Развитие теории коррупции представляет собой пример нового подхода к вопросу о роли государства в экономической сфере и в то же время демонстрирует опасность прямолинейных выводов из опыта, не осмысленного на теоретическом уровне.
Лишь в 1970-х гг. было осознано, что коррупция — это экономическая проблема. Причем коррупция — это проблема не только стран с развивающейся экономикой, но и стран с рыночной экономикой и демократической системой.
С институциональной точки зрения, институт коррупции следует рассматривать как процесс формирования постоянно воспроизводящихся устойчивых неформальных отношений в обществе, которые влияют на рост трансакционных издержек и снижение эффективности экономической системы в целом. Причем эти отношения получают повсеместное распространение как на микроуровне — взятка мелкому чиновнику, так и на макроуровне — взятка высокопоставленному государственному чиновнику, депутату или члену правительства. Таким образом, можно говорить об институционализации коррупции.
|
|
Процесс институционализации коррупции фактически означает синтез административной и политической коррупции, когда решения принимаются коррумпированными политиками не в интересах частных компаний, но в интересах коррумпированных бюрократических структур. Институционализация коррупции становится возможной еще и потому, что центральная власть не в состоянии полноценно контролировать все сферы экономической жизни1.
В табл. 7.1 представлен индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, или CPI), рассчитываемый Transparency International — ведущей неправительственной организацией в сфере противодействия коррупции.
Специалисты Transparency International подчеркивают, что индекс отражает не уровень коррумпированности общества как таковой, а лишь его восприятие мировой общественностью и деловыми кругами. Поэтому они призывают не переоценивать его при принятии практических решений, например, при определении кредитного рейтинга, а также при инвестиционной разработке кредитной политики в отношении какой-либо страны. Несмотря на это, индекс CPI играет большую роль для оценки делового климата той или иной страны.
Важным фактором для Transparency International является поддержание внимания к проблеме коррупции, исследование динамики изменений коррупционных процессов и разработка наиболее эффективных способов борьбы с ней.
Индекс восприятия коррупции рассчитывается ежегодно, начиная с 1993 г., на основе данных, полученных в ходе 17 опросов, проведенных независимыми исследовательскими центрами, и учитывает мнение предпринимателей, аналитиков, специалистов по оценке рисков, проживающих как в самих странах, так и за их пределами.
|
|
1.Административные барьеры в экономике: институциональный анализ.
Ha результаты опросов влияют следующие факторы: прозрачность юридических канонов, зрелость ведомственных структур, степень либерализации, трудность получения лицензий и регистрации, эффективность судопроизводства, уровень компетентности бюрократии, эффективность и прозрачность фискальной системы, эффективность работы таможни и т.д.
По 10-бальной шкале Transparency International — 10 баллов — коррупция практически отсутствует, 0— 1 — очень высокий уровень коррупции.
В табл. 7.1 представлен индекс восприятия коррупции по отдельным странам в 2003 г.
Таблица 7.1
Индекс восприятия коррупции
Место | Страна | Индекс CPI 2003 | Число исследований | Низкая- высокая оценка | Уровень варьирования |
Финляндия | 9.7 | 9.2-10.0 | 0.3 | ||
Исландия | 9.6 | 9.2-10.0 | 0.3 | ||
Дания | 9.5 | 8.8-9.9 | 0.4 | ||
Новая Зеландия | 9.5 | 9.2-9.6 | 0.2 | ||
Сингапур | 9.4 | 9.2-9.5 | 0.1 | ||
Швеция | 9.3 | 8.8-9.6 | 0.2 | ||
Нидерланды | 8.9 | 8.5-9.3 | 0.3 | ||
Австралия | 8.8 | 6.7-9.5 | 0.9 | ||
Норвегия | 8.8 | 8.0-9.3 | 0.5 | ||
Швейцария | 8.8 | 6.9-9.4 | 0.8 | ||
Канада | 8.7 | 6.5-9.4 | 0.9 | ||
Люксембург | 8.7 | 8.0-9.2 | 0.4 | ||
Великобритания | 8.7 | 7.8-9.2 | 0.5 | ||
Австрия | 8.0 | 7.3-9.3 | 0.7 | ||
Гонконг | 8.0 | 5.6-9.3 | 1.1 | ||
Германия | 7.7 | 4.9-9.2 | 1.2 | ||
Бельгия | 7.6 | 6.6-9.2 | 0.9 | ||
Ирландия | 7.5 | 6.5-8.8 | 0.7 | ||
США | 7.5 | 4.9-9.2 | 1.2 | ||
Чили | 7.4 | 5.6-8.8 | 0.9 | ||
Израиль | 7.0 | 4.7-8.1 | 1.2 | ||
Япония | 7.0 | 5.5-8.8 | 1.1 | ||
Франция | 6.9 | 4.8-9.0 | 1.1 | ||
Испания | 6.9 | 5.2-7.8 | 0.8 | ||
Португалия | 6.6 | 4.9-8.1 | 1.2 | ||
Италия | 5.3 | 3.3-7.3 | 1.1 | ||
Кувейт | 5.3 | 3.3-7.4 | 1.7 | ||
Белоруссия | 4.2 | 2.0-5.8 | 1.8 | ||
Китай | 3.4 | 2.0-5.5 | 1.0 | ||
Панама | 3.4 | 2.7-5.0 | 0.8 | ||
Шри-Ланка | 3.4 | 2.4-4.4 | 0.7 | ||
Сирия | 3.4 | 2.0-5.0 | 1.3 | ||
Индия | 2.8 | 2.1-3.6 | 0.4 | ||
Малави | 2.8 | 2.0-4.4 | 1.2 | ||
Румыния | 2.8 | 1.6-5.0 | 1.0 | ||
Мозамбик | 2.7 | 2.0-3.6 | 0.7 | ||
Россия | 2.7 | 1.4-4.9 | 0.8 | ||
Гватемала | 2.4 | 1.5-3.4 | 0.6 | ||
Казахстан | 2.4 | 1.6-3.8 | 0.9 | ||
Молдавия | 2.4 | 1.6-3.6 | 0.8 | ||
Узбекистан | 2.4 | 2.0-3.3 | 0.5 | ||
Венесуэла | 2.4 | 1.4-3.1 | 0.5 | ||
Вьетнам | |||||
Боливия | 2.3 | 1.9-2.9 | 0.4 | ||
Гондурас | 2.3 | 1.4-3.3 | 0.6 | ||
Македония | 2.3 | 2.0-2.7 | 0.3 | ||
Сербия | 2.3 | 2.0-3.2 | 0.5 | ||
Судан | 2.3 | 2.0-2.7 | 0.3 | ||
Украина | 2.3 | 1.6-3.8 | 0.6 | ||
Зимбабве | 2.3 | 2.0-2.7 | 0.3 | ||
Ангола | 1.8 | 1.4-2.0 | 0.3 | ||
Азербайджан | 1.8 | 1.4-2.3 | 0.3 | ||
Камерун | 1.8 | 1.4-2.0 | 0.2 | ||
Грузия | 1.8 | 0.9-2.8 | 0.7 | ||
Таджикистан | 1.8 | 1.5-2.0 | 0.3 | ||
Нигерия | 1.4 | 0.9-2.0 | 0.4 | ||
Бангладеш | 1.3 | 0.3-2.2 | 0.7 |
Источник: https://www.transparency.org/cpi/index.html
В 2003 г. в шестерку стран с наименьшим уровнем восприятия коррупции (более 9 баллов) вошли Финляндия, Исландия, Дания, Новая Зеландия и Сингапур. Самой коррумпированной страной, как и в 2002 г., был признан Бангладеш (1,3 балла), которому лишь немного уступила Нигерия — 1,4 балла.
По словам Питера Айгена, председателя правления Transparency International, неожиданно высокие показатели коррупции среди менее коррумпированных стран в США (18 место — 7,5 балла), Израиле (21 место — 7,0 балла), Люксембурге и традиционно благополучной Канаде (11 место — 7,0 балла). Вызывает тревогу высокий уровень коррупции в таких европейских странах, как Греция (50 место — 4,3 балла) и Италия (35 место — 5,3 балла) и в таких потенциально богатых нефтью странах, как Нигерия (132 место — 1,4 балла), Ангола и Азербайджан (124 место — 1,8 балла), Индонезия (122 место — 1,9 балла), Ливия (118 место — 2,1 балла), Казахстан и Венесуэла (100 место — 2,4 балла) и Ирак (113 место — 2,2 балла).
Всего же более 70% стран, где проводилось исследование Transparency International, набрали менее пяти баллов. В развирающихся странах эта цифра еще выше — 90 %.
|
|
По сравнению с 2002 годом улучшилась ситуация в Австрии, Бельгии, Колумбии, Франции, Германии, Ирландии, Малайзии, Норвегии и Тунисе.
Наилучшая ситуация из стран СНГ с коррупцией отмечена Transparency International в Белоруссии (53 место — 4,2 балла), наихудшая — в Таджикистане, Грузии и Азербайджане (124 место — 1,8 балла). В промежутке между ними оказались Армения (78 место — 3 балла); Казахстан, Молдова и Узбекистан (замкнули первую сотню — 2,4 балла); Украина (106 место — 2,3 балла); Киргизия (118 — 2,1 балл).
Россия с рейтингом 2,7 балла поделила вместе с Мозамбиком 86 место, если считать уровень некоррумпированности, и 47 место в списке самых коррумпированных стран. Соседние с Россией строчки с уровнем коррупции 2,8 балла (то есть немного ниже) занимают Малави, Индия и Румыния. С другой стороны в компанию с Россией попали Алжир, Мадагаскар и Никарагуа.