Глоссарий. Абсентизм – (от лат. Absentia – отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов

Абсентизм – (от лат. absentia – отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства и т.д.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, соответствующая четвертой фазе развития средневековой цивилизации, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха.

Абстрактность законодательства – сложившийся в эпоху Нового времени и действующий в современных условиях (в России и, преимущественно, в странах континентальной правовой системы) принцип законотворчества, при котором в основу закона кладутся правовые нормы, отражающие обобщенные признаки общественных отношений, проявляющиеся в отдельных юридических казусах.Посредством абстрактных правовых норм закрепляется то общее, что связывает отдельные казусы в единое целое. См. также Казуальность законодательства.

Акме – (от греч. akme), высшая степень чего-либо, цветущая силы.

Адат (А.) — источник права, представляющий разновидность обычного права, сложившегося у народов Кавказа в условиях господства родоплеменных отношений; свод этических норм, традиций и правил поведения, регулировавших жизнь общины (через нормы кровной мести, побратимства) и брачно-семейные отношения.А. исходил из представления о коллективном характере преступления. Субъектом права в нем выступал не отдельный человек, а общественная группа, участвующая в выработке норм А., - семья и клан, селение или союз селений. После принятия ислама А. постепенно вытеснялся источником религиозного права – шариатом.

Академия наук СССР (АН СССР) - высшее научное учреждение СССР, подчиненное непосредственно Совету Министров СССР. Основана 28 января (8 февраля) 1724 года в Петербурге указом Петра I; открытие состоялось в конце 1725. Первоначально называлась Академией наук и художеств, с 1803 — Императорской Академией наук, с 1836 — Императорской Санкт-Петербургской АН, с февраля 1917 по 1925 — Российской АН, с июля 1925 — АН СССР. С 21 ноября 1991 года — вновь Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России.

Буржуа — (франц. bourgeois) горожанин, занимающийся предпринимательской деятельностью, обладающий собственностью на средства производства и использующий труд наёмных работников.

Верховный Совет (В.С.) СССР – 1. Высший орган государственной власти в СССР в 1936-1988 гг. Состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. К ведению В.С. СССР относились принятие в состав СССР новых республик, утверждение изменений границ между союзными республиками, утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик, а также законодательные решения по важнейшим вопросам хозяйственного и социально-культурного строительства, внешней политики, высший контроль над деятельностью государственного аппарата. В.С. избирался населением путём всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. Депутатом В.С. СССР мог быть избран каждый гражданин СССР, пользующийся избирательным правом, достигший 23 лет. 2. С 1988 г. по 1991 г. В.С. СССР был постоянно действовавшим органом в рамках более широкого, периодически созываемого высшего органа государственной власти в СССР Съезда народных депутатов СССР; избирался народными депутатами – делегатами Съезда народных депутатов СССР из своего состава.

Вето (от лат. Veto – запрещаю) — акт, приостанавливающий вступление в силу решения какого-либо органа или не допускающий его. Издается чаще всего главой государства. В Российской империи согласно Основным государственным законам 23 апреля 1906 г. действовало отлагательное вето, при котором в случае отклонения законопроекта государем-императором, этот законопроект должен был быть повторно рассмотрен в течение следующей сессии думы. Если он собирал простое большинство голосов при повторном рассмотрении, то подлежал утверждению императором. В Российской Федерации согласно Конституции РФ для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в случае отклонения его президентом требуется квалифицированное большинство голосов — 2/3 голосов каждой палаты.

Военно-революционный комитет (ВРК) – боевой орган, создававшийся большевистскими партийными организациями при Советах рабочих и солдатских депутатов по всей России в период подготовки и проведения Октябрьского вооруженного восстания 1917 г. ВРК не имели правовой легитимации и являлись чрезвычайными органами революционной власти. Первым штабом вооружённого восстания был Петроградский военно-революционный комитет, созданный Петроградским советом 12 (25) октября 1917 г.

Волость — в XI XX вв. мелкая административно-территориальная единица, часть уезда.

Всеобщая трудовая повинность (В.П.Т.)– совокупность мероприятий по привлечению к труду «буржуазных элементов», а также, согласно Кодексу законов о труде 1918 г., всех граждан Советской России. Включала запрет самовольного перехода на новую работу и прогулы (1919-1921 гг.) и объединение всего трудоспособного населения в трудовые армии (1920-1921 гг.). При переходе к НЭПу использование трудовой повинности было свёрнуто. КЗоТ РСФСР 1922 г. допускал применение трудовой повинности для борьбы со стихийными бедствиями, при недостатке в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий. В.П.Т. была восстановлена в период Великой Отечественной войны.

Временное правительство (В.П.) – высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган, образовавшийся в России после отречения от престола Николая II и Михаила Романовых в ходе февральских революционных событий 1917 г. Существовал со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 г.. За время существования сменилось 4 состава В.П., в которые входили представители партий кадетов, эсеров, меньшевиков, а также беспартийные. Органами власти В. П. на местах были губернские и уездные комиссары. Согласно программе, изложенной В.П. в декларации от 3 (16) марта 1917 г., его главные задачи состояли в созыве Учредительного собрания, демократизации и продолжении войны до победного конца. 26 октября (8 ноября) 1917 г. члены Временного правительства были арестованы в ходе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде.

Временный комитет Государственной думы (В.К.Г.Д.) — высшее чрезвычайное государственное учреждение, образованное 27 февраля 1917 г. в ходе частного совещания членов Государственной думы после указа Николая II об ее роспуске. В состав В.К.Г.Д. вошли 12 человек во главе с М.В. Родзянко, представлявшие все фракции Думы, за исключением правых монархистов. Под давлением В.К.Г.Д.и поддержавших его начальника штаба Ставки М.В. Алексеева и командующего Северным фронтом Н.В. Рузского 2 марта 1917 Николай II отрёкся от престола, а В.К.Г.Д. сформировал Временное правительство.

Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК) - в 1917-1922 гг. центральный орган системы государственной безопасности; отвечала за политический розыск, пресечение и предупреждение антибольшевистских выступлений; в годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) осуществляла также внесудебные репрессии. После окончания Гражданской войны преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) с некоторым изменением функций. СМ. также Государственное политическое управление (ГПУ).

Всероссийский крестьянский съезд (В.К.С.) – чрезвычайный съезд крестьянских депутатов, проходивший 11(24) - 25 ноября (8 декабря) 1917 г. в Петрограде. Заложил основу объединения Советов рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов в масштабах всей страны. Большинство делегатов В.К.С. высказалось за участие представителей партии левых эсеров в Совете Народных Комиссаров. В ходе съезда левые эсеры вошли в Советское правительство и оставались в его составе до марта 1918 г.

Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов (В.С.Р. и С.Д.) – первоначально представительное собрание делегатов местных Советов – органов революционной власти и местного самоуправления, возникших после падения самодержавия. Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов состоялся в Петрограде в июне 1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, проходил 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. в Петрограде и после ареста членов Временного правительства в ходе вооруженного восстания принял решение о переходе всей власти к Советам и стал самопровозглашенным органом высшей государственной власти.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) - 1. В апреле - октябре 1917 г. - центральное звено, руководящий орган системы местных Советов рабочих и солдатских депутатов. 2. С 26 октября (8 ноября) 1917 г. - верховный законодательный, исполнительный и контрольный орган Советской России и РСФСР. Соединял в себе законодательные и исполнительные функции, определял состав правительства. Избирался Съездами Советов. Упразднен с принятием Конституции РСФСР 1937 г.

Высший Совет народного хозяйства при СНК (ВСНХ) - 1. В 1917 - 1932 гг.- центральный орган руководства народным хозяйством страны. Включал в себя главные комитеты (главки) по отраслям промышленности и видам продукции, губернские и окружные СНХ, а с образованием СССР - ВСНХ союзных республик и ГлавСНХ автономных республик. Ликвидирован в 1932 г. в ходе форсированной модернизации советской экономики; функции переданы отраслевым союзным наркоматам. 2. В 1963-1965 гг., в период хрущевской «оттепели», восстановлен как высший государственный орган по управлению промышленностью и строительством.

Генеральный секретарь ЦК КПСС РКП (б), ВКП (б)) - высшее должностное лицо в Коммунистической партии в 1922-1991 гг. Избирался на Пленуме ЦК, руководил работой Политбюро и Секретариата ЦК. В условиях однопартийной системы - фактический глава Советской политической системы общества.

Главное управление тыла Красной Армии (Г.У.Т К.А) – орган, созданный 1 августа 1941 г. при Народном Комиссариате Обороны, для централизации тыловых управлений фронтов и армий. В Г.У.Т К.А входили штаб тыла Красной армии, инспекция начальника тыла, а также управления: главное интендантское, военных сообщений и автодорожного транспорта, снабжения горючим, санитарное и ветеринарное. В июне 1943 г. Г.У.Т К.А было упразднено, входившие в его состав подразделения были подчинены непосредственно начальнику тыла – заместителю наркома обороны. Начальник Г.У.Т К.А и начальник тыла Красной Армии – Хрулев А.В.

Глобальные проблемы (г.п.) – это проблемы войны и мира, экологическая, продовольственная, сырьевая, демографическая, здравоохранения и др. Их вызревание является естественным результатом развития индустриальных цивилизаций. Они проявляются весьма ярко, начиная с 60-х гг. XX в. и ставят человечество на грань катастрофы. Глобальность проблем заключается, во-первых, в том, что, возникая, они охватывают все регионы мира, затрагивают все народы, и, во-вторых, их разрешение невозможно без совместных усилий всех государств мира. За решение Г.П. выступает и международное движение за права человека «третьего поколения». См. также Права человека «третьего поколения».

Государственная Дума (Г.Д.) – 1. Представительное учреждение Российской империи в 1906-1917 гг. с ограниченными законодательными правами. Рассматривала и одобряла законопроекты, которые затем одобрялись в верхней палате - Государственном совете и утверждались царем. Формировалась путем многоступенчатых выборов по 4-м куриям. Не имела права изменять Основные законы империи, ее же решения могли быть отменены Госсоветом. 2. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. — нижняя палата Федерального Собрания — парламента РФ. Состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Порядок выборов устанавливается федеральным законом. Главными полномочиями Г. Д. РФ являются принятие федеральных законов, а также участие в формировании Правительства РФ и контроль над его деятельностью.

Государственное политическое управление (ГПУ) – конституционный орган охраны государственной безопасности РСФСР и СССР в 1922-1934 гг. Создано на основе ВЧК в феврале 1922 г. С образованием СССР реорганизовано в апреле 1923 г. в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР. В 1934 г. на базе ОГПУ создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) в составе Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР.

Государственный банк – важнейшее звено государственной системы, орган проведения экономической политики правительства. Государственный банк Российской империи, учрежденный в 1860 году, проводил выкупную операцию в ходе крестьянской реформы, являлся банком краткосрочного коммерческого кредита. Его преемник – Народный банк РСФСР создан по декрету «О национализации банков» 14 (17) декабря 1917 г., ликвидирован в январе 1920 году в связи со свертыванием кредитно-денежных операций в период «военного коммунизма», восстановлен в 1921 г. с началом НЭПа под названием Государственный банк РСФСР. Преобразован в 1923 г. в Государственный банк СССР, упраздненный в декабре 1991 года с передачей активов и пассивов Центральному банку РСФСР (Банку России), который позднее стал называться Центральным банком Российской Федерации. Последний подчиняется непосредственно правительству РФ, его предшественники – министерству (наркомату) финансов, за исключением Центрального банка РСФСР, который с 1990 по 1993 гг. подчинялся Верховному Совету РСФСР.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств.

Государственный секретарь — в Российской империи с 1810 - начальник Государственной канцелярии, органа делопроизводства Государственного совета. Пост Государственного секретаря существовал в Российской Федерации в 1991-1992 гг.

Государственный Совет (Г.С.) - 1. В 1810 - 1906 гг. высшее законосовещательное учреждение, члены которого назначались царем. Состоял из нескольких департаментов и государственной канцелярии. 2. В 1906 – 1917 гг. - верхняя палата парламента с ограниченными законодательными правами, в которой рассматривались принятые Государственной Думой законопроекты до их утверждения императором. Одна половина его членов выбиралась от сословий и университетов, другая – назначалась царем. 2. В сентябре - декабре 1991 г. формально высший орган государственного управления СССР; председателем Г.С. являлся президент СССР, членами - президенты союзных республик. 3. В РФ совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Создан Указом Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г. Председателем Г.С. является Президент РФ, членами Г.С. являются руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Государство – 1. в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы; организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система Г. обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат; 2. понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.). 3. как субъект международного права - основной участник международных отношений, имеющий суверенитет.

Гражданин (Г.)– лицо, принадлежащее на правовой основе к государству с республиканской формой правления. Г. имеет определенную Основным законом страны правоспособность, наделен политическими правами и свободами, обременен обязанностями. См. также подданный.

Гражданская правоспособность – способность лица иметь гражданские права и нести обязанности.

Губерния — основная административно-территориальная единица в России в XVIII-начале XX вв. Первые восемь губерний созданы Петром I в 1708 г.: Санкт-Петербургская (до 1710 г. Ингерманландская), Московская, Архангелогородская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Сибирская. Губернии делились на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства.

Департамент полиции МВД – центральный орган политического, уголовного сыска и управления полицией в Российской империи в 1880 – 1917 гг. Контролировал деятельность полицейских, жандармских, охранных и сыскных органов; вел борьбу с революционным движением; надзирал за производством дознания по политическим делам; осуществлял контроль над изготовлением, хранением, транспортировкой оружия и взрывчатых веществ и торговлей ими; наблюдал за культурно-просветительской деятельностью.

Диктатура пролетариата (Д.П.) – власть рабочего класса, опирающаяся на вооруженное насилие, установленная в ходе социалистической революции и используемая как важнейшее (а иногда – единственное) средство для ликвидации частной собственности и строительства социалистического общества в переходный к социализму период. Понятие Д.П. впервые употреблено К.Марксом и разработано В.И.Лениным как программное требование партии большевиков. Д.П. рассматривалась ими как новая, не имеющая аналогов в истории, форма демократии трудящихся, руководимых пролетариатом. При этом все созданные ранее политические и правовые институты, по мнению Ленина, должны были подвергнуться слому, а на смену им - придти новые, пролетарские. Новое пролетарское государство как система Д.П. представляло собой выборные из рабочих и крестьян Советы, которые действовали под руководством Коммунистической партии. Она обращалась за одобрением своих действий непосредственно к трудящимся, минуя бюрократию. Новое право было призвано служить рабочему классу и революции; провозглашался принцип революционной целесообразности права. В дальнейшем Д.П. превратилась в диктатуру большевистской партии. См. также плебисцитарная демократия Советов.

Договор – 1. Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. 2. Регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права. 3.Документ, юридически оформивший и закрепивший объединение в одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик — четырёх советских социалистических республик — РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Грузии, Армении и Азербайджана). Утвержден 30 декабря 1922 г. Первым Всесоюзным съездом Советов СССР. Денонсирован 7 декабря 1991 г.

Дуализм – (от лат. dualis – двойственный), учение, исходящее из равенства двух начал, разновидность плюрализма.

Естественное право (Е.П.) — 1. В теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека, и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. 2. В отечественной историко-правовой школе, сложившейся в конце XIX – начале XX вв. (Новгородцев П.И., Ильин И.А. и др.) – субъективное право, принадлежащее каждому человеку от рождения, вечное и неотчуждаемое, которое состоит в возможности каждого вести внутренне самостоятельную и внешне свободную духовно-достойную жизнь, иметь индивидуальный дух, стремящийся к высшему благу. Субъективные права, которые имеет каждый человек от рождения, соотнесенные с аналогичными правами других людей, складываются в систему естественного права в объективном смысле. «Это есть система духовно-естественной корреляции: общечеловеческого духовного братства и естественного равенства» (Н.А.Ильин). Концепция прав человека, принятая современным мировым сообществом и закрепленная в международном праве, исходит из приоритета системы Е.П. над позитивным правом. См. также Позитивное право.

Земства — (земские учреждения), выборные органы местного самоуправления, введенные Земской реформой 1864 г. (к 1914 г. действовали в 43 губерниях). Распорядительные органы земства - губернские и уездные земские собрания; депутаты («гласные») избирались по 3 куриям (уездных землевладельцев, владельцев городской недвижимости и представителей сельских обществ); исполнительные органы - губернские и уездные управы; действовали под контролем властей (Министерство внутренних дел и губернаторы имели право отменять их решения). Контроль правительства усилен в 1890 г. с созданием губернских присутствий по земским делам. Земства ведали народным образованием, здравоохранением (создали сеть школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек), строительством дорог и др., содействовали развитию крестьянского хозяйства (агрономическая служба, склады машин, посевного материала), кустарных промыслов и др. В ходе первой мировой войны земства создали Всероссийский земский союз (1914 г.), который в 1915 г. объединился с Всероссийским союзом городов (их деятельность координировал «Земгор»). После февральских революционных событий 1917 г. земства введены ещё в 19 губерниях и областях, созданы волостные земства - низшие органы местного управления. Ликвидированы в 1918 г. декретом советского правительства.

Император – (лат. – emperium – высшая власть) высший монархический титул, принадлежит обычно главам империй. Впервые возник в Римской империи; после падения Западной Римской империи (476 г.) сохранился в Византии до ее падения в 1453 г. Титул императора (главы Российской империи) носили российские монархи, начиная с Петра I (1722 г.) до Николая II (1917 г.).

Индустриальная цивилизация (синонимы: современная цивилизация, цивилизация нового времени) – этап цивилизационного развития, идущий за средневековьем. Начало его развитие относится приблизительно к рубежу ХУ1-ХУП вв.

Исполнительная власть – 1. Совокупность полномочий по управлению государственными делами, включающая полномочия подзаконодательного регулирования (административного нормотворчества), полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования). 2. Система государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. См. также Контроль над органами исполнительной власти.

Законодательная власть - совокупность полномочий по изданию законов, а также система государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Законодательство – 1. один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов; 2. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т. д.).

Запретительный принцип законодательства (З.П.З.) – принцип, согласно которому разрешено все, что не прописано в законе как запрещенное. Действует в правовых государствах. З.П.З. выражают самую суть права и правовой регуляции, состоящую в том, чтобы исчерпывающе, четко и прямо запретить все негативное (общественно вредное в действиях и отношениях людей) и таким путем признать и взять под свою защиту все остальное в качестве положительного, общественно не вредного. См. также Разрешительный (дозволительный) принцип законодательства.

Казус юридический – 1. Казус в широком смысле - юридический факт, т.е. социальное явление, конкретная ситуация, порождающая правоотношение;а также отдельно взятое судебное дело или правовая ситуация как пример. См. также Казуальность законодательства. 2. Казус в узком смысле, при рассмотрении юридической ответственности - обстоятельства, исключающие юридическую ответственность субъекта за объективно противоправное деяние. Напр., событие, которое не зависит от воли лица и поэтому не может быть предусмотрено при данных условиях; случайное действие, которое, в отличие от умышленного или неосторожного, имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.

Казуальность законодательства (К.З.) - принцип законотворчества, характерный для доиндустриальных цивилизаций, согласно которому в законах и др. нормативно-правовых актах детально регламентируются казусы - отношения, имеющее частное значение, в ущерб обобщенным (абстрактным) правовым нормам. К.З. была характерна для всех законодательных сборников Древнего мира, Средних веков и некоторой части законодательств Нового времени, в том числе для Русской Правды, Судебников 1497 и 1550 гг., Соборного Уложения 1649 г., Артикула Воинского 1715 г. и др. В Новое время казуальность законодательства постепенно вытесняется принципом абстрактно-нормативного законотворчества. В России эта тенденция начинает проявляться в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., закрепляется в Уставах судебных установлений 1864 г., Уголовном кодексе 1903 г. и далее во всех видах отраслевого законодательства. См. также Абстрактность законодательства.

Капиталист – (от нем. kapital – первоначальное главное имущество, от лат. capitalis – главный), занимающийся предпринимательской деятельностью, обладающий собственностью на средства производства и использующий труд наёмных работников.

Комиссия законодательных предположений Совета Национальностей Верховного Совета СССР – постоянно действующий в 1938-1989 гг. орган, призванный предварительно рассматривать поступающие на утверждение Верховного Совета СССР законопроекты, а также подготавливать по своей законодательной инициативе законопроекты для их последующего рассмотрения Верховным Советом СССР. Комиссия была образована из числа депутатов палаты в составе председателя и 9 членов Комиссии. В дальнейшем состав Комиссии избирался ежегодно, количество ее членов увеличивалось, она получила право заслушивать представителей министерств и ведомств, требовать от них материалы по вопросам законодательства. Аналогичная комиссия действовала и при Совете Союза Верховного Совета СССР.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров (КГБ) СССР – союзно-республиканский орган государственного управления в сфере обеспечения государственной безопасности при Совете Министров СССР, образован 13 марта 1954 г. путём выделения из МВД СССР ряда управлений, служб и отделов. В систему КГБ входили органы государственной безопасности, пограничные войска и войска правительственной связи, органы военной контрразведки, учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. Упразднён 22 октября 1991 г.

Комитет министров – В 1802-1906 гг. высший законосовещательный орган в России; совещание царя с высшими чиновниками по всем вопросам управления государством. Упразднен в апреле 1906 г., а его дела распределены между Советом министров и Государственным советом.

Конституционная монархия (синоним: ограниченная монархия) – особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент (в России – Государственная дума) и независимые суды. Характерными институтами конституционной монархии является контрасигнатура (объявление письменным актом, скрепленным подписями монарха, главы правительства или министр, что монарх как глава государства неответственен за свои действия) и цивильный лист (определенная законом сумма, ежегодно предоставляемая из государственного бюджета монарху на личные расходы и на содержание его двора). Обычно это переходная форма к республиканской форме правления в рамках современной цивилизации.

