Психологическая семья

Универсальная психологическая семья содержит четыре модальности: внутреннюю, внешнюю, демонстративную и наблюдательную (см. книгу "Архетипы психики").

Когда протагонист использует внутреннюю модальность, его внимание сосредоточено на внутреннем мире и отвлечено от внешних стимулов. Наоборот, в случае внешней модальности его внимание полностью сосредоточено на внешнем мире, и он не ориентируется на свой внутренний мир. Используя выразительную модальность, человек транслирует внутренние объекты и энергии во внешний мир, то есть, говоря на обычном языке, выражает себя. Наблюдательная модальность означает, что человек направляет свое внимание на внешний мир и собранную там информацию и энергию направляет во внутренний, с сознательной или подсознательной целью эту информацию (энергию) сохранить и переработать, адаптировав к внутренней реальности.

Строго говоря, психологические модальности относятся не к коммуникации, а к поведению человека и состоянию его сознания, но в процессе общения они весьма важны, так что автор рассматривает их, так сказать, в одном ряду с остальными модальностями, описанными в этой книге.

Для внутренней модальности (внут) поведения человека характерно погружение в себя, при котором человек теряет существенные связи с окружающим миром: он фантазирует, грезит, вспоминает, предвидит и т. д. Во внутренней модальности часто идут такие процессы, как внутренняя обработка внешних впечатлений, их внутреннее проживание, воспоминания и их переживания, предвосхищение, планирование реального будущего, создание и переживание фантастических картин.

Для внутренней модальности типичны разговоры, которые человек ведет сам с собой или с образами других людей (реальными и фантастическими), имеющимися у него во внутреннем мире. При этом он может находиться в одиночестве, а может быть - объективно - в обществе, даже находиться в процессе общения с реальным партнером - но фактически он взаимодействует с образами и энергиями внутреннего мира.

Для внешней модальности (внеш) характерна сильная вовлеченность человека во внешние процессы и события и отсутствие прямого воздействия внутреннего мира на его сознание и поведение. Находясь во внешней модальности, человек ведет себя (в частности, общается), повинуясь логике и энергиям внешнего мира (так, как он их понимает и воспринимает). Если он и проявляет инициативу, то она тоже бывает обусловлена внешней необходимостью и возникает спонтанно. Для внешней модальности характерно исполнение человеком роли, заданной извне, отсутствие прямого личного включения и отчетливой самоидентификации: здесь через человека скорее действуют внешние обстоятельства или внешняя же роль, нежели его внутренне осознанная личность.

Для демонстративной модальности (дем) характерно выражение вовне внутреннего содержания, заранее подготовленного человеком в своем внутреннем мире. Нередко это содержание (мысли, образы, энергия) имеет отчетливую личностную окраску, но в принципе это необязательно - во внутреннем мире могут находиться объекты, не "авторизованные" человеком, и используемые им как фрагменты культуры его социального слоя - например, шаблонные фразы, расхожие цитаты и т. п.

Для наблюдательной модальности (наб) характерно молчание в сочетании с вниманием человека, направленным на ту или иную область внешнего мира, которую человек стремится запечатлеть в своей памяти, с тем чтобы в дальнейшем интегрировать полученные впечатления в свой внутренний мир (возможно, после надлежащей переработки). В коммуникативных ситуациях наблюдательная модальность выражается паузой, во время которой человек ничего не говорит, но внимательно смотрит на партнера, или принюхивается к нему, или направляет на него свое ухо. Однако часто коммуникаторы обозначают словами модальность паузы, соответствующей наблюдательной модальности, например:

- Я вас слушаю. (пауза) (наб)

- (вопросительно глядя на партнера) Да? (пауза) (наб)

Внутренняя модальность и ее маркеры.

Ситуация общения сама по себе не предполагает включения внутренней модальности - последняя уместнее, когда человек находится в одиночестве или по крайней мере не участвует в прямых взаимодействиях с внешним миром - в частности, с партнером. Однако практически внутренняя модальность достаточно часто возникает в коммуникативных ситуациях - например, когда партнер перегружает протагониста информацией и энергией и подсознание протагониста "берет паузу" и отключает его от партнера и вообще от внешнего мира, сосредотачивая внимание протагониста на внутренней переработке полученной информации или отвлекая его в другую сторону. При этом протагонист не обязательно молчит - но его речь имеет характер внутреннего проговора и адресована не партнеру, а как бы никому или, точнее, самому протагонисту. Партнер при этом чувствует себя в одиночестве, оказавшись практически выключенным из общения. Другой вариант использования внутренней модальности в коммуникации - это "погруженный в себя" рассказ протагониста, который звучит как бы для него самого, но окружающее пространство может к этому рассказу прислушиваться.

Для внутренней модальности характерны закрытые или обращенные "в никуда" (вверх, или, наоборот, в пол) глаза протагониста, или прямой, но "затуманенный" или как бы зеркальный, "невидящий" взгляд, показывающий, что протагонист галлюцинирует.

Активизация внутренней модальности сопровождается потерей протагонистом интереса и внимания к окружающему миру и отсутствие видимой направленности произносимых им текстов - их адресат присутствует лишь во внутреннем мире протагониста. Примеры:

- (закрыв глаза, мурлычет что-то себе под нос) (внут)

- (глядя в небо) Сколько раз я себя уговаривал: не говори лишнего - и что же? Все в той же позиции стою, старый хрен! (внут)

- Виктор передавал тебе привет и поцелуй.

- (поднимая глаза вверх и обращаясь как бы к образу Виктора) (нежно) Я тоже тебя люблю, Виторусик! (внут)

Для внутренней модальности характерны вопросы, оказывающиеся риторическими, на которые отвечает сам же протагонист:

- (сам себе) И что теперь мне делать? Ясно, что положение безвыходное, а потому набираемся смирения и ждем явления десницы Божьей. (внут)

- (глядя в землю) Кто мне верный товарищ? Ясно, что только я сам, да и то не всегда. (внут)

Характерными жестами для внутренней модальности служат лицо, закрытое руками, зажмуренные глаза, а также уши, затыкаемые пальцами.

Для внутренней модальности характерен взгляд затуманенный, невидящий или направленный в неинформативную часть пространства (в стену) - фактически протагонист отсоеживает свои галлюцинации.

Характерными признаками активизации внутренней модальности является освобождение человека от внешней реальности, ее игнорирование или слишком "свободная" интерпретация (в рамках собственной внутренней реальности), с использованием метафор, образов, сравнений, ассоциаций, с активизацией памяти и личного культурного багажа, лирическими отступлениями, длинными паузами. Поведение человека во внутренней модальности с точки зрения внешнего мира не функционально, в ней человек по идее не вовлечен во внешние процессы.

Типичные для внутренней модальности роли это Самосозерцатель, Творец, Планировщик, Аналитик, Теоретик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: