Каббалистические модальности

Каббалистическая семья.

Каббалистическая семья насчитывает семь модальностей; они соответствуют тонким телам, или планам бытия: это атманическая, буддхиальная, каузальная, ментальная, астральная, эфирная и физическая модальности. Подробное описание тонких тел читатель может найти в книге автора "Тонкие тела" (серия "Каббалистическая астрология").

Каббалистические модальности.

Атманическая модальность (атм) относится к жизни человека (человечества, мира) в целом - она в характерна для глобальных для него идей, пронизывающих все его бытие - в том его виде, как человек это бытие в данный момент себе представляет. Люди склонны к преувеличениям, поэтому атманическая модальность довольно распространена:

- Я всю свою жизнь тебе посвятила! (атм)

- Я - писатель, и более ничего. (атм)

- Единственная цель моей жизни - благо человечества. (атм)

Атманическая модальность в качестве распространенного маркера имеет слово тотальный и его варианты: всеобъемлющий, всеобщий, всеохватный и т. д.

Атманическая модальность по причине своей всеохватности всегда несколько абстрактна, и что конкретно имеет в виду протагонист, часто не вполне ясно, и это тоже является атманическим маркером:

- Я всю жизнь был добрым человеком. (атм)

- Смысл всего моего существования - служение красоте. (атм)

Для атманической модальности характерны лозунги и абстрактные символы:

- Мы живем как всегда - процветаем на страх врагу. (атм)

- Человек - дитя Божье. (атм)

Типичным для атманической модальности является глобальный взгляд на жизнь человека, мир, Бога:

- Моя жизнь - сплошные лишения. (атм)

- Я предана тебе всеми потрохами, и до смерти. (атм)

- Мир хорош сам по себе, но не для человека как такового. (атм)

Атманическим фактором для человека является его имя, поэтому его использование в ситуациях самопредъявления тоже часто является атманическим маркером:

- Ты кто?

- (гордо) Я - Иннокентий! (атм)

Буддхиальная модальность (буд)свойственна трансляциям, обозначающим длительные процессы или устойчивые обстоятельства, не меняющиеся на протяжении нескольких лет. Она характерна для описания человеком своих устойчивых ценностей, являющихся важными аспектами его жизни в целом - однако существующими наряду с другими ценностями и аспектами:

- Я - отец двоих детей, слесарь-сантехник, интересуюсь буддизмом и медитацией. (буд)

- Я учусь на врача, хочу стать гинекологом. (буд)

- Это моя серьезная любовь, она длится уже три года. (буд)

Как правило, в буддхиальной модальности звучат жизненные позиции протагониста, его этические правила и принципы:

- Мне жадность не присуща. (буд)

- Я себя высоко ценю как специалиста и к халтуре не склонен. (буд)

- Наша фирма заботится о своей репутации и не заставляет своих клиентов ждать. (буд)

В буддхиальной модальности обычно обозначаются черты характера и роли, свойственные протагонисту (или его партнеру):

- Да, я ленив - но в то же время обаятелен и незлобив по натуре! (буд)

- Я - твой отец! (буд)

- Обращаюсь к вам, Онуфрий, (значительно) как к ответственному сотруднику нашей фирмы. (буд)

Каузальная модальность (кауз) отражает непосредственное действие - внешнее или внутреннее; она характерна для событий и поступков. Она выражает непосредственное участие человека в событийном потоке:

- Уймись, Ксения! (кауз)

- (затихает и вопросительно смотрит на протагониста) (кауз)

- Поехали? (кауз)

- Я готов. (кауз)

Для каузальной модальности характерны сиюминутность, спонтанность, акцент на состоянии "здесь и сейчас". В каузальных трансляциях смысл используемых слов относится к самом у действию, а не к его осмыслению или обоснованию:

- Остановите машину, Казимир. (кауз)

- (тормозит и останавливает автомобиль) (кауз)

Для того, чтобы отличить каузальные трансляции от ментальных, часто можно использовать такое правило: по поводу каузальной трансляции невозможно сказать, истинна она или ложна как суждение - это было бы бессмысленно. Типичный пример чисто каузальной трансляции - это конкретное указание, просьба или приказ, а также согласие или несогласие их выполнить, например:

- Машенька, не ешь стоя! (кауз)

- Буду! (продолжает есть стоя) (кауз)

Еще один признак каузальной модальности - она сопутствует актуально идущим в данный момент процессам, то есть тому, что в данный момент занимает человека:

- (по телефону) Чем ты сейчас занимаешься, Филимон?

- С тобой разговариваю. (кауз)

Типичная каузальная трансляция это тот или иной акт: акт знакомства, акт представления себя, акт сочувствия, акт доброты, прощения и т. д.; при этом слова, которыми оформляется этот акт, не так важны, как его прямой каузальный смысл, который партнер может выразить потом такими словами: "Он мне представился"; "он мне посочувствовал", "она меня простила" и т. д. Когда слова "акта" произносятся формально, без должной каузальной энергии, то они воспринимаются партнером ментально: как формальные, неудовлетворительные, лживые, лицемерные, равнодушные и т. п.:

- Прости меня, Агния! (кауз)

- (добрым голосом) Конечно, я на тебя не сержусь. (кауз)

- Прости меня, Агния! (кауз)

- (ровно) Поскольку ты ни в чем не виноват передо мной, то можешь смело считать, что прощен. (мен)

Каузальная модальность означает вовлечение протагониста в событийный поток и проявление человека как бы "изнутри" этого потока, когда процесс осмысления и логического анализа еще не начался (и на данный момент это и не предполагается). Типичный пример - это репортаж о только что случившихся событиях, которые еще не "отпустили" протагониста:

- (с горящими глазами) Мама, там у нас во дворе пожар! (кауз)

- (рассказывая о рыбалке; с энтузиазмом) И тут я ее - аккуратненько так - подсекаю - и тащу на берег! (кауз)

На чисто каузальные обращения невозможен или неуместен (некомплементарен) вопрос: "Почему?", предполагающий спуск на ментальный план. Вот, например, адекватный каузальный диалог:

- Я тебя увожу отсюда. (решительно берет партнершу за руку и ведет к выходу) (кауз)

- (спотыкаясь) Притормози чуть-чуть, дорогой! (кауз)

Ментальная модальность (мен) предполагает отделение сознания протагониста от текущей реальности (потока событий) и логический, аналитический, ассоциативный или символический ее анализ, моделирование, оценку или иную обработку. Здесь типично обращение к специальному языку, терминам и т. п.:

- Не сомневаюсь в вашей предположительной правоте - но лишь развитие событий даст нам возможность сделать окончательный вывод. (мен)

- Ты похож на бурундука, Евтихий. (мен)

Логические связки ("поскольку", "если", "то", "следовательно") часто указывают на ментальную модальность (или субмодальность), так как логика в принципе свойственна лишь ментальным моделям, но не жизни как таковой (то есть каузальному плану)):

- Если на тебе нет подвенечного платья, то следовательно ты еще пока что замуж не выходишь. (мен)

В ментальной модальности часто идет отдаленный рассказ о событиях, сопровождающийся их анализом и комментированием с той или иной точки зрения:

- Я тогда была еще невинна в высшей степени - такой, что даже трудно в это поверить. (мен)

Для ментальной модальности характерны всевозможные оценки, сравнения и прочие аналитические процессы:

- Тормошить меня - опасное занятие, все равно что у тигра в носу ковырять. (мен)

- Довольно глупо ждать от жизни хорошего, так как это противоречит моему жизненному опыту. (мен)

Для ментальной модальности характерно использование специальной терминологии и абстрактных символов, отделяющих объект рассмотрения от непосредственного восприятия человека:

- Непосредственное наблюдение и качественный анализ на основе полученных данных показывают полную несостоятельность гипотезы о превращении орангутанга в человека. (мен)

- Летальный исход - обычное явление в судьбе живых существ, теряющих бдительность и осторожность. (мен)

Астральная модальность (аст) свойственна трансляциям, акцентирующим те или иные чувства или эмоции человека, которые для протагониста оказываются основным содержанием трансляции. Конечно, в любой трансляции (даже бессловесной) есть какой-то смысл, но в случае астральной модальности он по своей значимости существенно уступает транслируемой протагонистом эмоциональной энергии:

- Тебе нравятся мои локоны?

- (с восхищением) Необыкновенно! (аст)

Для астральной модальности характерны мимика, жесты, "ахи" и "охи", которые в письменной речи передаются междометиями и восклицательными знаками:

- Ты меня любишь, Анастасия?

- А то!!! (аст)

- Поздравляю тебя, дорогая! (вручает пышный букет роз)

(в восхищении) У! (аст)

Таким образом, астральная трансляция практически лишена ментального содержания - или оно номинально присутствует в трансляции, но фактически никакой информации не несет:

- (взволнованно) Ты все сам знаешь, Егорий. Сам! Знаешь! (аст)

- Я огорчен.

- (гневно) Ах, он огорчен! Бронислав, видите ли огорчился! (аст)

- Спасибо тебе, Геронтий.

- (с чувством) Брось, ведь мы - друзья! (радостно) Друзья мы! (аст)

Не следует думать, что слова, обозначающие эмоции (радость, гнев, любовь и т. д.) обязательно придают трансляции астральную модальность - нередко такие трансляции имеют ментальную или буддхиальную модальность, а астральной оказывается лишь субмодальность. Дело в том, что сам по себе процесс описания чувств словами переводит их ментальную или буддхиальную модальность. Примеры:

- (спокойно) Я рад, что мы подружились. буд(аст)

- Это чудесно, что ты сегодня приехал. мен(аст)

Чаще всего проявление эмоций не связано с использованием их названий, а в тексте пьес (и в этой главе тоже) они обычно ставятся в скобках перед репликами действующих лиц:

- (радостно) О! Какие люди! (аст)

- (смущенно раскрывает и зарывает рот) (аст)

Для астральной модальности характерно использование слов и текстов, которые протагонист использует не ради их непосредственного смысла, а с целью нагрузить их эмоцией:

- (угрожающе) Я уже иду! (аст)

- (радостно улыбаясь) Поймаю - замучаю! (аст)

Эфирная модальность (эф) связана с переживанием человеком своего тела или с "телесным" восприятием им окружающего мира; эта модальность называется также кинестетической. Трансляции, акцентирующие переживания человека в связи с едой, усталостью или избытком жизненных сил, а также его тактильные или иные телесные ощущения, чаще всего имеют эфирную модальность. Употребление слов, представляющих собой описания ощущений человека, в эфирных трансляциях весьма ограничено, а иначе модальность становится ментальной или более высокой:

- (потягивается, зевает) (эф)

- Спасибо, я сыт. (держит руки на животе, слегка его поглаживая) (эф)

- Я сегодня с утра ужасно плохо себя чувствовал. кауз(эф)

- Как дела, самочувствие?

- Не спрашивайте! (изображает лицом и телом полный упадок сил) (эф)

- Моя главная жизненная ценность - здоровье! буд(эф)

Для того, чтобы эфирные переживания в трансляции получили эфирную модальность, а не субмодальность, надо, что называется, постараться, то есть сопроводить свою трансляцию выразительным телесно-чувственным проявлением (потягивание, зевание, медленное движение, поглаживание, осторожное притрагивание), а иначе эфирной станет субмодальность.

- (отчаянно зевая) Я у-у-ста...ал! (эф)

- (нежно гладит по голове) Не огорчайся, пустое. (эф)

- (схватившись за живот) Мне здесь нехорошо. (эф)

Символом эфирного тела в социуме служит одежда, поэтому прикосновения к одежде (своей и чужой) часто имеют символически-эфирную модальность или субмодальность:

- (тянет мать за рукав платья) Можно мне на улицу, мама? кауз (эф)

- (отдуваясь) Уф! (расстегивает воротничок) (эф)

Сексуальные, массажные, пищевые и банные переживания в основном эфирны:

- Моя сладкая девочка! (причмокивает) (эф)

- Ну обними же меня посильнее! (прижимается к протагонисту) (эф)

- Вкусно! (облизывается) (эф)

Физическая модальность (физ) связана с акцентуацией физического тела (своего или партнера) или окружающего физического пространства и его объектов как таковых:

- Направо - поле, а за ним - видите? - на горизонте лес. (физ)

- Нет, вы посмотрите на этот перстень! (демонстрирует, поднося близко к партнеру) (физ)

- Ты ответишь мне что-нибудь, Вилен?

- (молча с хрустом разгрызает кость) (физ)

- (пододвигается поближе к партнеру) (физ)

- И что у нас на ужин?

- (молча подает на стол) (физ)

- У вас очень красивая грудь.

- (снимает кофточку и лифчик) (физ)

Тело как физический объект часто выступает как носитель физической модальности или субмодальности:

- (в виде шутки мимоходом шлепает партнера по заду) (физ)

- Здравствуй! (протягивает руку для рукопожатия) кауз(физ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: