиченко.
МАЛЬБРАНШ
1 Теодор выражает точку зрения автора. — 447.
ЛЕЙБНИЦ
1 Скалигер, Юлий Цезарь (1484—1558) — итальянский гуманист эпохи Возрождения. — 465.
2 Вариньен — французский математик XVII в. — 483.
БЕЙЛЬ
1 Ликей — философская школа, основанная Аристотелем. - 487.
ТОЛАНД
1 Цицерон. О природе богов, III, 1 (лат.). — 496.
ЮМ
1 Шефтсбери, Мандевилъ, Гетчисон — известные английские философы-моралисты и деисты. Батлер — автор деистического сочинения «Аналогия между религией естественной и богооткровенной, с одной стороны, и устройством и течением природы, с другой». — 577.
* Юм называет здесь соответственно произведения Локка (отрывки из него см. выше), Мальбранша «О разыскании истины» (отрывки из него помещены в этом томе), а также картезианский труд логиков Пор-Рояля Арно и Николя «Логика, или Искусство мыслить». — 577..