Конституционный кризис (К.К.) - ситуация, при которой основной закон теряет легитимность, либо различные конституционные нормы не могут быть согласованы противоборствующими социальными силами на основе действующего основного закона, либо Конституция или часть ее норм вступают в радикальное противоречие с политической реальностью. К.К. характерен для периода перехода тоталитарного политического режима к демократическому и часто сопровождается политическим кризисом. Все перечисленные черты К.К. проявились в России после распада СССР. На первом этапе К.К., начавшемся в апреле 1992 г., Съезд народных депутатов РСФСР одобрил общую концепцию конституционной реформы, положенную в основу проекта новой Конституции РФ, подготовленного Конституционной комиссией, законодательная и исполнительная власти сотрудничали друг с другом в согласовании этого проекта. На первом этапе существовала возможность принять Конституцию на основе договора тогдашнего законодателя в лице Верховного Совета и исполнительной власти в лице Президента и правительства. На втором этапе К.К. - с января до декабря 1993 г. – обострилась конфронтация между Президентом и правительством РФ, с одной стороны, и Верховным Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Кульминацией политического кризиса стало вооруженное столкновение 3—4 октября 1993 г. в центре Москвы и на телецентре «Останкино». Здание Дома Советов, где заседал Верховный Совет, было захвачено войсками, верными президенту Ельцину. Депутаты Верховного Совета и Съезда народных депутатов были арестованы. Таким образом, конфликт разрешился силовым путем, а в декабре состоялись референдум по проекту новой Конституции, подготовленной по поручению Президента России Б.Н. Ельцина С.Шахраем и А. Алексеевым, и выборы в Федеральное собрание.

Конституция - основной закон государства, который закрепляет основы политической системы, права и свободы человека и гражданина, основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, организацию высших органов государственной власти, столицу государства и государственную символику. К. Российской Федерации – это основной закон нашего государства, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Контракт –1. Устное или письменное соглашение, по которому одна из сторон берет обязательство что-либо сделать для другой стороны на определенных условиях. 2. Двустороннее или многостороннее соглашение, где оговорены права и обязанности для его участников. 3. В торговле — документ, содержащий условия купли-продажи.

Контроль над органами исполнительной власти – в правовом государстве система конституционных мер, с помощью которых законодательная власть находится в курсе проводимой правительством политики. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти следующими методами: участием в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть; привлечением к ответственности представителей исполнительной власти перед парламентом.

Крестьянский совет – представительное собрание крестьянских депутатов местных Советов – органов революционной власти и местного самоуправления в сельской местности, возникших в 1917 г. после падения самодержавия.

Материальные источники права – объективные (материальные или духовные) факторы, порождающие позитивное (положительное) право. Примером материальных источников права могут служить общественные отношения, государственные учреждения, природа человека, божественный или человеческий разум, воля законодателя и др.

Международная правосубъектность индивида – признанное государством право гражданина на прямой доступ в международные органы в качестве истца, петиционера, ответчика (преимущественно для защиты прав человека) с помощью международных механизмов.

Министерство внутренних дел (МВД) РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ. Предшественниками МВД РФ были в хронологической последовательности Министерство внутренних дел Российской империи (1802-1917 гг.), Народный комиссариат внутренних дел Советской России и РСФСР (1917-1930 гг.), Народный комиссариат внутренних дел СССР (1934-1946 гг.), Министерство внутренних дел СССР (1946-1960 гг.; 1968-1992 гг.); Министерство внутренних дел РСФСР (1955-1962 гг.; 1989-1993 гг.). В 1962 г. МВД РСФСР было переименовано в Министерство охраны общественного порядка (МООП) РСФСР (см.); в 1966 г. образовано Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР (см.), переименованное вновь в Министерство внутренних дел СССР в 1968 г.

Министерство охраны общественного порядка (МООБ) РСФСР – название центрального республиканского отраслевого органа внутренних дел в 1962-1966 гг.

Министерство охраны общественного порядка (МООБ) СССР – название центрального союзно-республиканского отраслевого органа внутренних дел в 1966-1968 гг.

Монархия – государство, главой которого является монарх. В рамках средневековой цивилизации различаются семейная монархия, клерикальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, военно-бюрократическая монархия. В рамках современной цивилизации существуют государства, в которых существует ограниченная монархия (конституционная). В некоторых государствах имеется еще теократическая монархия (глава государства является одновременно и религиозным главой).

Мораль – (от лат. moralis - нравственный) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью социальных норм. В отличие от обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.

Народный комиссариат юстиции РСФСР – центральный республиканский государственный орган РСФСР (1917-1936 гг.), осуществлявший непосредственное руководство судами и прокуратурой. В настоящее время государственное регулирование в данной области осуществляет Министерство юстиции России.

Народный комиссариат юстиции СССР - центральный союзно-республиканский государственный орган СССР, осуществлявший в 1936-1946 гг. руководство судами и прокуратурой. В 1946 г. переименован в Министерство юстиции СССР.

Норма права – в современном обществе - установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения и охраняемое принудительной силой государства. Формой существования норм права являются нормативные правовые акты и иные источники права. Исторически нормы права возникли из мононорм – правил поведения, комплексно поддерживаемых обычаем, религией, нравственностью.

Октроированные права – права, дарованные государством, которые могут быть им отобраны. Понятие октроированных прав свойственно позитивистской теории права; естественно-правовая теория исходит из представления о правах человека как естественных, приобретаемых от рождения и неотчуждаемых.

Основной закон государства – закрепленная в конституции система законоположений, устанавливающих основы политического, социально-экономического и общественного устройства страны, права и обязанности граждан, принципы и механизм образования и функционирования государственных органов. Конституция (от лат. Constitutio – установление; конституциями назывались все законодательные акты римских императоров) - основа всего законодательства страны; обладает высшей юридической силой. В некоторых странах конституции разрабатывались под руководством монархов и принимались ими. Такие конституции называются октроированными. В эпоху революционных перемен, в странах с господством теории естественного права конституции разрабатывались парламентом, либо специальным органом (учредительным собранием, конституционным комитетом или совещанием) и одобрялись парламентом, учредительным собранием или через референдум.

«Особые совещания» («О.С.») – государственные учреждения, созданные для руководства экономической жизнью России в годы Первой мировой войны 1914 —1918 гг. «О.С.» было пять: по обороне; по обеспечению топливом путей сообщения (учреждений; предприятий, работающих на оборону); по перевозке топлива, продовольствия и военных грузов; по продовольственному делу; по устройству беженцев.

Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов – орган революционной власти, созданный 28 февраля 1917 г. в ходе вооруженного восстания против царизма вне правового поля. Порядок избрания депутатов П.С. и их деятельности не имел четкой регламентации. Депутаты, собиравшиеся периодически, избирали Исполнительный комитет П.С., действовавший постоянно. Приказом № 1 П.С. подчинил себе военный гарнизон Петрограда и пользовался его поддержкой. На момент создания П.С. большинство его депутатов и членов Исполнительного комитета представляли партии меньшевиков и эсеров. Они заключили секретное соглашение с Временным правительством о сотрудничестве. К концу августа 1917 г. Исполком Петросовета поддерживал большевиков и выражал недоверие Временному правительству.

Плебисцитарная демократия (П.Д.) – такая модель республиканского устройства, при которой политическое влияние народа на власть, при его непосредственном волеизъявлении, ограничивается схемой «одобрить или отвергнуть». Наиболее известными историческими формами П.Д. были консулат Юлия Цезаря и принципат Октавиана Августа, голлистская V Республика во Франции и плебисцитарная демократия Советов в России. Непосредственное волеизъявление народа находит свое выражение в разных формах: участие в плебисцитах и референдумах, нерегламентированном голосовании на выборах за программы разных партий (принятие или отвержение их), а также в демонстрациях поддержки или протеста. Непременным условием П.Д. является наличие харизматического лидера, обращающегося непосредственно, минуя бюрократический аппарат, к народу за одобрением своих действий.

Подданный – лицо, принадлежащее к государству с монархической формой правления. При абсолютной монархии подданные наделяются некоторыми гражданскими правами, но не имеют политических прав.

Подзаконный акт – принятый компетентным органом и устанавливающий нормы права юридический акт, основанный на законе.

Позитивное право - действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя, в отличие от естественного права(См.также естественное право).

Позитивизм юридический (П.Ю.) - направление в юриспруденции, возникшее в первой трети XIX в., сторонники которого ограничивали задачи юридической науки изучением позитивного права. П.Ю. пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII - XVIII вв. Для ранних концепций П.Ю. были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти (так называемая императивная теория права). Начало теоретическому обоснованию П.Ю. положил английский юрист Джон Остин (1790-1859 гг.) в книге «Определение предмета юриспруденции». Остин не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки.

На рубеже XIX-XX вв. последователи П.Ю. отказались от многих положений императивной теории права и разработали концепцию правового самоограничения государства. Согласно последней, нормы позитивного права обращены к самому государству. В связи с этим наметилась тенденция к сближению П.Ю. с концепциями правового государства и господства права. Представителем позднего позитивизма в России был Габриэль Феликсович Шершеневич (1863-1912 гг.).

Советские юристы 20-х-30-х гг. остались в своем понимании права на уровне раннего позитивизма, императивной теории права. Они отрицали естественное право.

Права гражданские (личные) (П.Г.) – комплекс прав и свобод человека, предоставляющих возможности его самореализации в сфере гражданских правоотношений. Существуют два основных подхода к определению оснований для возникновения Г.П.: 1. П.Г. возникают на базе фундаментальных неотъемлемых прав и свобод человека(см. Права и свободы человека), но предоставляются гражданину конституцией или законом; этот подход закреплен в Конституции РФ 1993 г.; 2. П.Г. тождественны правам и свободам человека, неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству какой-либо страны, но гарантируются конституцией или законом как необходимые для охраны жизни, свободы, достоинства, частной жизни гражданина; этот подход характерен для американской юриспруденции.

Права и свободы человека – комплекс юридических возможностей человека, средство удовлетворения его важнейших интересов и потребностей, защиты от насилия и произвола. Образуют основу правового статуса личности. Согласно Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., это субъективные права, принадлежащие индивиду от природы и не зависящие от национального законодательства. Среди них - право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на признание правосубъектности; право на собственность, запрет пыток, произвольных арестов, изгнания, вмешательства в личную жизнь, свобода передвижения, мысли, совести, религии, мирных собраний и ассоциаций и др. Международное признание неотъемлемости прав человека стало результатом длительного исторического процесса перехода к индустриальной цивилизации, который протекал поэтапно, начавшись в рамках отдельных национальных государств. На разных этапах этого процесса сфера общественных отношений, в которых государства стали признавать за человеком субъективные права, а, следовательно, объем прав, расширялись. Дополнения прав человека новыми объемами в новых сферах получили название поколений (или волн) прав человека (См.)

Права политические (П.П.) - совокупность конституционных прав человека, которые охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Обладание П.П. обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства. В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Права социальные (П.С.) – совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к С.П. относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права ребенка и права инвалидов.

Права трудящихся - совокупность конституционных прав граждан РСФСР и СССР, не принадлежащих к эксплуататорским классам. Включала как политические права и свободы (право избирать и быть избранным, создавать политические партии и союзы, свободы слова, печати, собраний, шествий и демонстраций), так и социальные права (на труд и отдых, на жилище, образование).

Права человека первого поколения (первой волны) – гражданские и политические права, завоеванные в ходе буржуазных революций XVII – XVIII вв. и закрепленные конституциями или законодательными актами Нидерландов, Швейцарии, Великобритании, Франции, США. Среди них: право собственности, право на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, свободы слова, печати, собраний, право на защиту от произвола со стороны власти, право участия в выборах в органы законодательной власти.

Права человека второго поколения (второй волны) – социальные права человека, впервые конституционно закрепленные в РСФСР и СССР как права трудящихся. Среди них: право на труд и отдых, социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.

Права человека третьего поколения (третьей волны) – коллективные права наций и народов на мир, на самоопределение, на экономическое развитие и на доступ к общечеловеческому достоянию (природные ресурсы, научные познания, культурные памятники). Движение в защиту прав человека третьего поколения берет свое начало после Мировой войны 1939-1945 гг. Его сторонники уделяют пристальное внимание вопросам международной экологии и гуманитарной помощи.

Правительство Российской Федерации (П. РФ) – высший исполнительный орган государственной власти РФ; действует на основе Конституции РФ и федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г., других федеральных конституционных законов и указов Президента РФ. П. РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Состоит из Председателя П. РФ, заместителей Председателя П. РФ и федеральных министров. Председатель П. РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы, другие члены П. РФ назначаются Президентом РФ по представлению Председателя П. РФ. В соответствии с Конституцией РФ П. РФ ответственно перед Президентом РФ и, формально, перед Государственной Думой: Президент РФ может в любое время отправить П. РФ в отставку, Государственная Дума может выразить П. РФ недоверие, которое влечет отставку П. РФ только при наличии соответствующего решения Президента РФ.

Право – 1. в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают П. писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное. 2. в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, государственного органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право).

Право законодательной инициативы – право органов государственной власти и должностных лиц, круг которых определен Конституцией РФ, вносить в Государственную Думу законопроекты, либо выступать с законодательными предложениями. Такое право принадлежит Президенту РФ, Правительству РФ, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ по предметам их ведения (ст. 104 Конституции РФ). Кроме того, согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания РФ, правом законодательной инициативы обладает также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

Право запроса к министрам – предусмотренная Ст. 33 Учреждения Государственной думы от 20 февраля 1906 г. возможность Государственной думы обращаться к министрам с запросами по поводу незакономерных действий, последовавших с их стороны или со стороны подведомственных им лиц. «Голое» право запроса не было подкреплено положением о формах ответственности министра перед Думой в случае признания его вины по итогам запроса.

Право политического убежища (П.П.У.) - особое личное право, которое предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение. Предоставление П.П.У. означает: разрешение на въезд в данное государство; право данного лица на законном основании пребывать на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.

Правовая доктрина (П.Д.) – произведения наиболее известных юристов, толкователей права, которые в некоторых правовых системах являются источником права. В РФ П.Д. не является источником права.

Правовая система – 1. Совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части); в более широком смысле включает в себя также ряд других компонентов — правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в т. ч. негосударственные, правовые институты (адвокатура, нотариат, юрфирмы, профессиональные сообщества юристов). 2. То же, что и правовая семья.

Правовое регулирование - форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.

Правоспосо́бность — установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.

П редседатель Правительства (П.П.) Российской Федерации – глава Правительства, назначаемый Президентом с согласия Государственной Думы. Если Дума трижды отклоняет предложенные Президентом кандидатуры - Президент назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. П.П. РФ руководит деятельностью подведомственных ему федеральных министров: энергетики; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; здравоохранения; финансов; образования; юстиции; культуры; иностранных дел; путей сообщения; труда и социального развития; по атомной энергетике и др.

Президент Российской Федерации – глава государства, гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Статус и полномочия Президента Российской Федерации обозначены в главе 4 Конституции РФ. В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президенту России подведомственны министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, по чрезвычайным ситуациям, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти.

Президенты РФ: Б.Н. Ельцын (1991 -1996 гг.; 1996-1999 гг.); В.В.Путин (2000-2004 гг.; 2004-2008 гг.); Д.А.Медведев (2008 г. по настоящее время).

Согласно поправке к Конституции, принятой 30 декабря 2008 г. в соответствии с Федеральным законом «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы», срок полномочий Президента продлен до 6 лет (2012 г.).

Президент СССР – должность главы государства в СССР, введённая 15 марта 1990 г. Съездом народных депутатов СССР, внесшим соответствующие поправки в Конституцию СССР 1977 г. Первым и единственным президентом СССР был Михаил Сергеевич Горбачёв (1990-1991 гг.), сохранивший за собой пост Генерального секретаря ЦК КПСС.

Президиум Верховного Совета СССР - орган государственной власти в СССР. Избирался Верховным Советом СССР на совместном заседании обеих палат на первой сессии каждого созыва из числа депутатов на весь срок полномочий Верховного Совета и был подотчетен ему. Состоял из председателя, 15 его заместителей (по одному от каждой союзной республики), секретаря и 20 членов. Имел законодательные (издание указов; толкование действующих законов), контрольные (отмена постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и Совета Министров союзных республик в случае их несоответствия закону), распорядительные и др. полномочия.

Принцип куриальности выборов (П.К.В.) – принцип избирательного процесса, при котором все, имеющие право выбора, делятся на разряды (курии) в соответствии с определенным цензом (имущественным - в зависимости от размера недвижимого имущества; налоговым – в зависимости от суммы уплачиваемого с имущества или дохода налога). Количество депутатов, избираемых от каждой курии, устанавливается законом о выборах в пропорциях, обеспечивающих преимущества определенным куриям. Принцип П.К.В. делал выборы неравными и непрямыми. Этот принцип лежал в основе выборов в Государственную думу Российской империи в 1906-1917 гг.

Принцип многоступенчатости выборов – альтернатива принципупрямых выборов, когда избиратель выбирает лишь членов коллегии выборщиков, которые затем избирают выборный орган.

Принцип неприкосновенности жилища (П.Н.Ж.) - провозглашенный в большинстве международно-правовых актов, ратифицированных в РФ, и закрепленный в Конституции РФ (Ст. 25) принцип, согласно которому никто не может войти в дом человека без его согласия, кроме установленных Законом случаев. П.Н.Ж. предопределяет гарантии охраны права граждан на жилище и направлен на обеспечение стабильного осуществления собственником (нанимателем, арендатором) жилого помещения, права пользования им.

Принцип неприкосновенности личности - недопустимость (запрещение) любого противоправного посягательства на физическую, нравственную и психическую целостность, индивидуальную свободу, общую свободу действий и личную безопасность при осуществлении уголовного судопроизводства. Право на неприкосновенность личности - это такое гарантированное государством состояние человека, при котором его психофизическая целостность и автономия личности свободны от принуждения.

Принцип неприкосновенности частной собственности – один из основополагающих конституционных принципов, гарантирующих права человека, а также принцип гражданского права. Означает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ гарантирует обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его произвольного изъятия или запрета, либо ограничений в праве распоряжения им.

Прокуратура – (от лат procure – забочусь, управляю), в России прокуратура появилась в 1722 г. как орган наблюдения за законностью действий должностных лиц и охраны государственных интересов. Обвинительные функции прокуратура в России усвоила позже в ходе Судебной реформы 1864 г.

Пролетарий – (от лат. proles – потомство), в Древнем Риме по реформе царя Сервилия Туллия – низший неимущественный слой граждан. С XVII в., с началом развития современной цивилизации – наемный работник мануфактуры, завода, фабрики и т.п.

Разделение властей – правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Разрешительный (дозволительный) принцип законодательства (Р.П.З.) – принцип, согласно которому, все, что не прописано в законе как разрешенное, запрещено («запрещено все, что не дозволено»). Таким образом, в основе разрешительного принципа – общий запрет. Вопреки распространенным представлениям, Р.П.З. используется для выражения меньшей меры свободы и характерен для тоталитарных и авторитарных государств. Минимум дозволенного с необходимостью порождает максимум запрещенного, причем под запрет, помимо прочего, попадает и преследуется все новое, все творческое и передовое в труде и общественной жизни. См. также Запретительный принцип законодательства.

Революция – событие, знаменующее собой переход от одного цивилизационного витка к другому. Революция возникает при условии: 1. если цивилизация не завершила своего естественного развития, а на нее наступает следующий цивилизационный этап; 2. если предпринимаемые реформы для перехода к следующему этапу цивилизационного развития не дают необходимых результатов. Революция это реформы в условиях гражданской войны.

Республика – (от лат. res – дело и publicus – общественный, всенародный), форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общественными представительскими учреждениями (парламентами). Республика как форма правления возникла в Древнем мире, в эпоху античности. На Руси похожая форма правления была в Новгородской и Псковской боярских республиках. Республика является основной формой правления для государств современной цивилизации. Россия была объявлена республикой 1 сентября 1917 г.

Реформа – (от лат. refomo – преобразовываю), преобразования, изменения, переустройство в какой-либо сфере, в т.ч. общественной, государственной, правовой. Например, Великие реформы второй половины XIX в. (Крестьянская, Судебная, Земская, Городская, Военная и др.)

Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. В нашей стране институт референдума впервые был закреплен в Конституции СССР 1936 г., которая характеризовала референдум как всенародный опрос. Конституция СССР 1977 г. определила референдум более правильно - как народное голосование. В современной России действует Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 29 мая 2002 г.

Самодержавие – национальная модель м онархической формы правления в России.

Совет министров – 1. Совещательный орган при императоре, учрежденный в 1861 г. 2. Высший исполнительный орган государственной власти, правительство СССР в 1946—1991 годах.

Советы народного хозяйства – государственные органы территориального управления промышленностью и строительством в СССР в 1917—1932 гг., 1957—1965 гг.

Совет народных депутатов (С.Н.Д.) – орган системы единой государственной власти в СССР и РСФСР в 1977-1993 гг, включавшей Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, Верховные Советы автономных республик, Краевые и областные, а также районые Советы народных депутатов. Предшественники С.Н.Д.: Советы рабочих и крестьянских депутатов (1917-1936 гг.); Советы депутатов трудящихся (1937-1977 гг.).

Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) — название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с 1917 до 1922 гг. и правительства Союза Советских Социалистических Республик с 1923 г. по 1946 г. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами). СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имел право издания декретов (до декабря 1936 г.), имеющих силу закона. В марте 1946 г. переименован в Совет министров СССР (См. Совет министров).

Совет национальностей (С.Н.) – одна из двух палат Верховного Совета СССР. Учрежден в 1922 г. как одна из палат ЦИК СССР, с января 1938 г.— палата Верховного Совета СССР. С.Н. представлял не этнические группы, а национальные территориальные образования всех уровней. Система выборов в Совет национальностей, опирающаяся на административно-территориальное деление СССР, давала численно равное представительство национальным образованиям одного территориального статуса, в отличие от Совета Союза, в котором пропорциональное преимущество имели большие народы страны.

Совет обороны РФ – созданный 25 июля 1996 г. постоянно действующий совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета Безопасности Российской Федерации по стратегическим вопросам оборонной политики.

Совет Труда и Обороны – Совет рабочей и крестьянской обороны (с 1920 г. — Совет Труда и Обороны) — чрезвычайный высший орган Советской России, действовавший в условиях начавшейся Гражданской войны и военной интервенции 1918—1920 гг.

Советская доктрина прав человека (С.Д.П.Ч.) – научная и идеологическая политико-правовая теория, разработанная в СССР в 50-е – 70-е гг. В основе С.Д.П.Ч. лежали идеи марксизма-ленинизма о демократии для трудящихся, отрицании естественных (полученных от природы) прав человека и права на частную собственность, о необходимости защиты прав трудящихся, о приоритете социальных прав над политическими и личными правами, а также критика буржуазных представлений, норм как формальных и не обеспечиваемых материальными условиями и государством.

Совет Федерации (С.Ф.) – верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. К ведению С. Ф. согласно Ст. 103 Конституции РФ относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: