Правовое регулирование гражданских и торговых отношений в советском государстве

Центральным положением марксисткой теории было уничтожение частной собственности на средства производства Большевики, придя к власти, сразу же приступили к реализации этой задачи. Старое гражданское и торговое право, стержнем которых было регулирование отношений собственности, становилось не нужным.

В условиях гражданской войны и политики военного коммунизма, рыночные отношения свертывались до минимума. Заводы и фабрики, конфискованные у собственников, стали государственными, товарно-денежные отношения фактически были заменены государственным распределением продуктов. Уничтожение частной собственности послужило основой для национализации средств производства. Национализация породила новую форму собственности - государственную, которую называли и общественной, и социалистической собственностью. В связи с этим зародился и новый правовой институт - право государственной собственности.

Первые декреты советской власти послужили юридическим основанием широкой национализации орудий и средств производства. Национализация осуществлялась в формах реквизиции, конфискации, муниципализации, секвестра (ограничения). В декретах определялся порядок перехода частной собственности в государственную. Так Декретом «О земле» частная собственность на землю была отменена, земля стала собственностью государства. Государственная собственность исключалась из торгового оборота и соответственно не считалась объектом гражданского права. Поскольку спектр национализации был достаточно широк, то возникла иллюзия того, что нет необходимости в гражданском кодексе, который регулировал бы гражданские отношения. В то же время с ростом социалистической (государственной) собственности возникла потребность в социалистическом праве, частью которого, как предполагалось, и должны быть гражданско-правовые узаконения.

Наряду с государственной собственностью Декрет «О земле» создавал и кооперативную собственность, начали образовываться коммуны и товарищества. Декретом «О потребкоммунах» (1919 г.) все население в обязательном порядке должно было включиться в потребкоммуны по месту жительства, через которые государство распределяло продукты.

Национализация крупных, средних и мелких частных предприятий приводило к сужению сферы рыночных отношений. Функцию управления производством берет на себя государство. Для этого создаются специальные органы: в центре - Всероссийский совет народного хозяйства, на местах - советы народного хозяйства. Тенденция заменить договорные отношения административно-правовыми прослеживается четко. Этому соответствует переходу от рыночных отношений к государственному безденежному учету и распределению продукции.

Одним из способов ограничения частной собственности была отмена наследования по Декрету 1918 г. В одной из статей Декрета говорилось о праве наследования трудовой собственности. Жесткого разграничения между частной и трудовой собственностью не было. Позднее утверждалось, что «трудовая собственность» не является источником эксплуатации человека человеком.

В советском государстве договорные отношения возникали, например, в ходе приобретения советскими учреждениями, кооперативными организациями у частных лиц различных изделий, материалов, продуктов. Законодательно закреплялись договоры аренды промышленного предприятия, найма жилых помещений. В 1920 г. был принят Устав железных дорог, который содержал договор перевозки, сохранности багажа, грузов, определял ответственность за их утрату.

В поисках выхода из кризиса начала 1920-х гг. советская власть перешла от политики военного коммунизма к Новой экономической политике. Одной из составляющих этого перехода была замена продразверстки продналогом. Предполагалось, что излишки сельхозпродукции у крестьян пойдут в город в обмен на товары, необходимые крестьянам для ведения сельского хозяйства. По существу был сделан серьезный шаг к восстановлению рыночных отношений.

В августе 1921 г. Совет народных комиссаров издал Наказ «О новой экономической политике», в котором предприятиям рекомендовалось приобретать и сбывать товары на вольном рынке. Предприятия государственного, кооперативного и частного секторов вступали между собой в конкурентную борьбу за рынок и покупателя. Рекомендовалось шире развивать рыночные отношения. Однако, в формирующимся многоукладном народном хозяйстве доминирующим оставался государственный уклад. Поэтому основное внимание было обращено на правовое регулирование хозяйственной деятельности, и, прежде всего, государственных предприятий.

Согласно Декрету «Об отмене, приостановке и пересмотре некоторых постановлений о мелкой и кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации» (май 1921 г.) отменялось постановление ВСНХ «О национализации мелких предприятий и правила, регламентирующие их производство и сбыт» (ноябрь 1920 г.). Согласно постановлению ВЦИК «О кустарной и мелкой промышленности» (июль 1921 г.) каждый гражданин мог организовывать мелкое предприятие, получив на это разрешение в местном совнархозе. По инструкции ВСНХ, утвержденной в августе 1921 г., бывшим частным владельцам могли быть возвращены те предприятия, которые фактически не эксплуатировались государственными органами. Это постановление затем было оформлено в виде Декрета СНК РСФСР от 10 декабря 1921 г. «О предприятиях, перешедших в собственность Республики».

В апреле 1923 г. был издан Декрет ВЦИК и СНК «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)». Предприятия получали широкую хозяйственную автономию: они имели право сами устанавливать цену на свою продукцию и свободно выступать на рынке в качестве самостоятельных меновых хозяйств.

Коммерческий способ ведения дел, увеличение торгового оборота поставили вопрос о необходимости разработки нормативных документов, которые, с одной стороны, защищали бы интересы частных имущественных прав, а в другой - укрепляли государственный сектор, создавали благоприятные условия для его развития. Народный комиссариат юстиции поступил к разработке крупного нормативного документа по гражданскому праву - Кодекса законов об обязательствах, возникающих из договоров. В мае 1922 г. Всероссийский центральный исполнительный комитет принимает постановление «Об основных частных имущественных правах».

Основные принципы советского гражданского права были заложены в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. Четвертая сессия Всероссийского исполнительного комитета девятого созыва 31 октября 1922 г. приняла Гражданский кодекс РСФСР, который вводился в действие с 1 января 1923 г. Нормы кодекса юридически определяли рамки, внутри которых государство допускало деятельность рыночных элементов. В нем было записано, что гражданские права охраняются законом, за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их социально-хозяйственным назначением. В частной собственности могли находиться лишь те промышленные предприятия, число рабочих на которых не превосходило числа, установленного законом.

Субъекты гражданских правоотношений делились Гражданским кодексом на физические и юридические лица. Здесь же был определен объем прав и обязанностей, закрепляемых государством за участниками гражданских правоотношений. В Кодексе указывалось, что юридическое лицо должно иметь устав или положение. Юридические делились на товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, тресты, комбинаты, синдикаты, земледельческие общества, организации и учреждения. Простое товарищество представляло простой кооператив: двое или несколько лиц обязуются друг перед другом соединить свои вклады и совместно действовать для достижения общей цели. Прибыль распределялась в соответствии с размером вклада. Образование товариществ и акционерных обществ должно было оформляться договорами. Кодекс констатировал, что в случае отклонения от требований устава существование юридического лица могло быть прекращено соответствующим органом государственной власти.

Товарищество на вере и товарищество с ограниченной ответственностью являлись частными юридическими лицами. Участие государства в этих видах товарищества было исключено. Акционерные общества могли быть частными, государственными и смешанными.

Определенное внимания в Кодексе уделялось вещному праву, хотя не было дано определения понятию «вещное право». Речь шла о трех видах прав на вещи: право собственности, право застройки и право залога.

Центральным институтом вещного права является право собственности. Кодекс создавал режим наибольшего благоприятствования государственной собственности. Государство было наделено правом исключительной собственности на отдельные категории имущества: на землю, недра, воды, леса, железные дороги, летательные аппараты и основные средства производства. Были перечислены основные способы возникновения государственной собственности. Два из них - реквизиция и конфискация. Государственной становилась собственность, хозяин которой неизвестен.

Наряду с государственной выделялись кооперативная и частная собственность. Кооперативная собственность кодексом четко не регламентировалась. Однако праву частной собственности уделялось должное внимание. В частной собственности граждан могли находиться средства производства для индивидуальной трудовой деятельности в сфере ремесла, сельского хозяйства. Законом допускалась возможность иметь в частной собственности золотые и серебряные монеты, иностранную валюту и другие ценности. К объектам частной собственности были отнесены предметы домашнего обихода, хозяйства, личного потребления. Собственник должен был использовать свою собственность (орудия труда, здания) таким образом, чтобы приносить пользу обществу. Если собственник не использовал собственность сообразно ее хозяйственному назначению, то он мог быть лишен права этой собственности.

Некоторые категории имущества были изъяты из объекта собственности. Это оружие, взрывчатые, ядовитые вещества, наркотики. Была введена государственная монополия на спиртные напитки.

В Кодекс нашло отражение и регулирование залоговых отношений. Исполнение обязательств по крупным сделкам, как правило, обеспечивалось залогом. Из залога покрывались недоимки по государственным налогам, а также задолженности по зарплате рабочим и служащим.

В Гражданском кодексе 1922 г. содержались также нормы обязательственного права, в структуре которого едва ли не ведущее место принадлежало договорам. По сравнению с традиционной цивилистикой в Кодексе было закреплено новое правило об усиленной защите обязательств, возникающих из договоров. Было установлено начало принуждения должника к реальному исполнению обязательства в отличие от обычного возмещения ущерба. Судебная и арбитражная практика решительно встали на защиту реального исполнения договорных обязательств, если одной из сторон выступало государственное предприятие.

Достаточно подробно в ГК РСФСР 1922 г. рассмотрены случаи возмещения убытков при неисполнении обязательства. Всегда под убытком понимался как положительный ущерб в имуществе, так и упущенная выгода. Ущерб, естественно, подразумевался только имущественный. Были и попытки возместить моральный вред, но практика отрицательно решала этот вопрос.

Кодекс регламентировал форму заключения договора в зависимости от суммы и от сторон договора. Обязательный, как правило, был письменный порядок оформления договоров, если одним из субъектов являлось государство. Кодекс вновь допускал дарение (ст. 138). Однако дарение на сумму свыше 1 тыс. рублей золотом должно было облекаться в письменную форму и регистрироваться в нотариальном порядке.

В ГК 1922 г. были регламентированы договоры купли-продажи и мены. Существенным недочетом кодекса по данному виду договоров было то, что субъектами купли-продажи и мены подразумевались частные лица (юридические и физические). Договоры, где одной стороной или обеими сторонами являлись юридические лица, в законе отражения не нашли. Как разновидность договора купли-продажи рассматривался договор поставки. Здесь покупателем должен быть государственный орган, а поставщиком - частное лицо.

В разделе «Договор займа» давались определение договора, форма заключения, обязанности по договору, в том числе порядок уплаты процентов.

По договору поручительства поручитель в случае отказа должника от выполнения договора сам был обязан исполнить обязательство. Это положение распространялось только на частных лиц. Гражданский кодекс не упоминал о гарантиях, обеспечения исполнения обязательства в отношениях государственных органов между собой или с другими субъектами.

Кроме обязательств, возникающих из договоров, ГК устанавливал и обязательства, возникших из причинения вреда. Ст. 403, определяя общий порядок возмещения вреда, указывала в качестве обстоятельства, освобождающего от возмещения, умысел или грубую неосторожность самого потерпевшего. Также учитывалось имущественное положение потерпевшего и причинившего вред. Например, суд мог обязать возместить вред и тогда, когда причинитель не обязан был это делать по закону, если имущественное положение потерпевшего было тяжелым (ст.406).

Раздел Гражданского кодекса 1922 г., регулирующий наследственные отношения определяли правила перехода имущества по наследству. Были предусмотрены две формы наследования: по закону и по завещанию. Однако круг наследников по завещанию совпадал с кругом наследников по закону. Это способствовало передаче части собственности государству в виде выморочного имущества. Кроме того, был установлен предел стоимости имущества, которое могло переходить по наследству за вычетом долгов. В случае невозможности раздела имущества, превышающего предельную стоимость наследства, устанавливалось совместное владение наследников и органов государства, то есть возникала общая собственность государства и частных лиц. Определение круга наследников и порядок призвания их к наследству было направлено на ограничение возможности сконцентрировать в одних руках крупные состояния. Допускалась возможность лишения всех или части наследников по закону их доли наследства, а также перераспределение их долей. Ст. 431 запрещала вызов наследников посредством публикации в газетах. По мнению законодателя, наследство должен получить близкий к наследователю человек. Если же они не поддерживали между собой связь, речь о наследстве идти не могла.

В конце 1920-х–1930-х гг. происходит утверждение тоталитарного государственного режима, опирающегося на административно-командные методы управления, игнорирующие экономические законы, что негативно отразилось на развитии гражданского права. В данный период гражданское право решало, прежде всего, задачи по укреплению и защите социалистической собственности и регулированию договорных отношений.

В 1931 г. все хозяйственные органы должны были оформлять письменными договорами поставку товаров, производство работ, оказание услуг. Устанавливалось два вида договоров: генеральные и локальные. Генеральные договоры заключались между центральными органами, на основании которых заключались локальные договоры между конкретными контрагентами. Постановление СНК (1933 г.) устанавливало ответственность за неисполнение договора и требовало, чтобы в договорах содержались санкции за их неисполнение.

В Конституции СССР 1936 г. были зафиксированы положения о праве собственности, при определяющей и направляющей роли в хозяйственной жизни страны народнохозяйственных планов. На этом основании усиливалась роль договора между предприятиями как средство выполнения плана по всем его количественным и качественным показателям. Особенно большое значение приобрели плановые договоры поставки и договоры подряда в области капитального строительства. Было предложено отказаться от генеральных договоров, которые связывали инициативу низовых хозорганов и мешали оперативному решению производственных задач. В постановлении СНК СССР от 15 января 1936 г. «О заключении договоров на 1936 г.» основной формой хозяйственных договоров признавались прямые договоры. Они заключались первоначально на основе протокольных соглашений. Начиная с 1937 г. протокольные соглашения заменялись основными условиями поставки, которые должны были определять лишь важнейшие моменты отношений между предприятием-поставщиком и предприятием-потребителем. В 1939 г. договоры поставки заключались уже, как правило, на базе основных условий, которые утверждались СНК. Возросла роль договора в капитальном строительстве. В качестве подрядчиков выступали только социалистические организации. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 11 февраля 1936 г. предложило наркоматам СССР и СНК союзных республик сформировать постоянно действующие строительные организации: тресты и стройконторы. Заключение подрядных договоров на проектные и изыскательские работы с частными лицами было запрещено.

Развивается также практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров. Постановление Совета труда и обороны от 7 апреля 1935 г. был отменен договорной порядок поставки автомашин, отгрузка которых впредь должна была производиться по нарядам, выданным на основании плана, утвержденного правительством, в 1938 г. - металлов и металлопродукции. Без договоров производилась поставка товаров на экспорт и т.д., т.е. усиливались административные рычаги управления в ущерб гражданско-правовым нормам.

Эта тенденция получила свое продолжение и в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в обязательственном праве происходило сужение применения гражданско-правовых договоров и расширение применения административно-правовых, плановых заданий. Определенные изменения происходили в регулировании наследственных отношений. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это было ранее, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам, упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям. Однако завещатель, не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону.

В послевоенные годы договор как средство правового оформления хозяйственных связей вновь получает широкое распространение. Развернулась борьба с бездоговорными поставками. Здесь большую роль сыграли органы арбитража, отказывавшие в исках при отсутствии договора. Гражданское право в данный период внесло свой вклад в решение такой острой проблемы, как обеспечение населения жильем. 26 августа 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», а Совет Министров СССР принимает соответствующее постановление. На основании этих нормативных актов граждане получили право построить или купить на праве личной собственности как в городе, так и вне его один жилой дом. Исполкомы местных Советов должны были отводить земельные участки под строительство.

В период «оттепели» (1955-1965 гг.) происходило определенное развитие гражданского права. В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов. 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Они закрепляли государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В документе подчеркивалось, что советское государство является собственником всего государственного имущества. За отдельными государственными предприятиями закреплялось только часть этого имущества, поступавшего в их оперативное управление. В Основах впервые в истории советского законодательства давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

В разделе Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, посвященном обязательственному праву, ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Основы определяли единые для всего Союза ССР принципы регулирования имущественных отношений граждан. Устанавливалось, что государство защищает личную собственность граждан, которая не могла быть использована для извлечения нетрудовых доходов. В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства СССР были приняты гражданские кодексы союзных республик.

Конституция СССР 1977 г. оказала значительное влияние на развитие гражданского права. Она и не только закрепила господство социалистической собственности, но и расширяла ее формы. Так кроме существовавших ранее государственной и колхозно-кооперативной форм социалистической собственности, выделялся еще один – имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления установленных задач (ст.10). Конституция определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Ст. 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество». Ст. 58 предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Развитие гражданского права в период «перестройки» (во второй половине 1980-х–начале 1990-х гг.) происходит в рамках многочисленных изменений в Конституции СССР и союзных республик. В это время востребованы нормы, обеспечивающие расширение хозяйственной инициативы предприятий и граждан. Начинается постепенное становление рыночных отношений. В 1986 г. был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Данная деятельность, основанная на использовании личного труда граждан и членов их семей, была допущена в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также в некоторых иных случаях. Было разрешено заниматься ею только в свободное от основной работы время, а также домохозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся, не занятым в общественном производстве. 1 января 1988 г. вступил в силу Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». Он определил экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений). Предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Также с 1 июля 1988 г. был введен в действие Закон «О кооперации в СССР», который определял экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Кооперативы могли создаваться в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и других сферах общественного производства.

Особое внимание в конце 1980-х гг. было уделено правовому регулированию развития арендных отношений в СССР. В апреле 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ «Об аренде и арендных отношениях в СССР». В ноябре того же года Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде. На базе данных нормативных правовых актов трудовые коллективы государственных предприятий могли создавать организации арендаторов в качестве самостоятельного юридического лица.

Таким образом, специфика регулирования имущественных отношений в советском государстве в целом заключалась в уничтожении института частной собственности при господстве административно-командной системы управления. Однако в условиях кризиса советской системы хозяйствования начинается переход от планово-распределительной экономики к рыночной, что повлекло за собой существенные изменения в правовом регулировании гражданских и торговых отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: