В соответствии с Федеральным законом -Ю защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ в Российской Федерации функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствии (РСЧС), которая располагает всем необходимым, чтобы защитить население и национальное достояние от катастроф, аварии, экологических и стихи иных бедствий или уменьшить их воздействие,
Основная цель создания РСЧС — объединение усилий центральных, республиканских, краевых, областных и городских органов исполнительной власти, а также возможностей организаций и учреждений по предупреждению и ликвидации ЧС.
140
Стр. 140 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный (вся территория России с кой Федерации), региональный (несколько субъектов Российской Федерации), территориальный (территория субъекта Российской Федерации), местный (район, город) и объектовый,
Территориальная подсистема РСЧС предназначена длл предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории (республика, край, область). Главный руководя шип орган — комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации создаются функциональные подсистемы РСЧС. задача которых— наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защиты персонала и населения территорий,
Например, экологическая безопасность возложена на силы и средства Минприроды России: наблюдение и контроль за стихийными явлениями— на Росгидромет России; контроль обстановки на потенциально опасных объектах— на Госатомнадзор и Госгортехнадэор России; экстренная медицинская помощь — на Минздравсоцразвития России; противопожарная безопасность— на МЧС России.
Руководство всей системой РСЧС возложено на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России),
Важнейшей частью системы РСЧС являются ее силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации последствий ЧС,
Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор. инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.
Ликвидацией последствий ЧС занимаются военизированные и невоенпзпрованные противопожарные, поисково-спасательные н аварийно-восстановительные формирования федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений Минсельхоза: военизированные п рот и во градовые и прогиволавннные службы Росгидромета: территориальные ава-
141
Стр. 141 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
рнйно-спасательные формирования госпнспекции по маломерным судам Минприроды; соединения гражданской обороны; подразделения поисково-спасательной служ&ы МЧС России: соединения и части радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированные горноспасательные, газоспасательные части Минтопэнерго; аварийно-технические центры, спецотряды атомных станций Минатома; восстановительные и пожарные поезда РЖД: подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции; центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС; аварийно-спасательные службы ВМФ России.
Территория Российской Федерации разделена на девять регионов', региональные центры РЦ РСЧС созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске. Чите. Хабаровске.
Система РСЧС функционирует в трех режимах:
1) повседневной деятельности;
2) повышенной готовности;
3) чрезвычайной ситуации.
Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимают или Правительство РФ, или МЧС, или соответствующие комиссии по ЧС.
Гражданская оборона (ГО) в соответствии с Федеральным законом *0 гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ — это ^система мероприятий по подготовке п зашите населения, материальных и культурных цен ноете и на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий*. Гражданская оборона России является составной частью общей государствен ной системы оборонных мероприятий, проводимой в мирное и военное время,
Основные задачи ГО: обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении ноенных действий', эвакуация населения, материальных ценностей в безопасные районы; оповещение населения об опасностях: предоставление убежищ и средств индивидуальной зашиты: проведение аварийно-спасательных работ: обнаружение и обозначение районов. подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; обеззараживание населения, территорий и пр,, восстановление и поддержание порядка; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, сушественно
142
Стр. 142 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, и др,
Гражданская оборона в Российской Федерации формируется по территориально-производственному принципу, В зависимости от обстановки система ГО может функционировать в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
На федеральном уровне руководство ГО осуществляется Правительством РФ. в федеральных органах исполнительной власти и организациях управление гражданской обороной возложено на их руководителей, являющихся по должности начальниками ГОука-занных органов и организаций. На территориях субъектов Федерации и муниципальных образований руководство ГО осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Федерации и руководители органов местного самоуправления. которые по должности од новре мен но являются начальниками ГО. Все руководители ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО на соответствующих территориях и в организациях.
Для выполнения данных мероприятий создаются федеральные службы ГО, республиканские, краевые, областные, антоном-ной области и автономных округов, районные и городские, а также службы ГО организаций.
В состан сил ГО в зависимости от уроння входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, и гражданские организации ГО.
Гражданские организации ГО создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты, представляющие важное оборонное и экономическое значение или высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время. В гражданские организации ГО могут быть зачислены граждане России: мужчины — в возрасте от 18 до 60 лет, женщины — от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов, женщин, имеющих детей до 8 лет,
Создание гражданской организации ГО объекта начинается с принятия соответствующего решения руководителем предприятия (по статусу начальника ГО объекта) на основании указаний (приказов) регионального центра, глав администрации города (района), которое закрепляется приказом по предприятию и доводится до сведения всех руководителе]! и персонала подразделе-
143
Стр. 143 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
нпй. ГО объекта включает штатное подразделение (штаб ГО объекта) и нештатные подразделения (добровольные формирования ГО, эвакоорганы, штабы ГО площадок, подразделений объекта.).
На каждом объекте должно быть разработано Положение о гражданской обороне, в котором изложены задачи ГО объекта. Выписка из Положения, содержа шал обязанности по ГО рабочих и служащих и обязанности по ГО руководителей структурных подразделений, доводится до сведения персонала всех подразделений и является составной частью должностных инструкций сотрудников подразделений.
План работы ГО объекта на мирное время является основным рабочим документом штаба ГО и включает в себя следующие документы:
1. План действия по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на объекте.
2. План ГО объекта,
3. Планы служб ГО объекта,
4. План организации и проведения знакомероприятий на объекте,
5. План приведения в готовность и действий гражданских организации ГО.
6. План повышения устойчивости функционирования объекта.
7. План текущей работы органов управления и служб ГО и ЧС на объекте.
8. Комплекс документов по планированию и учету обучения по ГО и ЧС на объекте.
9. Приказ о финансовом и материальном обеспечении мероприятий комиссии по ЧС и штаба по делам ГО и ЧС.
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым: вводный инструктаж, текущий инструктаж, ознакомление с характер и стикл ми и способами обращения с индивидуальными и коллективным]! средствами защиты и т.д.
Основными способами защиты населения в ЧС мирного и военного времени являются своевременное опонешение; злшит-ные сооружения ГО — убежища и противорадиационные укрытия; использование средств индивидуальной защиты и медицинской помощи: проведение эвакомероприятий.
В случае угрозы или возникновения ЧС федеральные и местные органы ГО ЧС осуществляют оповещение населения с использованием городских сетей проводного, радио-, телевешания и локальных средств. Перед передачей речевой информации могут включаться
144
Стр. 144 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
электросирены, различные сигнальные устройства, что означает подачу предварительного сигнала «Внимание вселф.
От оружия массового поражения людей защищают убежище, к конструкции которых и их размещению предъявляются следующие требования:
ограждающие конструкции убежищ должны быть прочными и обеспечивать как: ослабление ионизирующих и других ендов излучений до допустимого уровня, так и защиту от прогрева при пожарах;
убежища следует размещать в максимально]! близости от мест пребывания люден, их вместимость зависит от плотности заселения территории:
убежища должны быть оборудованы в углубленной части зданий (встроенные убежища) или вне зданий (отдельностоящие убежиша), Под убежища могут приспосабливаться подвалы, тоннели, подземные выработки (шахты, рудники) и т.п. По защитным свойствам убежища подразделяют на классы в зависимости от расчетной величины давления ударно)! волны ядерного взрыва; степени ослабления ради анионного воздействия н способности защитить люде)! от взрывов обычных боеприпасов (снарядов, авиабомб).
Типовое убежище должно состоять из основного помещения, шлюзовых камер, фпльтровентпляционной камеры и санитарного узла, иметь не менее двух входов и аварийных выходов, которые оборудуются защитно-герметически ми дверями. В зависимости от вместимости и других факторов убежища можно также оборудовать помещениями для размещения дизельной электростанции, медицинской комнатой и т.д.
Убежища оборудуют системам и водоснабжения, канализации, отопления и освещения, средствами связи, а основное помещение — местами для размещения людей. Кроме того, убежища ос-нашают необходимым инвентарем, средствами аварийного ос в е-шенпя и комплексом средств для ведения разведки на зараженной территории.
Противорадиационные укрытия защищают людей от радиационного заражения и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны и проникаюшей радиации ядерного взрыва, Обычно они оборудуются в подвальном или подземном этаже зданий и сооружений. Наиболее пригодны для противорадиационных укрытий внутренние помещения каменных зданий с капитальными стенами и небольшой плошадью проемов.
145
Стр. 145 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты от попадания внутрь организма, на кожные покровы и одежду радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств. Они делятся на СИЗ органов дыхания и кожи. К ним относятся также индивидуальный противохимический пакет и индивидуальная аптечка,
К средствам защиты органов дыхания относятся противогазы и респираторы, а также противопыльная тканевая маска и ватно-марлевал повязка,
Основным средством защиты является противогаз, предназначенный для зашиты органов дыхания, лица и глаз человека от воздействия отравляющих веществ в виде пара, радиоактивных веществ, болезнетворных микробов и токсинов. По принципу действия противогазы подразделяются на фильтрующие и изолирующие.
Нротивопылевои респиратор, представляющий собой фильтрующую полумаску, снабженную двумя вдыхательными и одним выдыхательным клапаном, применяется для защиты органов дыхания от пыли. Он может быть использован при действии в очаге бактериологи чес кого заражения для защиты от бактериальных аэрозолей.
Нротивопшьная тканевая маска состоит из корпуса и крепления, Корпус делается из четырех-пяти слоев ткани. Для верхнего слоя пригодна бязь, штапель, трикотаж; для внутренних слоев — фланель, хлопчатобумажная или шерстяная ткань с начесом.
Для ватно-марлевои повязка используют кусок марли размером 100x50 см. На него накладывают слой ваты такого же размера. При отсутствии маски и повязки можно использовать сложенную в несколько слоев ткань, полотенце, платок, шарф и г,п.
Средства защиты кожа по принципу защитного действия подразделяют на изолирующие и фильтрующие,
К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда. изготавливаемая из воздухонепроницаемых материалов, Фильтрующие средства защиты кожи — это хлопчатобумажное обмундирование и белье, пропитанные специальными химическими веществами, поглощающими и нейтрализующими пары отравляющих веществ. Фильтрующими средствами защиты кожи могут стать и обычные одежда и белье, если их пропитать, например, мыльно-масляной эмульсией.
146
Стр. 146 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8. 10) и пакет перевязочный индивидуальный (ПП).
Однако не всегда средства коллективной защиты и СИЗ могут обеспечить полную защиту населения в условиях ЧС. В этих случаях очень важно быстро и умело оказать пострадавшим первую медицинскую помошь.
Первая доврачебная помощь пострадавшему — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшему; оказывается немедпцинскими работниками (взаимопомощь) пли самим пострадавшим (самопомощь). Основными условиями успеха при оказан ни первой помощи являются срочность ее оказания, знанил и умение оказывающего первую помощь.
Правильная организация оказания первой медицинской помощи предполагает выполнение следующих условий:
оказанию доврачебной помоши должен быть обучен каждый работник;
на каждом предприятии, в цехе, на участке, в отдельных помещениях и специально отведенных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи;
руководитель лечебно-профилактического учреждения, обслуживающего данное предприятие, должен организовать строгий ежегодный контроль за правильностью применения правил оказания первой помощи;
помощь пострадавшему, оказываемая не медицинскими работниками. не заменяет помощи врача и оказывается лишь до его прибытия,
При оказании помощи принципиально важно придерживаться четкого и определенного порядка: быстро, но осторожно осмотреть пострадавшего непосредственно на месте, где он находится, оценить окружающую обстановку и исключить возможность самому попасть под воздействие повреждающего фактора.
Приступая к помощи, нужно прежде всего немедленно прекратить действие повреждающих факторов и как можно быстрее удалить пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал (изалечь из-под завала, вынести из горящего помещения и др.).
Однако, прежде чем приступить к оказанию помощи, еще до прибытия медицинского работника нужно попытаться выяснить
147
Стр. 147 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
причину тяжелого состояния пострадавшего и только после этого остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание, наружный массаж сердца, наложить повязку и т.п. Если неясно, что надо предпринять, то необходимо как можно быстрее доставить пострадавшего в лечебное учреждение.
Прекратить оказание помощи следует только при появлении явных признаков смерти.
Чтобы не причинить пострадавшему дополнительной боли, оказывающий ему помошь должен знать основные принципы и порядок снятия с него при необходимости одежды и обуви.
Очень важно в процессе оказания доврачебно]! помощи максимально защитить пострадавшего от переохлаждения не только на месте происшествия, но и во время перемещения в лечебное учреждение.
В целях заблаговременного вывода {вывоза) населения из района (зон) стихийных бедствий и ЧС техногенного характера в качестве способа защиты населения осуществляются эвакуационные мероприятия. Эвакуация организуется начальником ГО ЧС объекта экономики, штабом и председателем эвакокомиссип и проводится в кратчайшие сроки после оповещения населения через средства массовой информации. При угрозе возникновения ЧС (заражения) проводится упреждающая эвакуация за пределы прогнозируемых районов заражения. Осуществляется такая эвакуация по территориально-производственному признаку.
