Правильные | Неправильные |
Правление осуществляется в интересах: | |
(м цего блага | блага самих правящих |
Монархия | Тирания |
Аристократия | Олигархия |
Политая (идеальная) | Демократия |
Идеальная форма правления государства. Идеальная форма правления — полития. Полития — это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания /тух неправильных форм олигархии и демократии. Олигархия усугубляет существующее имущественное неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бедных.
«Только там, где в составе населения средние имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних...»
Полития — это государство, основой которого является средний класс.
Характеристики политии:
• власть принадлежит «воинам, которые вооружаются
за собственный счет»;
• преобладает частная собственность на землю средних
размеров, хотя есть и государственная собственность на
землю;
|
|
• совместные трапезы для обеспечения полисной соли
дарности; «лучше, чтобы собственность была частной, а
пользование ею — общим»;
• самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы
граждане «знали друг друга»;
• не входят в состав граждан и не участвуют в законосо
вещательной и судебной деятельности: женщины, рабы, ре
месленники, торговцы;
40 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции________
• полития — полис с обозримой и легко защищаемой
территорией;
• умеренный климат (в Греции климат не холодный и
не жаркий);
• особый характер граждан. Греки обладают и муже
ством (как северяне) и умом (как азиаты);
• соединение сословного деления с возрастным: военное —
юность; законосовещательное — зрелость; жреческое —
старость.
Правовая теория. Для человека естественно и полезно, считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а подверженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставляет Аристотеля искать его аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон — это уравновешенный разум».
Право — это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения.
Общество не может существовать без законов и права: «Человек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех...».
Аристотель оправдывает правовое принуждение: «большинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...».
Классификация права. Аристотель различает право позитивное и право естественное. Под позитивным правом он понимает изменчивые человеческие постановления, которые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом — неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя: «Естественным правом является любое право, которое действует повсеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет».
|
|
Естественное право предписывает:
S разделение людей на рожденных повелевать и рожденных повиноваться;
S рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;
S господство мужа над женой.
По поводу соотношения естественного и позитивного права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.
Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального го-
2.4. Учение Полибия о формах государства
•■ударства Платона. Аристотель— критик «коммунизма» Il/iai'ona. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семы- - это источник радостей).
Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства— интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному государству.
Аристотель изменил стиль изложения политических идей: научный трактат Аристотеля пришел на смену диа-погам Платона. Со своими учениками он описал 158 конституций греческих и варварских государств. Современным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому Аристотеля чаще всего и назы-IIлют основателем политической науки.
Аристотель ввел в философию термин «категория». Он первым стал употреблять понятие «tabula rasa» (чистая доска): первозданный ум — как «дощечка для письма», пока ничего не написано, ум ничего и не мыслит.
«В основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля...» (Шарль де Голлъ).
2.4. Учение Полибия о формах государства
Полибий (210—128 до н.э.) — греческий мыслитель, историк, автор «Всеобщей истории».
Эпоха. Утрата греческими полисами независимости; иключение греческих полисов в состав Римской империи.
Биография. Время рождения и смерти установлены на основании косвенных данных. Полибий обращается к фактам своей биографии лишь в связи с изложением каких-либо событий во «Всеобщей истории». Выходец из Греции, из знатного аристократического рода. Его отец Ликорт был крупным политическим и военным деятелем Ахейского союза. Получил типичное для своего происхождения образование. О его образованности свидетельствуют используемые им произведения: он цитирует и анализирует Гомера, Гесиода, Еврипида, Гераклита. Полибий был связан много-
42 Гла в а 2. По литические... уче ния в Древней Греции_
численными узами с людьми, определяющими всю политическую жизнь Ахейской федерации. Его успешная политическая и военная карьера определялась его происхождением, авторитетом его семьи и ее связями.
Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершенным строем — римский, а будущее — за Римом.
Основная работа: «Всеобщая история» в 40 книгах (большая часть написана после 146 г. до н.э., после подчинения Эллады римлянам).
