Вишоватый

1 Име.ются в виду другие «польские братья» (социниане, или антитринитарии). — 409.

2 В духе арианства Вишоватый выступает против догмата о богочеловечности Христа. — 410.

3 Критика Вишоватым с рационалистическо-сенсуалистиче-ских позиций христианского догмата евхаристии (пресущест-вление хлеба и вина в тело и кровь Христа). — 412.

локк *

1 Термин идея применяется автором «Опыта» многозначно: идея обозначает и ощущения отдельных качеств материаль­ных вещей, и сами качества этих вещей, и отдельные позна­вательные способности человека — способности разума, и слож­ные умственные образования, абстракции, понятия и т. п. — 414.

2 Формальнологические законы тождества и противоре­чия. — 415.

3 В данном случае подвергается критике тот более утон­ченный вариант теории врожденных идей, которого придержи­вались Р. Декарт и некоторые кембриджские платоники в Англии (Г. Мор, Кульвервелл и др.): врожденное знание не в готовом виде, а потенциально дано сознанию человека и включает лишь некоторые, логические и этические принци­пы. — 415.

4 Рефлексия, «внутренний опыт», согласно Локку, вклю­чает в себя не только познавательные, но также волевые и эмоциональные процессы. — 419.

5 Объяснение особенностей сложных идей в этом пара­графе не согласуется с тем объяснением, которое дано в § 1 этой же главы. В основе объяснения производных (от про­стых) идей в § 1 лежит деление идей на сложные идеи («со­единение нескольких простых идей в одну сложную»), идеи отношений и общие идеи. В § 3 сложные идеи совпадают со всем классом производных идей. Такая несогласованность объ­ясняется попыткой Локка перейти от классификации идей, данной в первом издании «Опыта», к новой, которая более адекватно выражала бы природу «рационального» знания. — 419.

6 В отличие от рационализма Декарта, Спинозы и Лейб­ница для Локка интуиция и демонстрация — способы выявле­ния связей между идеями, полученными опытным путем. — 429.

1 Ответ Локка на критические замечания в адрес его «Опыта» со стороны английского богослова Джона Норриса (1657—1711), последователя Мальбранша. — 437.

8 Эд. Стиллингфлит — один из наиболее придирчивых тео­логических противников Локка. Отрывки из «Писем» Локка к нему проливают дополнительный свет на основные идеи «Опыта о человеческом разуме». — 438.

* Примечания к Локку составлены Г. А. Заиченко.


МАЛЬБРАНШ

1 Теодор выражает точку зрения автора. — 447.

ЛЕЙБНИЦ

1 Скалигер, Юлий Цезарь (1484—1558) — итальянский гу­манист эпохи Возрождения. — 465.

2 Вариньен — французский математик XVII в. — 483.

БЕЙЛЬ

1 Ликей — философская школа, основанная Аристоте­лем. - 487.

ТОЛАНД

1 Цицерон. О природе богов, III, 1 (лат.). — 496.

ЮМ

1 Шефтсбери, Мандевилъ, Гетчисон — известные англий­ские философы-моралисты и деисты. Батлер — автор деистиче­ского сочинения «Аналогия между религией естественной и богооткровенной, с одной стороны, и устройством и течением природы, с другой». — 577.

* Юм называет здесь соответственно произведения Локка (отрывки из него см. выше), Мальбранша «О разыскании истины» (отрывки из него помещены в этом томе), а также картезианский труд логиков Пор-Рояля Арно и Николя «Ло­гика, или Искусство мыслить». — 577..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: