Цели:
1. Учить четко произносить звук «Ы» изолированно, в слогах И словах.
2. Формировать понятие «гласный звук».
3. Учить выделять звук из ряда гласных и из конца слова.
4. Учить образовывать множественное число существительных При помощи звука «Ы».
5. Познакомить с буквой Ы.
6. Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление, зрительное и фонематическое восприятие, мелкую моторику, графические навыки.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, символ звука, буквы Ы из наждачной бумаги или другого шершавого материала, редкие орехи или шарики су-джок, красный пластилин, картон, тетради логопедических заданий, красные ручки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предложить детям определить гласный звук по артикуляции.
2.Упражнение «Медведь».
- К нам в гости пришел медведь. Посмотрите, какой он? Назовите его ласково.
- Послушайте, как он рычит: «Ы-ы-ы-ы».
- Какой звук вы услышали?
3.Упражнение «Звук „Ы"».
· Уточнить артикуляцию звука «Ы» перед зеркалами.
|
|
· Предложить произнести звук хором, каждому ребенку.
· Познакомить с характеристикой звука, его символом.
· Выделить звук «Ы» на слух из ряда гласных. (Логопед произносит гласные звуки. Когда дети слышат звук «Ы», хлопают в ладоши.)
4.Игра «Повтори, не ошибись».
Логопед произносит ряд слогов, а дети хором или индивидуально повторяют: ты-мы-пы, вы-фы-ды, бы-ны-вы, мы-пы-ды.
5.Упражнение «Где звук „Ы"?».
Выделить звук «Ы» из состава слов (по предметным картинкам): весы, банты, усы, мосты, цветы, часы.
6.Упражнение «Множественное число».
Предложить детям назвать слова во множественном числе по картинкам с изображением одного предмета. Если слово названо правильно, выставить картинку с изображением нескольких таких же предметов. Выделить звук в конце образованного слова (бант, кот, кит, кнут, бинт, дуб).
7. Физкультминутка.
Жили-были прыгуны - | Дети ходят по кругу. |
Прыг, прыг, прыг, прыг. | Прыжки на двух ногах. |
Мы допрыгнем до Луны - | Ходьба по кругу. |
Прыг, прыг, прыг, прыг. | Прыжки на двух ногах. |
8. Упражнение «Буква Ы».
Рассмотреть букву Ы и выделить ее элементы, обвести по контуру букву Ы из наждачной бумаги.
Прочитать и повторить с детьми стихотворение про букву Ы:
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы!
А. Шибаев
Предложить детям вылепить букву Ы из пластилина.
9.Упражнения с грецким орехом или шариком су-джок: 2—3 упражнения по выбору логопеда (см. Приложение).
10.Работа в тетради логопедических заданий. Предложить детям написать одну строчку буквы Ы.
Логопед объясняет и показывает написание на доске. «Пишет» букву вместе с детьми в воздухе, проговаривая последовательность ее написания.
11.Итог занятия.
На дом: задание 78.