Логическое основание политико-правового учения. Историзм. История должна носить всеобщий характер, охватывать события, происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, изложение при этом должно быть синхронным. История должна быть прагматичной, т.е. связанной с военной и политической историей. Стоицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира.
|
|
Содержание политического учения. Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства (схема 1 и табл. 4).
2.4. Учение Полибия о формах государства
Таблица А | ||
Формы правления государства | ||
11исло | Правильные | Неправильные |
и ранящих | ||
Правление | Монархия. Правитель | Тирания. Устанавливает- |
ОДНОГО | получает добровольную | ся силой и держится на |
поддержку своих под- | страхе перед правителем | |
данных | ||
Правление | Аристократия. Управ- | Олигархия. Отсутствие |
немногих | ление на выборной осно- | выборности, своекорыс- |
ве справедливыми и ра- | тие правителей | |
зумными правителями | ||
Правление | Демократия- Преобла- | Охлократия. Власть чер- |
Оольшинст- | дание мнения большин- | ни при господстве дема- |
па | ства. | гогов в народном собра- |
Уважение к законам, | нии. Власть черни без | |
богам, родителям, стар- | уважения к законам: | |
шим | «Нельзя считать демо- | |
кратическим устройст- | ||
вом такое, в котором | ||
чернь может делать то, | ||
что хочет и мыслит для | ||
себя» |
^ |
Схема 1. Круговорот форм правления государством |
А, ' Б.
Итак, круговорот форм правления государства: три пра-иильные и три неправильные формы правления сменяют друг друга.
Любое явление подвержено ржавчине. Любая правильная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основывается на осмыслении предшествующего исторического опыта. Так, после свержения тирана общество уже не рискует вверять власть одному.
В рамках круговорота форм правления Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:
• жизнь нескольких поколений людей занимает переход
от царской власти к тирании;
|
|
• жизнь одного поколения людей занимает переход от
аристократии к олигархии;
44 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции
• жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).
Поколение — промежуток времени, отделяющий отца от сына, — вплоть до XX в. его считали равным приблизительно 33 годам; теперь больше склоняются к 25 (Жюлия Д. Философский словарь. М., 2000. С. 328).
Полибий стремился найти такую форму правления государства, которая обеспечивала бы равновесие в государстве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для По-либия была Римская республика, в которой сочетались: власть консулов (монархия); власть сената (аристократия); власть народного собрания (демократия).
В отличие от Аристотеля, для которого идеальная форма правления — это смешение двух неправильных (для Аристотеля неправильных!) форм правления — олигархии и демократии, для Полибия идеальная форма правления — это смешение трех правильных форм правления государства: монархии, аристократии, демократии.
2.4. Учение Полибия (> формах госуд арства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972.
Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М., 1966.
Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
Горелов А.А. Древо духовной жизни. М., 1994.
Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.
Кассен Б. Эффект софистики. М.; СПб., 2000.
Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., ММ 7.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.
Мирзаев СБ. Полибий. М., 1986.
Персесянц B.C. Платон. М., 1983.
Иерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., М)79.
Платон. Государство // Соч.: В 4 т. Т. 3. М., 1994.
Платон. Законы // Там же.
Полибий. Всеобщая история. СПб., 1994.
Разумович Н.Н. Идеи и институты Древней Греции // Политическая и правовая культура. М., 1989.
Идеала смешанной формы правления государства Полибия последовательно придерживались Марк Туллий Цицерон, Томас Мор, Никколо Макиавелли.
Греческий историк Полибий взял в качестве нового объекта политического исследования Римское государство.
Вопросы для самоконтроля
1. Смог ли софист Протагор, используя миф, обосновать по
лисную форму демократии?
2. Каковы взгляды софистов на право?
3. Сколько проектов идеального государства разработал Пла
тон и что они собой представляют?
4. Как понимал государство Аристотель?
5. Какие критерии классификации форм правления государ
ства предложил Аристотель?
6. Что такое круговорот форм правления государства в по
нимании Полибия?
Литература
Анатомия мудрости: 106 философов. Т. 1. Симферополь, 1995. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. СПб., 1998.
Глава 3