Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности

Государственная стратегия в области обеспечения националь­ной безопасности, в том числе и экономической, осуществляется через систему обеспечения безопасности, которую образуют орга­ны законодательной, исполнительной и судебной власти, общест­венные и иные организации и объединения, должностные лица, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Федеральным законом <Ю безопасности», Концепцией нацио­нальной безопасности Российской Федерации и Основа ми поли-


Стр. 250 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


тики Российской Федерации в области развития науки и техноло­гий на период до 2010 г, и дальнейшую перспективу (от 30 марта 2002 г. № Пр.-57б).

В настоящее время Совет Безопасности Российской Федера­ции подготавливает новую Концепцию национальной безопас­ности страны, которая обусловлена объективными требованиями времени,

На Совет Безопасности Российской Федерации как конститу­ционны]! орган, осуществляющий подготовку решений Президен­та Российской Федерации в области обеспечения безопасности, возлагается рассмотрение стратегических проблем государствен­ной. экономической, общественной, оборонной, информацион­ной. экологической и других видов безопасности, охраны здоро­вья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций, преодоления их последствий,обеспечения стабильнос­ти и правопорядка. Плавными задачами Совета Безопасности РФ являются выработка общегосударственной политики обеспече­ния п совершенствования национально]] безопасности, подготов­ка соответствующих единых регламентов и нормативов, форми­рование федеральных целевых программ и контроль расходования выделенных на них средств.

Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства. В Указе Президента РФ «О го­сударственной стратегии экономической безопасности Россий­ской Федерации» от 29 апреля 1996 г, № 608 содержатся основные принципиальные положения, связанные с обеспечением безопас­ности: «Цель государственной стратегии экономической безопас­ности — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личнос­ти. социально-экономической и военно-политической стабиль­ности общества и сохранения целостности государства, успешно­го противостояния влиянию внутренних и внешних угрозах. Без обеспечения экономической безопасности практически невоз­можно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане*,

Обеспечение экономической безопасности страны должно носить характер государственной политики и предусматривать комплекс мер политического, экономического, административ­но-режимного пропагандистского и специального характера, объединенных единым стратегическим замыслом, единством це­лей и задач.

251


Стр. 251 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


Государственная деятельность по обеспечению экономичес­кой безопасности страны включает в себя следующие элементы:

1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и об­щества в целях выявлен ил и прогнозирования внутренних и вне­шних угроз жизненно важным интересам объектов экономичес­кой безопасности;

2) разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних уг­роз;

3) организация работы по реализации комплекса государ­ственных мер по обеспечению экономической безопасности,

В целях обеспечения эффективности стратегии экономичес­кой безопасности должна быть сформирована система государ­ственного воздействия на экономику, позволяющая с наимень­шими потерями осуществлять регулирование важнейших эконо­мических преобразований, включая взаимодействие между ними, а также способная взять на себя функции регулирования и поддер­жания экономики страны на безопасном уровне, При этом долж­ны быть четко определены границы и условия государственного вмешательства в экономику (в частности, границы государствен­ного сектора), а также обеспечено развитие эффективных мер го­сударственного регулирования.

Реальным механизмом контроля за реализацией государ­ственной политики в области обеспечения экономической безо­пасности являются мониторинг экономической безопасности, Главные цели мониторинга экономической безопасности: создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ; ■ операт^ [ вное обесп е чен ие ор га нов гос удар стве н ной вл асти РФ и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономичес­кой безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области; информационное взаимодействие всех органов власти: контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны,

Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:

1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, предусматривающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности;

252


Стр. 252 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


2) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;

3) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности, а также обеспечение информацией о действиях органон власти в целях скорейшего и наиболее эффективного устранения их послед­ствий,

В Доктрине информационной безопасности Российской Фе­дерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр.-1895, существенное внимание уделено обеспечению ин­формационной безопасности н области экономики страны, кото­рое играет ключевую роль в обеспечении национальной безопас­ности Российской Федерации.

Воздействию угроз информационной безопасности Россий­ской Федерации в сфере экономической безопасности наиболее подвержены:

система государственной статистики; кредитно-финансовая система:

информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; ■ системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и ор­ганизаций независимо от формы собственности; системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информа­ции о внешнеэкономической деятельности государства, а так­же предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Переход к рыночным отношениям в экономике обусловил появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг мно­жества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информа­тизации и зашиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в эконом ич ее кой сфере. Аналогичные угро­зы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом склады-

253


Стр. 253 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


ваются благоприятные условия для несанкционированного до­ступа к конфиденциальной экономической информации и для контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб.

Серьезную угрозу для нормального функционирования эко­номики в целом представляют компьютерные преступления, свя­занные с проникновением криминальных элементов в компью­терные системы и сети банков и других организаций.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяю­щей ответственность хозяйствующих субъектов за недостовер­ность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т.п., препятствует нормальному функционированию хозяйству­ющих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опас­ны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений техноло­гии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов информации о внешне­экономической деятельности Российской Федерации.

Основные меры по обеспечению информационной безопас­ности Российской Федерации в сфере экономики: ■ организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обра­ботки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой,таможенной информации: коренная перестройка системы государственной статистичес­кой отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и зашищенности информации, осуществляемая путем введе­ния строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контро­ля за деятельностью этих л пи и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения ком­мерциализации такой информации;

разработка национальных сертифицированных средств защи­ты информации и внедрение их в системы и средства сбора,

254


Стр. 254 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...


обработки, хранения и передачи статистической, финансо­вой. 5^[ржевой, налоговой, таможенной информации; разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативно]! правовой базы, регламентирующей их использование;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирую­щей информационные отношения в сфере экономики: совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации.

Обеспечение экономической безопасности наряду с общего­сударственными средствами достигается также средствами, при­сущими каждой из сфер безопасности. Защита экономических интересов, прав и свобод общества и граждан обеспечивается все­ми институтами общества и государства. Передать эти функции в ведение одного органа — значит поставить его над всеми этими институтами, в том числен над Конституцией РФ.

Необходимо создать соответствующую систему, каждый уро­вень которой решает круг задач, определяемых его компетенцией. При этом можно выделить несколько уровней, образующих сис­тему государственных органон и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности:

государственно-региональная модель — на уровне Федерации и субъекта Федерации;

ведомственно-отраслевая модель — в отраслях с преимущест­венно государственно]! собственностью;

смешанная модель — в отраслях, где за государством закрепле­ны пакеты акций:

корпоративная модель — для акционерных обществ и финан­сово-промышленных групп.

Параллельное государственной системой обеспечения эконо­мической безопасности в России с началом экономических ре­форм стала постепенно складываться негосударственная система в области эконом пч ее коп безопасности, нацеленная, прежде все­го, на безопасность предпринимательства, собственности и лич­ности,

255


Стр. 255 из 304


10.05.2011 16:31


Просмотр содержимого


https://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8...



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: