Государственная стратегия в области обеспечения национальной безопасности, в том числе и экономической, осуществляется через систему обеспечения безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения, должностные лица, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Федеральным законом <Ю безопасности», Концепцией национальной безопасности Российской Федерации и Основа ми поли-
Стр. 250 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
тики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г, и дальнейшую перспективу (от 30 марта 2002 г. № Пр.-57б).
В настоящее время Совет Безопасности Российской Федерации подготавливает новую Концепцию национальной безопасности страны, которая обусловлена объективными требованиями времени,
На Совет Безопасности Российской Федерации как конституционны]! орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагается рассмотрение стратегических проблем государственной. экономической, общественной, оборонной, информационной. экологической и других видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций, преодоления их последствий,обеспечения стабильности и правопорядка. Плавными задачами Совета Безопасности РФ являются выработка общегосударственной политики обеспечения п совершенствования национально]] безопасности, подготовка соответствующих единых регламентов и нормативов, формирование федеральных целевых программ и контроль расходования выделенных на них средств.
|
|
Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства. В Указе Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» от 29 апреля 1996 г, № 608 содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопасности: «Цель государственной стратегии экономической безопасности — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности. социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угрозах. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане*,
|
|
Обеспечение экономической безопасности страны должно носить характер государственной политики и предусматривать комплекс мер политического, экономического, административно-режимного пропагандистского и специального характера, объединенных единым стратегическим замыслом, единством целей и задач.
251
Стр. 251 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает в себя следующие элементы:
1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявлен ил и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
2) разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3) организация работы по реализации комплекса государственных мер по обеспечению экономической безопасности,
В целях обеспечения эффективности стратегии экономической безопасности должна быть сформирована система государственного воздействия на экономику, позволяющая с наименьшими потерями осуществлять регулирование важнейших экономических преобразований, включая взаимодействие между ними, а также способная взять на себя функции регулирования и поддержания экономики страны на безопасном уровне, При этом должны быть четко определены границы и условия государственного вмешательства в экономику (в частности, границы государственного сектора), а также обеспечено развитие эффективных мер государственного регулирования.
Реальным механизмом контроля за реализацией государственной политики в области обеспечения экономической безопасности являются мониторинг экономической безопасности, Главные цели мониторинга экономической безопасности: создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ; ■ операт^ [ вное обесп е чен ие ор га нов гос удар стве н ной вл асти РФ и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области; информационное взаимодействие всех органов власти: контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны,
Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:
1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, предусматривающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности;
252
Стр. 252 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
2) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;
3) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности, а также обеспечение информацией о действиях органон власти в целях скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий,
В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр.-1895, существенное внимание уделено обеспечению информационной безопасности н области экономики страны, которое играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономической безопасности наиболее подвержены:
система государственной статистики; кредитно-финансовая система:
информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; ■ системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
|
|
Переход к рыночным отношениям в экономике обусловил появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информатизации и зашиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в эконом ич ее кой сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом склады-
253
Стр. 253 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
ваются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.
Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и других организаций.
Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т.п., препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
|
|
Основные меры по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики: ■ организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой,таможенной информации: коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и зашищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих л пи и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации;
разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора,
254
Стр. 254 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...
обработки, хранения и передачи статистической, финансовой. 5^[ржевой, налоговой, таможенной информации; разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативно]! правовой базы, регламентирующей их использование;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики: совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.
Обеспечение экономической безопасности наряду с общегосударственными средствами достигается также средствами, присущими каждой из сфер безопасности. Защита экономических интересов, прав и свобод общества и граждан обеспечивается всеми институтами общества и государства. Передать эти функции в ведение одного органа — значит поставить его над всеми этими институтами, в том числен над Конституцией РФ.
Необходимо создать соответствующую систему, каждый уровень которой решает круг задач, определяемых его компетенцией. При этом можно выделить несколько уровней, образующих систему государственных органон и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности:
■ государственно-региональная модель — на уровне Федерации и субъекта Федерации;
■ ведомственно-отраслевая модель — в отраслях с преимущественно государственно]! собственностью;
■ смешанная модель — в отраслях, где за государством закреплены пакеты акций:
■ корпоративная модель — для акционерных обществ и финансово-промышленных групп.
Параллельное государственной системой обеспечения экономической безопасности в России с началом экономических реформ стала постепенно складываться негосударственная система в области эконом пч ее коп безопасности, нацеленная, прежде всего, на безопасность предпринимательства, собственности и личности,
255
Стр. 255 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...