При возникновении ЧС проводится экстренная эвакуация по территориальному признаку, т.е. эвакуация от мест проживания или нахождения людей.
В зависимости от масштабов ЧС проводят пли локальную, или местную эвакуацию, По объему эвакомеропрпятий эвакуацию разделяют на общую (эвакуацию всех людей изданного района) и частную (эвакуацию женщин, детей).
Органы управления по делам ГО и ЧС городов, районов и ведомств, разрабатывают подробные планы эвакуации, обязательно учитывая ряд факторов: количество объектов и людей, подлежащих эвакуации: географическое положение; возможности районов по приему эвакуируемых; состояние дорожно-транспортной сети; наличие и состояние транспорта: наличие организаций, которые могут обеспечить процесс эвакуации.
Каждый объект, подлежащий эвакуации, используя выписку из плана эвакуации вышестоящего органа управления ГО и ЧС. составляет свой подробный план эвакуации, где прорабатываются
143
Стр. 148 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
детали, характерные для каждого конкретного объекта. Разработкой этих планов и их последующей корректировкой занимаются эвакуационные комиссии предприятий, учреждений и орган и защип.
При долговременном радиоактивном загрязнении и значительно]! плотности загрязнения производится плановое отселение людей,
При эвакуации жители должны взять с собой средства индивидуальной защиты; комплект одежды и обуви, соответствующей сезону: запас продуктов на два дня: документы и деньги; аптечку с необходимыми лекарствами. Упакованные вещи надо сложить в сумку, указав на бирке адрес и фамилию владельца. Следует выключить газ, воду, освещение и следовать к месту посадки на транспорт. Команду на эвакуацию дают штабы ГО МС города,
Одним из негативных явлений современной жизни является терроризм, объектом преступных посягательств которого являются мирные жители,
Организацию борьбы с терроризмом в Российской Федерации осуществляют Федеральная служба безопасности (ФСБ). Министерство внутренних дел (МВД), Министерство обороны (МО), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Федеральная пограничная служба (ФПС), а также другие органы исполнительной власти, действующие на основе Федерального закона чО борьбе с терроризмом*. Обшее руководство борьбы с терроризмом находится в компетенции Правительства Российской Федерации,
В зависимости от своей компетенции данные федеральные органы осуществляют борьбу с терроризмом по следующим направлениям:
ФСБ —борьба с террористическими преступлениями политического характера;
МВД —борьба с террористическими преступлениями корыстного характера:
СВР — обеспечение безопасности учреждении России, находящихся за рубежом;
ФСО — обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов; МО — зашита вооружения и военных объектов: ФПС — охрана государственной границы. Согласно ст. 9 Федерального закона ^О борьбе с терроризмом* сообщение о ставших известными сведениях о террористической
149
Стр. 149 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
деятельности и о любых обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизация ее последствий, является гражданским долгом каждого.
Одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер предупреждения. Однако в случае необходимости могут проводиться и контртеррористические операции — специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствии теракта. Зоной проведения такой операции в зависимости от обстоятельств может быть участок территории, здание, отдельное помещение, автомашина и т.д. Общее руководство операцией единоначально осуществляется руководителем оперативного штаба.
В пределах зоны контртеррористпческой операции на время ее проведения устанавливается особый правовой режим: участники операции имеют прано:
проверять документы, производить личный досмотр граждан и транспорт;
задерживать лиц, не имеющих документов, не выполняющих их требования, а также пытающихся проникнуть в зону проведения операции:
беспрепятственно входить, а при необходимости — проникать вжилыеииные помешен ия и транспортные средства, принадлежащие гражданам или организациям:
использовать транспортные средства, принадлежащие организациям, независимо от форм собственности, а в неотложных случаях — и гражданам в служебных целях для предотвращения теракта, преследования и задержания террориста, доставки пострадавшего в лечебное учреждение и проезда к месту происшествия.
При проведении контртеррористической операции допускается вынужденное причинение вреда здоровью, жизни и имуществу террористов. При этом лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и освобождаются от ответственности за причинение такого вреда,
В целях сохранения здоровья и жизни людей, материальных ценностей допускается ведение переговоров с террористами, в первую очередь для пресечения террористической акции без применения силы. Однако переговоры не могут служить основанием
150
Стр. 150 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
для освобождении террористов от ответственности за. совершенные преступления,
Возмещение вреда, причиненного н результате террористической акции, а также социальная реабилитации лиц, пострадавших в результате такой акции, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.