Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67

людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, а библейское повествование об установле­нии у евреев общественного порядка через Моисея самим Богом, считает лишь недоказуемым предметом веры.

Марсилий выступает за подчинение церкви государству. Он против притязаний папства на юрисдикцию в светской сфере и считает, что церковь должна находиться под конт­ролем самих верующих, а не только под контролем духовен­ства и папы. Это должно выражаться в праве верующих:

S выбирать церковных сановников, включая папу;

S определять случаи отлучения священнослужителей от церкви;

S утверждать на церковном соборе соответствующие статьи церковного устава.

Марсилий лишает духовенство религиозной прерогати­вы быть посредником между Богом и людьми. Духовенство должно быть только наставником верующих и совершать церковные таинства.

Как отмечает английский историк философии Ф.Ч. Ко-плстон, «Марсилий был протестантом прежде возникнове­ния протестантизма».

2. Законодательная и исполнительная власти государ­ства.

Законодательная власть всегда должна принадлежать народу: «Законодатель — первая действующая причина, при­сущая закону, — сам народ, коллектив граждан (universitas), или его часть наиболее важная (valentior pars), выражаю­щий свой выбор и свою волю относительно всего касающе­гося гражданских деяний, невыполнение которых грозит вполне земным наказанием».

Почему народ или его представители должны устанавли­вать законы? Марсилий выдвигает следующие аргументы:

•S народ лучше повинуется тем законам, которые сам ус­тановил;

■S эти законы всем известны;

S каждый может заметить упущение при создании этих законов.

Марсилий был сторонником выборности народом выс­шей исполнительной власти. Выборность главы этой влас­ти предпочтительнее, нежели передача власти по наслед­ству: «...Мы назвали избрание самым совершенным и превосходным из способов установления господства».


68 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

Идея выборности народом главы исполнительной власти исходила из практики управления итальянских городских республик и порядка избрания императора Священной Рим­ской империи.

Правовая теория. Марсилий признает многозначность термина «закон» (табл. 7). Он - сторонник понимания за­кона «в строгом смысле этого слова».

Марсилий понимает закон как закон государства. За­кон — это наставительное и принудительное «правило», которое:

■S «существует во всех communitatis perfecta»;

^ подкрепляется санкцией, которая имеет «принуди­тельную силу благодаря наказанию или поощрению»;

S имеет «конечную цель» — обеспечить «гражданскую справедливость», т.е. земную справедливость, выявляя то, что «справедливо или несправедливо, полезно или вредно»;

S устанавливается светским законодателем.

Такое понимание закона позволяет Марсилию сделать следующие выводы.

1. Божественный закон не есть закон в собственном смыс­
ле.
Он сопоставим с предписаниями врача (напомним, что
Марсилий врач). Цель божественного закона — достижение
вечного блаженства. Этот закон определяет различия между
грехами и заслугами перед богом, наказания и награды в по­
тустороннем мире, где судьей является Христос. Поэтому,
по Марсилию, духовенство может только проповедовать
христианское учение, но никак не принуждать; еретик мо­
жет быть наказан только Богом и только на том свете.

Марсилий выступал против церковного суда, инквизици­онных трибуналов. В земной жизни еретика можно изгнать из государства, если его учение вредно для общежития, но сделать это может только светская власть. Священник как «медик душ» имеет единственное право — учить и увеще­вать.

2. Закон церкви не есть закон в собственном смысле, так
как обеспечен только духовными санкциями. Его можно
обеспечить мирскими санкциями согласно воле государ­
ства, но тогда он становится законом государства.

3. Естественный закон не есть закон в собственном смыс­
ле,
это лишь нравственный закон: «...Есть люди, которые на­
зывают "естественным законом" веление справедливого ра­
зума касательно человеческих поступков и естественный


4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 69

закон в этом смысле слова включает и божественный за­кон».

В государстве должно быть верховенство законов, по­скольку «там, где нет верховенства закона, там нет настоя­щего государства»

Монарх, правительство, судьи должны править на осно­ве законов, которые должны быть обнародованы: «...всем государям, а среди них особенно монархам, которые со все­ми их потомками господствуют в порядке наследования, надлежит для того, чтобы их власть была безопаснее и дол­говременнее, править в соответствии с законом, а не пре­небрегая им...».

Закон позволяет:

S осуществить «гражданскую справедливость и общую пользу»;

■S избежать предвзятости в судейском решении, на ко­торое могут влиять ненависть, алчность, любовь судьи: «Итак, законы необходимы для того, чтобы исключить из гражданских судебных решений или постановлений злой умысел и заблуждения судей».

Таблица 7 Правовые взгляды Марсилия и Фоны Аквинского

Марсилий

Фома Аквинский

Положительный человеческий закон (закон государства):

основан на естественном зако­не, а тот, в свою очередь, явля­ется выражением вечного зако­на, предустановленного Богом

не связан с естественным законом

Естественный человеческий закон:

закон без всяких оговорок

не является законом в строгом смысле слова, это лишь нрав­ственный закон

Закон и справедливость:

нет иной земной справедливос­ти, как выраженной в позитив­ном законе воли всего народа либо значимой его части

позитивный закон может про тиворечить справедливости (естественному человеческому закону). Принудительное при­менение такого позитивного за­кона есть признак тирании


I t


               
   
     
 
   
 
 
 


70 Глава 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья

* * *

Марсилий Падуанский выдвинул идею народного суве­ренитета, смысл которой состоит в том, что монополия на принятие законов должна принадлежать народу. Таким об­разом, Марсилия можно рассматривать как предшествен­ника Ж.-Ж. Руссо, теоретика народного суверенитета.

Тезис Марсилия о подзаконной деятельности исполни­тельной власти признается одним из признаков современ­ной теории правового государства.

Политическая теория Марсилия предвосхитила станов­ление сильного государства, независимого от церкви.

Вопросы для самоконтроля

1. Как понимал закон Фома Аквинский?

2. Как законы у Фомы Аквинского соотносятся между собой?

3. Могут ли, согласно Фоме Аквинскому, существовать не­
погрешимые позитивные законы?

4. В чем Фома Аквинский видел отличие компетенции свет­
ской власти от компетенции власти церковной?

5. Какие элементы государственной власти выделял Фома
Аквинский?

6. Признавал ли Фома Аквинский за народом право на свер­
жение тирана?

7. Кому должна принадлежать законодательная власть в го­
сударстве по мнению Марсилия Падуанского?

8. Как Марсилий Падуанский относился к идее выборности
народом высшей исполнительной власти в государстве?

9. Чем отличаются правовые взгляды Марсилия Падуанско­
го от правовых взглядов Фомы Аквинского?

Литература

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

Коплстон Ф. Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный, 1999.

Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Марсилий. Защитник мира //Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т 2. С. 604-610. М., 1999.

Свежавски С. Фома Аквинский, прочитанный заново. Сре-тенск,2000.

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе XI—XVII вв. Л., 1990.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: