В настоящее время в ЖЦ включаются не только этапы, связанные с проектированием и производством, но и последующие эксплуатация и утилизация изделия. Это связано, с одной стороны, с экологическими требованиями (изделие должно обеспечивать безопасную утилизацию, а в идеале – повторное использование материалов), а с другой – с необходимостью технического обеспечения эксплуатации сложных и потенциально опасных объектов на протяжении длительного срока (срок службы магистрального пассажирского самолета или бомбардировщика – 45..50 лет), для чего применяется так называемый авторский надзор эксплуатации.
Остановимся на этапе проектирования продукта (изделия). Поставщик разрабатывает техническое предложение на основании спроса потребителя. Техническое предложение – совокупность конструкторских документов, которые должны содержать технические и технико-экономические обоснования целесообразности разработки документации изделия на основании анализа технического задания заказчика и различных вариантов возможных решений изделий, сравнительной оценки решений с учетом эксплуатационных особенностей разрабатываемого и существующих изделий и патентные исследования. Техническое предложение после согласования и утверждения в установленном порядке является основанием для разработки эскизного (технического) проекта.
Эскизный проект – совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об их устройстве и принципе работы изделия, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемого изделия. Эскизный проект после согласования и утверждения является основанием для разработки технического проекта или рабочей КД.
Технический проект – совокупность конструкторских документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемого изделия, и исходные данные для разработки рабочей КД.
Разработка технического предложения, эскизного и технического проектов принимаем за первый этап жизненного цикла КД. После него принимается решение о дальнейшем производстве и при утвердительном ответе разрабатывается рабочая КД. Она должна пройти ряд итерационных процедур контроля: технический, технологический, метрологический и нормативный контроль. Создание рабочей КД, ее контроль и доработка является вторым этапом жизненного цикла документации.
Жизненный цикл ОТ начинается с момента исследования возможности ее создания и заканчивается прекращением потребления. Он включает стадии исследования и проектирования, изготовления, обращения, потребления или эксплуатации, утилизации ОТ.
В патентных исследованиях принято делить жизненный цикл ОТ на 4 стадии:
Формирование плана исследований и разработок:
- прогнозирование развития техники и перспективное планирование;
- обоснование заявки на разработку и освоение продукции, текущее планирование;
НИР:
- разработка ТЗ;
- выбор направлений исследований и разработок;
- теоретические или экспериментальные исследования;
Разработка ОТ /ОКР, ОТР, ПКР, ПТР/:
- разработка ТЗ;
- разработка проектной документации;
- разработка рабочей документации и испытание опытного образца;
Серийное производство:
- постановка на производство;
- установившееся производство /экспорт, экспонирование, продажа лицензий, снятие с производства, утилизация/.