Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом

На территории государства, как правило, кроме собственных граждан, проживает категория физических лиц, которых называют иностранцами.

Понятие “иностранец” в нормативных актах и правовой литературе употребляется в двух смыслах - в широком и узком.

В широком - иностранцем считается всякое лицо, которое не обладает гражданством данного государства. В узком смысле - иностранцем считается лицо, не являющееся гражданином данного государства и имеющее доказательство своей принадлежности к гражданству другого государства.

Однако данных определений недостаточно, когда исследуется правовой режим иностранцев, ибо во-первых, на территории того или иного государства могут быть приняты законы с экстерриториальным действием, т.е. определенными правами могут пользоваться лица, которые находятся за границей. В частности, это касается наследственного права, института усыновления и пр. Во-вторых, указанная трактовка не учитывает наличия лиц, не обладающих гражданством, т.е. апатридов.

Поэтому более точными будут следующие определения:

- иностранец - лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства или же не имеет гражданства ни одного государства;

- иностранный гражданин- лицо, которое не является гражданином данного государства и состоит в гражданстве другого государства;

- лицо без гражданства - лицо, которое не является гражданином данного государства и не состоит в гражданстве ни одного другого государства

Все физические лица, находящиеся на территории данного государства, обладают тем или иным объемом прав и обязанностей. Совокупность прав и обязанностей иностранцев называется правовымрежимом (правовым статусом).

Поскольку каждое государство само устанавливает правовой статус иностранцев, постольку он в различных государствах не одинаков по своему объему. Тем не менее, правовая его регламентация имеет и схожие черты, позволяющие выделить виды правового режима иностранцев:

Национальный режим - т.е. предоставление иностранцам прав (за исключением некоторых прав, которыми наделены только собственные граждане), принадлежащих гражданам данного государства.

Специальный режим - т.е. предоставление иностранцам определенных прав, установленных законодательством или международным договором.

Режим наибольшего благоприятствования- т.е. предоставление гражданам иностранного государства прав, которыми пользуются или будут пользоваться граждане любого третьего государства.

Наименование первого вида статуса - национальный режим - несколько условно, ибо у иностранцев никогда не бывает такого же объема прав и свобод, как у собственных граждан: он всегда меньше. Предоставление иностранным гражданам в РФ национального режима означает, что иностранцы пользуются в РФ теми же правами и свободами, что и российские граждане, если иное не вытекает из Конституции РФ, законов и других нормативно-правовых актов РФ.

Предоставление иностранцам национального режима оговаривается как во внутреннем законодательстве государств, так и в международных договорах. Например, ч. 2 ст. 62 Конституции РФ 1993 г.: “Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, международным договором РФ”. В полном соответствии с Конституцией общее правило о национальном режиме в сфере гражданского права было сформулировано в п. 1 ст. 2 ГК РФ: “Правила, сформулированные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства...”.

Переходя к характеристике режима наибольшегоблагоприятствования, необходимо указать, что в правовой литературе и нормативных актах можно встретить различные формы, термины, в частности: “оговорка о наибольшем благоприятствовании”, “принцип наибольшего благоприятствования”. Так, в п. 1 ст. 11 Торгового соглашения между СССР и Ирландией от 28.12.73 г. говорится: “Стороны предоставляют друг другу режим не менее благоприятный, чем тот, которой предоставляется любой третьей стране...”.

Но, независимо от используемой в договорах терминологии, конкретного объема прав или свобод данный режим не устанавливает. Он лишь предусматривает уравнивание прав граждан контрагента в определенной области с правами граждан “другого государства”, “третьего государства” “любого другого государства” в той же области. Основное назначение наибольшего благоприятствования заключается в уравнении иностранцев между собой в определенной сфере прав, или, другими словами, в запрещении дискриминации.

Что касается специального режима иностранцев, то следует заметить, что одни авторы вообще отрицают его наличие, другие по-разному понимают его содержание. Так, А.И.Микульшин определяет специальный режим как “совокупность норм, регулирующих права и обязанности, которыми наделяются только иностранцы в государстве пребывания”. Н.Т.Блатова видит содержание такого режима в предоставлении “иностранцам особых прав, которые чаще всего устанавливаются в договорном порядке (например, личный состав ВС США на территории иностранных государств)”.

Сказанное выше дает возможность сделать несколько выводов.

Во-первых, категория правового режима иностранцев как совокупности их прав и обязанностей имеет общеправовой характер, т.е. распространяется полностью на все области правовых отношений и соответственно позволяет охарактеризовать положение иностранцев в той или иной стране.

Во-вторых, выделяемый в юридической литературе режим наибольшего благоприятствования в действительности таковым не является, представляя собой лишь оговорку в международных договорах и не содержит указания об объеме прав и обязанностей иностранцев. Понятие же национального режима может использоваться лишь условно или же для характеристики положения иностранцев в отдельных областях правового регулирования.

Существует только один вид правового режима иностранцев - специальный. Он распространяется на все области правового регулирования и устанавливает режим для иностранцев, который отличается от режима собственных граждан несколько меньшим объемом прав в одних областях и наличием специального регулирования в других. Во всех случаях этот режим не должен быть уже, чем сложившийся международный стандарт, установленный документами в области защиты прав человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: