Возвращаясь на круги своя

Относительно истории западного мышления можно было бы сделать бесчисленное количество обобщений, однако сегодня более всего, пожалуй, очевиден тот факт, что от начала до конца оно было исключительно мужским феноменом: Сократ, Платон, Аристотель, св. Павел, Августин, Фома Аквинский, Лютер, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Ньютон, Локк, Юм, Кант, Дарвин, Маркс, Ницше, Фрейд... Западная интеллектуальная традиция была порождена и возведена в канон почти одними только мужчинами, и преобладают в ней в основном мужские взгляды. Разумеется, мужское господство в интеллектуальной истории Запада объясняется вовсе не тем, что женский ум уступает мужскому. Однако можно ли списывать его единственно на социальное неравенство? Думаю, что нет. Я убежден: здесь таится нечто глубинное – нечто архетипическое. Основополагающий и повсеместный мужской характер западного мышления проявляется как у мужчин, так и у женщин, пронизывая все стороны западной мысли, определяя важнейшие представления о человеке и человеческой роли в мире. Все основные языки, в русле которых развивалась западная традиция, начиная с греческого и латыни, имели тенденцию олицетворять род человеческий как таковой с помощью слов мужского рода: anthropos, homo, l'homme, el hombre, l'homo, der Mensch, man, человек. Как правдиво отобразило представленное в данной книге историческое повествование, всегда и всюду фигурировал "человек": "восхождение человека", "достоинство человека", "отношение человека к Богу", "место человека в космосе", "борьба человека с природой", "великие достижения современного человека" и так далее*.

* В оригинале везде употреблено английское слово "man", имеющее два значения: "человек" и "мужчина", эту двойственность русский перевод не всегда в силах отразить. – Прим. пер.

"Человек" западной традиции – это вечно мятущийся герой-мужчина, прометеевского толка бунтарь, постоянно взыскующий для себя свободы и движения, постоянно рвущийся отделиться и в физическом и в метафизическом планах от породившей его первоосновы и подчинить ее себе. Такая мужественная предрасположенность, скрытая в эволюции западного мышления, – пусть она чаще всего оставалась неосознанной – тем не менее, не просто была типична для этой эволюции, но скорее, явилась ее сущностной составляющей9.

Ибо эволюцией западного мышления двигало героическое побуждение сформировать самостоятельное и разумное человеческое "я", исторгнув его из стихии первоначального единства с природой. Эта преобладающая мужественность сказалась на всех основополагающих религиозных, научных и философских воззрениях западной культуры, началось же ее победоносное шествие около четырех тысячелетий назад, одновременно с покорением патриархальными кочевыми племенами древнейших матриархальных культур в Греции и Леванте, затем с силой проявившись в патриархальной религии Запада, выросшей из иудаизма, в его рационалистической философии, пришедшей из Греции, и в его объективистской науке, возникшей в Европе Нового времени. Все это послужило причиной развития независимой человеческой воли и интеллекта: трансцендентного "Я", самостоятельного индивидуального "ego", самоопределяющегося человека со всей его неповторимостью, обособленностью и свободой. Однако для этого мужскому мышлению понадобилось потеснить и подавить женское. Мы видим это в древнегреческом мышлении, полностью подчинившем себе доэллинские матриархальные мифологии, в иудео-христианском отрицании Великой Богини-Матери и в просветительском возвеличивании хладнокровного рассудочного "ego", полностью отделившегося, от внешней природы, и можем утверждать, что эволюция западного мышления была основана на подавлении женского начала – на подавлении нерасчлененного унитарного сознания, participation mystique с природой. Это было последовательное отрицание anima mundi, то есть мировой души, цельности бытия, некоего всеприсутствия таинства и неоднозначности, воображения, эмоций, интуиции, инстинктов тела, природы, женщины – словом, всего того, что мужское начало в своих проекциях отождествило с "другим", "инаковым".

Однако такое разобщение неизбежно влечет за собой стремление к воссоединению с утраченным – в особенности же после того, как героические мужские поиски завели современное мышление в безнадежный тупик, где, почувствовав себя в полном одиночестве, оно приписало себе единоличные права на всякое сознательное разумение, какое только есть во Вселенной (человек – единственное сознательное и разумное существо, Космос слеп и механистичен, Бог мертв). Тогда-то для человека наступает экзистенциальный кризис: он – одинокое и смертное сознательное "ego", заброшенное в абсолютно бессмысленной и непознаваемой Вселенной. Наступает для него и кризис психологического и биологического порядка: он живет в таком мире, форма которого в точности отвечает его мировоззрению, то есть в "рукотворном" окружении, постепенно становящемся все более механистичным, бездушным и саморазрушительным. Кризис современного человека – это, по существу, мужской кризис, и я убежден, что уже сейчас назревает его разрешение в громадной волне женственного начала, всколыхнувшей нашу культуру. Причем явствует это не только из подъема феминизма, усиления позиций женщин и из возвышения чисто женских ценностей в глазах как женщин, так и мужчин, и не только из быстрого роста женской образованности и появления "родочувствительных" перспектив практически в каждой интеллектуальной дисциплине, но также из растущего чувства единства с планетой и со всеми ее природными формами, из растущего осознания экологической угрозы и усиливающейся реакции против политических и корпоративных стратегий, направленных на нещадную эксплуатацию среды, из растущего приятия человеческой общности, из стремительного крушения давних политических и идеологических барьеров, разделявших народы мира, из углубляющегося понимания ценности и необходимости взаимопомощи и сотрудничества и из взаимодействия множества различных перспектив. Ощутима эта волна и во всеобщем стремлении к воссоединению с телом, с эмоциями, с бессознательным, с воображением и интуицией, в новом интересе к таинству деторождения и материнскому достоинству, в растущем признании имманентного природе разума, в широкой популярности, какую получила гипотеза о Гее (Земле). Ощутима она и во вспыхнувшем увлечении культурными воззрениями архаических времен и современных туземных племен – например, древних европейцев, американских индейцев, африканцев, – в новом внимании к женским перспективам божественного, в археологическом открытии традиции Великой Богини и в современном возрождении духовности этой Богини, в подъеме иудео-христианской традиции Софии и папском провозглашении Assumptio Mariae*, в отмеченном почти повсеместно стихийном появлении женских архетипических феноменов и в отдельных сновидениях, и в психотерапии. Ощутим этот порыв и в огромной волне интереса к мифологическим воззрениям, к эзотерическим учениям, к восточному мистицизму, к ведовству и шаманству, к архетипической и трансперсональной психологии, к герменевтике и другим необъективистским эпистемологиям, к научным теориям о голономической** Вселенной, к морфогенетическим (формообразующим) полям, к рассеивающим структурам, теории хаоса, теории систем, экологии мышления, ко вселенской сопричастности – этот список можно продолжить до бесконечности. Как и предсказал Юнг, в современном сознании происходит эпохальный сдвиг, примирение двух враждебных полюсов, слияние противоположностей: hieros gamos (священное бракосочетание – др.-греч.) между мужским началом, долгое время пребывавшим на вершине господства, но теперь оставшимся в отчужденном одиночестве, и женским началом, долгое время пребывавшим в угнетении и рабстве, но теперь начавшим стремительное восхождение.

* Успение Марии. – лат.
** Holonomic – от греческих слов holes ("весь", "целый") и nomos ("закон"). – Прим. пер.

И такое драматическое развитие – не просто возмездие, не просто восполнение утраченного, поскольку, я убежден, такова и была подспудная цель западной интеллектуальной и духовной эволюции. Ибо потаенной страстью, снедавшей западное мышление, было воссоединение с истоками собственного бытия. Движущей силой западного мужского сознания было его диалектическое стремление не только к самоосуществлению и к самостоятельности, но и, в конечном итоге, к восстановлению утраченной связи с целым – чтобы, обособившись от женственного начала, затем вновь обрести его и воссоединиться с ним, как с самим таинством жизни, природы, души. И теперь это воссоединение может произойти уже на новом уровне, в корне отличном от того, на котором пребывало первоначальное бессознательное единство, ибо долгая эволюция человеческого сознания преуспела в том, чтобы подготовить его к добровольному и осознанному приятию собственной почвы и первоосновы. Внутренняя направленность и цель (telos) западного мышления состояла в том, чтобы восстановить свою связь с космосом в зрелой participation mystique, добровольно и осознанно упасть в объятия великого всеединства, в котором сохраняется человеческая независимость и в то же время преодолевается человеческая отчужденность.

Однако для того, чтобы могла воспрянуть наконец угнетенная женственность, мужское начало должно принести себя в жертву, пройдя через своеобразную смерть ego. Западное мышление должно открыться навстречу такой действительности, природа которой может сотрясти устои его наиболее укоренившихся верований относительно себя и мира. В этом и заключается настоящий акт героизма. Настало время переступить порог – и этот поступок требует особой отваги, веры, воображения и убежденности в существовании некой большей и сложнейшей реальности. Кроме того, такой поступок требует безоговорочного самоотречения. И такова великая задача, во весь рост вставшая перед нашим веком: мужскому началу предстоит расстаться со своей hybris* и со своей одно плановостью, заметить наконец свою до сих пор не осознанную половину и добровольно вступить в совершенно новые, основанные на взаимопонимании и равенстве отношения с женственным началом во всех его обличьях. Таким образом, женственное начало не нужно более подчинять себе, отрицать и порабощать: его надлежит полностью признать, почитать и ценить как равное себе. Отныне оно должно быть признано не опредмеченным "другим", но источником, целью и имманентным присутствием.

* Богопротивная дерзость. – Др.-греч.

Это поистине грандиозная задача, но я убежден, что именно к ней, шаг за шагом, готовило себя западное мышление на протяжении всего своего существования. Я убежден, что неустанное внутреннее развитие Запада и его мужское упорядочивание реальности, неустанно обогащающееся различными новшествами, постепенно – в невероятно долгом диалектическом движении – вело как раз к примирению с утраченным женским единством, к глубокому и многоуровневому бракосочетанию мужского и женского, к победоносному и исцеляющему воссоединению. Я полагаю также, что большинство конфликтов и бедствий нашей собственной эпохи отражает тот факт, что драма эволюции именно сейчас близится к своему завершению и разрешению10. Ибо наше время изо всех сил стремится внести в человеческую историю нечто принципиально новое: как представляется, мы являемся и очевидцами, и участниками "родовых мук" некой новой реальности, новой формы человеческого существования – того "чада", что явится плодом этого великого архетипического брака, неся внутри своей новой формы все предшествующие. Поэтому я подтверждаю жизненную важность тех идеалов, что провозглашаются выразителями феминистских, экологических, архаических и прочих контркультурных и мультикультурных направлений. Однако мне хотелось бы подтвердить и значимость той линии, что поддерживала и питала основную западную траекторию, ибо я убежден, что эта традиция – если взять всю от греческих эпических поэтов и древнееврейских пророков, все долгое интеллектуальное и духовное развитие от Сократа и Платона, Павла и Августина до Галилея и Декарта, Канта и Фрейда, – что этот ошеломляющий путь, проделанный Западом, ни в коем случае не подобает отвергать как какой-нибудь империалистически-шовинистический заговор: его следует расценивать как необходимую и благородную часть великой диалектики. Эта традиция не просто достигала той основополагающей дифференциации и автономии человека, которая только и могла породить возможность такого масштабного синтеза: она к тому же расчистила путь к собственному самоопределению. Более того: в этой традиции кроются ресурсы, оставленные без внимания ее собственным прометеевским натиском, которые мы едва-едва начинаем осознавать и которые, как ни парадоксально, заставила нас осознать открытость женственному началу. Здесь и утверждается, и преодолевается каждая из перспектив – и мужская, и женская, представая частью единого целого: ибо любому из полюсов требуется противоположный. И их синтез ведет к совсем новым горизонтам: он неожиданно открывает некую большую реальность, которую не дано узреть до тех пор, пока она сама не явится, ибо сама эта новая реальность есть акт творения.

Однако почему же мужской характер западной интеллектуальной и духовной традиции стал для нас очевиден только сегодня, тогда как все предыдущие поколения людей пребывали относительно него в полном неведении? Я считаю, это происходит только теперь потому, что, как предполагал Гегель, цивилизация до тех пор не способна осознать самое себя и собственную значимость, пока не достигнет такой ступени зрелости, когда уже близок ее смертный час.

Сегодня мы переживаем нечто, что очень похоже на смерть современного, то есть западного человека. Быть может, близок конец "человека". Но человек не есть цель. Человек есть нечто, что должно быть преодолено и завершено воссоединением с женственностью.

Хронологическая таблица

Для античности даты приведены приблизительно

2000 до Р.Х. Переселение грекоговорящих индоевропейских народов в район Эгейского моря
  Праотцы древнееврейского народа переселяются из Месопотамии (Междуречья) в Ханаанскую землю (традиционная библейская датировка)
  Первые записи астрономических наблюдений в Месопотамии
  Расцвет минойской цивилизации на Крите в течение двух следующих столетий и ее влияние на материковую Грецию
  Постепенное слияние индоевропейской и до-эллинской средиземноморской религий в единую общегреческую религию
  Падение минойской цивилизации на Крите в результате иноземных вторжений и вулканических извержений
  Подъем микенской цивилизации на материковой Греции
  Исход евреев из Египта, осуществленный Моисеем
  Война троянцев с микенскими греками
  Дорийские вторжения, конец микенского владычества
  Объединение Давидом Израильского царства с главным городом Иерусалимом
  Царствование Соломона, возведение Храма
900-700 Слагаются ранние книги древнееврейской Библии. Слагаются "Илиада" и "Одиссея" Гомера
  В Олимпии проводятся первые панэллинские Олимпийские игры
  Начало греческой колонизации Средиземноморья
  Пророчества Исайи в Израиле
  "Теогония", "Труды и дни" Гесиода
  Фалес Милетский (акмэ*), зарождение философии * Акмэ (греч.) – "высшая точка чего-либо", "расцвет"
  Солон проводит реформу управления в Афинах и учреждает правила публичного чтения гомеровских поэм
  Пророчества Иеремии в Израиле
586-538 Вавилонское пленение иудеев. Пророки Иезекииль и Исайя Второй, пророчества об историческом искуплении. Начинается перевод и редактирование древнееврейского Писания
  Сапфо (акмэ), расцвет греческой лирической поэзии
  Анаксимандр (акмэ) разрабатывает систематическую космологию
  Анаксимен (акмэ) постулирует изменение и преобразование первоматерии
  Пифагор основывает религиозно-философское братство и объединяет науку с мистицизмом в синтез
  Ксенофан (акмэ) вводит понятие человеческого прогресса, философский монотеизм, скептицизм в отношении антропоморфных божеств
  Клисфен проводит в Афинах демократические реформы
  Гераклит (акмэ), философия "panta rhet", вселенского Логоса
  Начало греко-персидских войн
  Афиняне разбивают войска персов в битве при Марафоне
  Греки разбивают персидский флот в битве при Саламине
  Заключение Делийского союза греческих городов, возглавляемого Афинами. Начинается период подъема Афин
  "Персы" Эсхила, расцвет греческой трагедии
  Пиндар (акмэ), расцвет греческой лирики. Парменид (акмэ) постулирует логическую противоположность между видимостями и неизменной единой действительностью
  Рождение Сократа
  "Прометей прикованный" Эсхила
  Анаксагор (акмэ) вводит понятие вселенского разума (Nous)
458-429 "Век Перикла"
  Появляются первые софисты
  Начинается строительство Парфенона (завершено в 432 г.)
  Геродот пишет "Историю"
  "Антигона" Софокла
  "Медея" Еврипида
431-404 Пелопоннесская война между Афинами и Спартой
  Демокрит (акмэ), атомистическое учение
  "Царь Эдип" Софокла
  Рождение Платона
  "Облака" Аристофана
  Фукидид пишет "Историю Пелопоннесской войны"
  "Троянки" Еврипида
  Гиппократ (акмэ) закладывает основы античной медицины
  Афиняне разгромлены спартанцами
  Суд над Сократом и его казнь
399-347 Написание Платоном "Диалогов"
  Платон основывает в Афинах Академию
  Аристотель начинает свои занятия в платоновской Академии, которые продлятся 20 лет
  Евдокс формулирует первую теорию планетарного движения
  Смерть Платона
  Аристотель становится наставником Александра из Македонии
  Покорение Греции Филиппом II Македонским
  Смерть Филиппа и восшествие на престол Александра
336-323 Завоевания Александра Великого
  Аристотель основывает в Афинах Ликей
  Основание Александрии в Египте
  Смерть Александра. Начало эллинистической эпохи (вплоть до 312 г.н.э.). Смерть Аристотеля
  Пиррон из Элиды (акмэ) – основатель скептицизма
  Эпикур основывает в Афинах школу эпикурейцев
  Зенон Китионский основывает в Афинах школу стоиков
300-100 Расцвет Александрии – центра эллинистической культуры. Развитие гуманистического просвещения, науки, астрологии
  "Начала" Евклида – свод классической геометрии
  Возведение Мусейона в Александрии
  Аристарх выдвигает гелиоцентрическую теорию
  В платоновской Академии приживается учение стоиков, где оно и продержится в течение двух последующих веков
  В Александрии появляется греческий перевод еврейской библии (Септуагинта, или Библия семидесяти толковников)
  Архимед (акмэ) развивает начала классической механики и математики
  Аполлоний Пергский (акмэ) совершает открытия в астрономии и геометрии
  Завоевание Греции Римом
  Гиппарх из Никеи (акмэ) составляет первую подробную карту звездного неба и закладывает основы классической геоцентрической космологии
  Юлий Цезарь проводит календарную реформу Цицерон изобличает заговор Катилины
  Поэма Лукреция "De rerum natura" ("О природе вещей") излагает атомистическую теорию вселенной Эпикура
58-48 Цезарь покоряет Галлию, разбивает Помпея
45-44 Философские сочинения Цицерона
  Убийство Юлия Цезаря
  Октавиан (Августин) разбивает флот Антония и Клеопатры в битве у Акциума. Начало Римской империи
  Тит Ливий приступает к написанию истории Рима ("Аb Urbe condita")
  "Оды" Горация
  "Энеида" Вергилия
8-4 до Р.Х. Рождение Иисуса из Назарета
8 г. н.э. "Метаморфозы" Овидия
  Смерть Августа
  "Astronomica" Манилия – дидактическая поэма об астрономии
  "География" Страбона
29-30 Смерть Иисуса
  Обращение Павла на пути в Дамаск
  Филон Александрийский (акмэ) объединяет иудаизм и платонизм
  Совет апостолов в Иерусалиме признает миссию Павла среди язычников
50-60 Сочиняются послания апостола Павла
64-68 Апостолы Петр и Павел принимают мученичество при императоре Нероне. Первые серьезные гонения на христиан
64-70 Евангелие от Марка
  Римляне разрушают Храм в Иерусалиме
70-80 Евангелия от Матфея и Луки
90-100 Евангелие от Иоанна
  "Institutio oratoria" ("Воспитание оратора") Квинтилиана закладывает основы гуманистического образования в Риме
  Впервые появляется формула "en Christo paideia" ("воспитание во Христе"), предвещающая синтез классического гуманизма с христианством
  "Введение в арифметику" Никомаха
100-200 Расцвет гностицизма
  "Hisioriae" ("История") Тацита
  Плутарх (акмэ) пишет "Bioi paralleloi" – "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян
  Эпиктет (акмэ) – стоик-моралист
  "Альмагест" и "Четверокнижие" ("Tetrabiblos") Птолемея закладывают основы классической астрономии и астрологии
  Ранний синтез христианства и платонизма у Юстина Мученика
  Марк Аврелий становится императором
  Гален (акмэ) совершает открытия в медицинской науке
  Самый ранний из дошедших авторитетных канонов Нового Завета
  Критика гностицизма в сочинении Иринея "Adversus haereses" ("Против ересей"). Климент (Александрийский) возглавляет христианскую школу в Александрии
  Секст Эмпирик (акмэ) обобщает классическое учение скептицизма
200 (прибл.) В Александрии создается "Corpus hermeticum" – "Герметический корпус"
  Ориген сменяет Климента Александрийского и возглавляет церковную школу "катехуменов" (оглашенных)
  Плотин начинает свои занятия у Аммония Саккаса в Александрии, которые продлятся 11 лет
235-285 Варварские вторжения на территорию Римской Империи. Начало суровой инфляции, распространение чумы, вымирание населения
  "Contra Celsum" ("Против Цельса") Оригена – сочинение, защищающее христианство от нападок интеллектуалов-язычников
250-260 Гонения на христиан при императорах Деции и Валериане
  Сочинения и учительство Плотина в Риме; зарождение неоплатонизма
  Порфирий составляет компиляцию "Эннеад" Плотина
  Начинаются последние и жесточайшие гонения на христиан при императоре Диоклетиане
  Обращение Константина в христианство
  Медиоланским эдиктом предписывается религиозная терпимость по отношению к христианству в Римской Империи
  "Церковная история" Евсевия Кесарийского – первая история христианской церкви
  Созванный Константином Никейский собор учреждает ортодоксальную христианскую доктрину
  Константин переносит столицу империи из Рима в Константинополь (Византии)
  Рождение Августина
361-363 Юлиан Отступник на краткое время восстанавливает в Римской империи язычество
  Гунны начинают массовые набеги в Европу (до 453 г.)
  Амвросий становится епископом Медиоланским
  Иероним приступает к латинскому переводу Библии (так наз. Вульгата)
  Обращение Августина
  Император Феодосии запрещает все языческие культы в Римской империи. Разрушение Сарапейона в Александрии
  "Исповедь" Августина
  Разграбление Рима визиготами
413-427 "О граде Божием" Августина
  Смерть Ипатии в Александрии
  Смерть Августина
  Карфаген захвачен вандалами, Запад наводнен варварами
  Гибель Западной Римской империи
  Смерть Прокла – последнего крупного философа-язычника Греции
  Франки при короле Хлодвиге принимают католичество
  Труды Псевдо-Дионисия Ареопагита – христианского неоплатоника
  "Утешение философией" Боэция
  Закрытие Юстинианом платоновской Академии в Афинах Бенедикт Нурсийский основывает на горе Монте-Кассино первый монастырь
590-604 Папство Григория Великого
  Начало мусульманского летосчисления "хиджра"
  "Historia ecclesiastica gentis anglorum" ("Церковная история народа англов") Беды Достопочтенного вводит в обиход летосчисление от Рождества Христова
  Карл Мартелл в битве при Пуатье останавливает рвущиеся в Европу мусульманские полчища
  Алкуин возглавляет "Каролингское возрождение" и кладет "семь свободных искусств" в основу средневекового образования
  Коронация Карла Великого
  "De divisione naturae" ("О разделении природы") Иоанна Скота Эриугены, синтез христианства и неоплатонизма
  Большая часть Европы охвачена христианским влиянием
  Разделение христианской церкви на Западную и Восточную Церкви
  "Размышление о разумности веры" Ансельма Кентерберийского
  Росцеллин проповедует номинализм
  Первый крестовый поход, организованный папой Урбаном II
  "Sic et non" ("Да и нет") Абеляра
  Гуго Сен-Викторский составляет первую средневековую "сумму"
  На латинском Западе заново обнаруживаются сочинения Аристотеля
  Основание Парижского Университета. В Оксфорде и Кембридже складываются интеллектуальные центры. Двор Элеоноры Аквитанской в Пуатье становится центром трубадурской поэзии и образцом придворной жизни
  "Искусство куртуазной любви" Андрея Капеллана
  Иоахим Флорский (акмэ), тринитарная философия истории
  Начинается возведение Шартрского собора
  Франциск Ассизский основывает францисканский орден
  "Парцифаль" Вольфрама фон Эшенбаха
  Подписание Magna Carta – Великой Хартии вольностей
  Доминик основывает доминиканский орден
  Рождение Фомы Аквинского
  Фома Аквинский начинает учиться в Париже у Альберта Великого
  Роджер Бэкон приступает к своим опытным исследованиям в Оксфорде
  Освящение Шартрского собора
  Выдвижение Сигера Брабантского в Париже
1266-1273 "Summa theologica" Аквината
  Смерть Фомы Аквинского
  "Roman de la Rose" ("Роман о Розе") Жана де Мёна
1300-1330 Распространение мистицизма в Рейнских землях, акмэ Майстера Экхарта
  Рождение Петрарки
  Дуне Скот преподает в Париже
  Папская резиденция переносится в Авиньон ("Авиньонское пленение")
1310-1314 "La divina commedia" ("Божественная комедия") Данте
  Оккам преподает в Оксфорде
  Канонизация Фомы Аквинского
1330-1350 Распространение философии Оккама (номинализма) в Оксфорде и Париже
  В Милане появляются первые "общественные" механические часы
  Между Англией и Францией завязывается Столетняя война
  Буридан становится ректором Парижского Университета
  Петрарка увенчивается лавровым венком на Капитолийском холме в Риме как победитель поэтического состязания
1347-1351 По Европе проносится чума (Черная смерть)
  "Декамерон" Боккачо
  "Книга о небесах и о мире" Орема отстаивает теоретическую возможность движения Земли
  "Великий раскол", борьба за власть между папами-соперниками (до 1417)
  Уиклиф обрушивается на церковные злоупотребления и ортодоксальную доктрину
  "Кентерберийские рассказы" Чосера
  "О свободных науках" Берджерио – первый гуманистический трактат об образовании
  Публичное сожжение Яна Гуса – религиозного реформатора
  Жанна д'Арк возглавила борьбу французов против английских захватчиков. "История Флоренции" Бруни – начало историографии Возрождения
  Во Флоренции приходит к власти Козимо из рода Медичи
  В сочинении Альберти "О живописи" систематизируются принципы перспективы
  "Об ученом невежестве" Николая Кузанского. "Об истинном благе" Лоренцо Баллы
  Рождение Леонардо да Винчи
  Падение и захват Константинополя турками-османами, конец Византийской империи
  Выходит в свет гутенберговская Библия, начинается революция печатного станка
  Фичино возглавляет платоновскую Академию во Флоренции
  Во Флоренции приходит к власти Лоренцо Великолепный
  Фичино завершает первый латинский перевод "Диалогов" Платона
  Рождение Коперника
  "Theologica platonica" ("Платоническая теология") Фичино
  Рождение Лютера. "Мадонна в гроте" Леонардо да Винчи
  "Рождение Венеры" Боттичелли
  "De homenis dignitate oratio" ("Речь о достоинстве человека") Пико делла Мирандола
  Колумб приплывает к берегам Америки
  Васко да Гама достигает берегов Индии. Коперник учится в Италии и делает свои первые астрономические наблюдения
  "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи
  "Давид" Микеланджело
  Начинается строительство Собора Святого Петра под руководством Браманте
  "Adagia" ("Адагии") Эразма Роттердамского
1508-1511 "Афинская школа", "Парнас", "Триумф церкви" Рафаэля
1508-1512 Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы
1512-1514 "Commentariolus" Коперника, первый очерк гелиоцентрической теории
  "Государь" Макиавелли
1513-1514 "Рыцарь, смерть и дьявол", "Св. Иероним в келье", "Меланхолия I" Дюрера
  "Утопия" Томаса Мора. Латинский перевод Нового Завета Эразма Роттердамского
  В Виттенберге Лютер излагает свои 95 тезисов. Начало Реформации
  "Свобода христианина" Лютера
  Отлучение Лютера от церкви и вызов, брошенный им императорскому ландтагу в Вормсе
  Эразм выступает в защиту свободы воли и против Лютера
  Парацельс преподает в Базеле
  "Придворный" Кастильоне
  Меланхтон провозглашает "Аугсбургское исповедание" (основы лютеранства)
  "Пантагрюэль" Рабле
  Генрих VIII издает закон о верховенстве английского короля над церковью, отвергающий папский надзор Лютер завершает свой перевод Библии на немецкий язык
  "Духовные упражнения" Игнатия Лойолы
  "Наставление в христианстве" Кальвина
  Утверждение монашеского ордена иезуитов, основанного Лойолой. "Narratio prima" ("Рассказ первый") Ретика – первый опубликованный труд, где излагается коперниковская теория
  "Страшный суд" Микеланджело
  Учреждение римской инквизиции
  "Be revolutionibus orbitum coelestium" ("Об обращениях небесных сфер") Коперника. "О строении человеческого тела" Везалия
1545-1563 Тридентский собор, начало Контрреформации
  "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджио Вазари
  Первая книга месс Палестрины
  Рождение Галилея и Шекспира
  Выдвижение кармелитской реформы св. Терезой Авильской и св. Иоанном Креста
  Тихо Браге наблюдает новые астрономические явления (supernova)
  "Essais" ("Опыты") Монтеня
  Проведение реформы летосчисления и установление григорианского календаря
  "О бесконечности, вселенной и мирах" Бруно
  "Генрих VI" Шекспира
  Рождение Декарта. "Mysterium cosmographicum" ("Космографическая тайна") Кеплера. "Королева фей" Спенсера
  "Опыты" Френсиса Бэкона
  "Гамлет" Шекспира. Инквизиция казнит Джордано Бруно за ересь. "О Магните" Гилберта
  "Об определенных основоположениях астрономии" Кеплера
  "Продвижение учености" Бэкона. "Дон Кихот" Сервантеса
  "Орфей" Монтеверди
  "Astronomia nova" Кеплера, первые два закона движения планет
  Галилей в книге "Sidereus nuncius" ("Звездный вестник") провозглашает свои открытия, сделанные благодаря телескопу
  Появляется авторизованный английский перевод Библии (Библия короля Иакова). "Буря" Шекспира
  Католическая Церковь провозглашает коперниковскую теорию "ложной и ошибочной"
1618-1648 Тридцатилетняя война
  "Harmonia mundi" ("Мировая гармония") Кеплера, третий закон движения планет. Декарт "прорубает окно" в новую науку
  "Novum Organum" ("Новый Органон") Бэкона
  "Испытатель" Галилея. "Mysterium magnum, или Коментарий на первую книгу Бытия" Якоба Бёме
  "О движениях сердца и крови у животных" Гарвея
  "Диалог относительно двух основных мировых систем" Галилея
  Осуждение Галилея инквизицией
  Основание Academie Francsise (Французской академии)
  Основание Гарвардского колледжа
  "Рассуждение о методе" Декарта. "Le Cid" ("Cud") Корнеля
  "Две новые науки" Галилея
  "Августин" Янсения, начало янсенизма во Франции
1642-1648 Гражданская война в Англии
  "Principia philosophiae" ("Начала философии") Декарта. "Areopagitica" Мильтона
  "Христианская астрология" Лилли
  Вестфальский мир возвещает о конце Тридцатилетней войны
  "Левиафан" Гоббса
  Основание Королевского общества. "Новые опыты в физике и механике" Бойля
  "Тартюф" Мольера
1665-1666 Ньютон делает свои первые научные открытия в области математического исчисления
  Хук доказывает механическую теорию планетарного движения. Основание "Academie des sciences" (Академии наук)
  "Потерянный рай" Мильтона
  "Pensees" ("Мысли") Паскаля
  Распространение евангелического пиетизма в Германии
  "Ethica" Спинозы "Федра" Расина. Теория микроскопических организмов Левенгука
1678-1684 "Путешествие пилигрима" Беньяна
  "Критическая история Ветхого Завета" Саймона – начало библейской критики Хейгенс выдвигает волновую теорию света
  "Principia mathematica philosophiae naturalis" ("Математические начала натуральной философии") Ньютона. Во Французской Академии начинаются ссоры сторонников классицизма и новаторов
1688-1689 Победа революции в Англии
  "Опыт о человеческом разуме", "Два трактата о государственном правлении" Локка
  "Dictionnaire historique et critique" ("Исторический и критический словарь") Бейля
  "Оптика" Ньютона
  "Трактат о началах человеческого знания" Беркли
  "Монадология" Лейбница
  "Робинзон Крузо" Дефо
  "Персидские письма" Монтескье
  "Страсти по Иоанну" Баха
  "Scienza nuova" ("Основания новой науки об общей природе нации") Вико
  "Путешествия Гулливера" Свифта
  "Lettres philosophiques" ("Философские письма") Вольтера
1733-1734 "Опыт о человеке" Попа. Джонатан Эдвардс (акмэ), начало Великого Пробуждения в американских колониях
  "Systema naturae" ("Система природы") Линнея
  Уэсли создает протестантское методистское течение в англиканской церкви
  "Памела" Ричардсона
  "Мессия" Генделя
  "L'homme-machine" ("Человек-машина") Ламетри
  "Исследование касательно человеческого умопостижения" Юма. "О духе законов" Монтескье
  Рождение Гете. "Том Джонс Найденыш" Филдинга
  "Discours sur les sciences et les arts" ("Рассуждение о науках и искусствах") Руссо
  Начинается издание "Encyclopedic" во главе с Дидро и д'Аламбером. "Опыты и наблюдения над электричеством" Франклина
  "Словарь английского языка" Джонсона
  "Опыт о поведении и привычках различных народов" Вольтера
  "Тристрам Шенди" Стерна. "Кандид" Вольтера
  "Эмиль", "Общественный договор" Руссо
  "История античного искусства" Винкельмана. Новое пробуждение вкуса к искусству и культуре классической Греции в Европе
1769-1770 Рождение Бетховена, Гегеля, Наполеона, Гёльдерлина, Дордсворта
  "Systeme de la nature" Гольбаха
  "Истинная христианская религия" Сведенборга
  "Страдания юного Вертера" Гете
  Начало американской революции
  Джефферсон и другие готовят Декларацию независимости. "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адама Смита. "История упадка и разрушения Римской империи" Гиббона
  "Epoques de la nature" Бюффона
  "Диалог касательно естественной религии" Юма
  "Воспитание рода человеческого" Лессинга
  "Критика чистого разума" Канта. Гершель впервые со времен античности открывает новую планету – Уран
  "Идеи к философии истории человечества" Гердера
  "Don Giovanni" ("Дон Жуан") Моцарта
1787-1788 "Федералистские газеты" Мэдисона, Гамильтона и Джея
  "Критика практического разума" Канта. Симфония "Юпитер" Моцарта
  Начало Французской революции. Декларация прав человека и гражданина. "Песни неведения" Блейка. "Трактат о началах химии" Лавуазье. "Принципы морали и законодательства" Бентама
  "Метаморфоза растений" Гете. "Критика суждения" Канта. "Размышления о революции во Франции" Бёрка
  "Оправдание прав женщин" Вольстонкрафт
  "Бракосочетание рая и ада" Блейка
  "Письма об эстетическом воспитании человечества" Шиллера. "Эскиз исторической картины человеческого разума" Кондорсе. "Теория Земли" Хаттона
  "Exposition du systeme du monde" ("Изложение мировой системы") Лапласа
  "Гиперион" Гёльдерлина
  "Лирические баллады" Вордсворта и Кольриджа. Братья Шлегели начинают выпускать журнал "Атенеум". "Опыт о принципе народонаселения" Мальтуса
  Наполеон становится первым консулом Франции. "О религии: речи, обращенные к тем, кто презирает ее с позиций культуры" Шлейермахера
  "Призвание человека" Фихте. "Система трансцендентального идеализма" Шеллинга
  "Генрих фон Офтердинген" Новалиса
  Дальтон выдвигает атомную теорию материи
1803-1804 "Героическая симфония" Бетховена
  "Феноменология духа" Гегеля. Ода "Откровение бессмертия" Вордсворта
  "Фауст" (часть I) Гете
  "Philosophic zoologique" Ламарка
  "De L'Allemagne" ("О Германии") мадам де Сталь
  "Гордость и предубеждение" Джейн Остен
  "Уэверли" Вальтера Скотта
  Битва при Ватерлоо, Венский конгресс
  "Поэмы" Китса. "Biographia Literaria" ("Литературная биография") Кольриджа. "Принципы политической экономии и налогообложения" Рикардо. "Энциклопедия философских наук" Гегеля
  "Мир как воля и представление" Шопенгауэра
  "Прометей освобожденный" Шелли
  "De L 'amour" ("О любви") Стендаля. "Аналитическая теория тепла" Ж.Фурье
  9-я симфония Бетховена. "Дон Жуан" Байрона Гаусс постулирует принципы неевклидовой геометрии
  Бальзак приступает к "La comedie humaine" ("Человеческая комедия")
  "Le rouge et te noir" ("Красное и черное") Стендаля. "Cours de philosophic positive" ("Лекции по философии позитивизма") Конта. "Symphonie fantastique" ("Фантастическая симфония") Берлиоза
  "Евгений Онегин" Пушкина. "Notre-Dame de Paris" ("Собор Парижской Богоматери") "Feuilles d'automne" ("Осенние листья") Гюго. Открытие Фарадеем электромагнитной индукции. Дарвин отправляется в трехлетнее плавание на борту судна "Beagle" ("Гончая")
  "Фауст" (часть II) Гете "Индиана" Жорж Санд
  "Начала геологии" Лайелла. Эмерсон совершает путешествие в Европу, встречается с Кольриджем и Карлейлем
  "Sartor Resartus" Карлейля.
  "Жизнь Иисуса" Штрауса. "Демократия в Америке" Токвиля. Бэббидж формирует идею вычислительной машины с ручными клавишами
  "Природа" Эмерсона – основоположника американского трансцендентализма
  Обращение Эмерсона "Американский ученый". "Посмертные записки Пиквикского клуба" Диккенса
  "Сущность христианства" Фейербаха
  "Или – или", "Страх и трепет" Кьеркегора. "Логическая система" Милля. "Современные художники" Рескина
  Рождение Ницше. "Опыты" Эмерсона
  "Женщина в XIX веке" Фуллер. "Рассказы" Эдгара По. "Die heilige Familie" ("Святое семейство") Маркса и Энгельса
  "Коммунистический манифест" Маркса и Энгельса. Во всей Европе вспыхивают революции. В США начинается женское движение суфражисток
  Клаузиус формирует концепцию энтропии. Второй закон термодинамики. "Алая буква" Готорна
  "Моби Дик" Мелвилла. Большая Выставка в Лондоне
  "Уолден, или Жизнь в лесу" Торо
  "Листья травы" Уитмена
  "Госпожа Бовари" Флобера. "Lesfleurs du mal" ("Цветы зла") Бодлера
  Дарвин и Уоллес выдвигают теорию естественного отбора
  "Происхождение видов" Дарвина. "О свободе" Милля. "Тристан и Изольда" Вагнера
  "Культура эпохи Возрождения в Италии" Буркхардта. Оксфордские дебаты об эволюции между Уилберфорсом и Гексли
  "Материнское право" Бахофена
1861-1865 Гражданская война в США
  "Les miserables" ("Отверженные") Гюго
  Отмена рабства, геттисбергское обращение Линкольна
  Мендель выдвигает теорию генетической наследственности
  "Общая морфология организмов" Геккеля. "Преступление и наказание" Достоевского
  "Das Kapital" ("Капитал") Маркса
  "Война и мир" Толстого. "Культура и анархия" Арнолда
  "Происхождение человека" Дарвина
  "Die Geburt der Tragoedie aus dem Geiste der Musik" ("Рождение трагедии из духа музыки") Ницше. "Impression" ("Впечатление: Восход солнца") Моне. "Миддлмарч" Джордж Элиот
  "Трактат об электричестве и магнетизме" Максвелла
  Блаватская основывает Теософское Общество
  Пирс публикует первые статьи по прагматизму
  Вундт основывает первую лабораторию экспериментальной психологии
  Эдисон изобретает угольную нить накаливания для электрической лампочки. "Begriffschrift" ("Запись в понятиях") Фреге закладывает начала современной логики. "Кукольный дом" Ибсена
  "Братья Карамазовы" Достоевского
  "Всеобщая история" Ранке
  "Введение в гуманитарные науки" Дильтея
1883-1884 "Also sprach Zarathustra" ("Так говорил Заратустра") Ницше
  "Приключения Гекльберри Финна" Марка Твена
  "Illuminations" ("Озарения") Рембо. "Jenseits von Gut und Böse" ("По ту сторону добра и зла") Ницше. "Анализ ощущений" Маха
  Опыт Михельсона-Морли
  "Звездная ночь" Ван Гога
  "Основы психологии" Уильяма Джеймса. "Золотая ветвь" Фрэзера
1891-1893 "Царство Божие внутри вас" Толстого
  "Видимость и действительность" Брэдли
  "Философия свободы" Штайнера. "Основы механики" Герца
  "Как важно быть серьезным" Уайльда. "Правила социологического метода" Дюркгейма
  Открытие Беккерелем радиоактивности урана. "Ubu Roi" ("Король Юбю") Жарри. "Чайка" Чехова
  "Воля к вере" Джемса
  Живописная серия Сезанна "Mont Sainte-Victoire" ("Гора Сент-Виктуар")
  Смерть Ницше. "Traumdeutung" ("Толкование сновидений") Фрейда. Планк закладывает основы квантовой физики. "Логические исследования" Гуссерля – начало феноменологии. Возрождение интереса к генетике Менделя
  "Посланцы" Генри Джеймса
  "Многообразие религиозного опыта" Уильяма Джемса
  "Опровержение идеализма" и "Principia ethica" ("Основы этики") Мура. "Человек и сверхчеловек" Бернарда Шоу. Братья Райт совершают первый полет на моторном аэроплане
  Записки Эйнштейна по специальной теории относительности, о фотоэлектрическом эффекте, броуновском движении. "Три Очерка по теории сексуальности" Фрейда. "Протестантская этика и дух капитализма" Вебера
  "La theorie physique" Дюэма. Махатма Ганди развивает учение о ненасильственной борьбе за независимость
  "Прагматизм" Уильяма Джемса. "d'Evolution creatrice" ("Творческая эволюция") Бергсона. "Les demoiselles d'Avignon" ("Авиньонские девушки") Пикассо. "Буддизм Махаяны" Судзуки представляет буддизм Западу
  Первое атональное сочинение Шёнберга
1910-1913 "Principia mathematica" Рассела и Уайтхеда
  "Психология бессознательного" Юнга; отрыв от Фрейда. Вегенер выдвигает теорию дрейфа материков
  Штайнер основывает антропософию. "Ver Sacrum" ("Весна священная") Стравинского. "A la recherche du temps perdu" ("В поисках утраченного времени") Пруста. "Сыновья и любовники" Д.Г.Лоуренса. "Del sentimiento tragico de la vida en los hombres у en los pueblos" ("Трагическое чувство жизни у людей и народов") Унамуно. "Загадка христианства" Ройса. Форд налаживает массовое производство автомобилей
  "Портрет художника в юности" Джойса. "Процесс" Кафки
1914-1918 Первая мировая война
  "Cours de linguistique generate" ("Курс общей лингвистики") Фердинанда де Соссюра
  Общая теория относительности Эйнштейна
  "Священное" Отто. Русская революция
  "Der Untergang des Abendlandes" ("Закат Европы") Освальда Шпенглера
  Экспериментальное подтверждение общей теории относительности. "Психология с поведенческой точки зрения" Уотсона. "Послание к римлянам" Карла Барта
  "Второе пришествие" Йитса. "По ту сторону принципа удовольствия" Фрейда. Первое общественное радиовещание
  "Анализ мышления" Бертрана Рассела. "Tractatus logico-philosophicus" Витгенштейна
  "Бесплодная земля" Т.С.Элиота. "Улисс" Джойса. "Хозяйство и общество" Вебера
  "Дуинские элегии" Рильке. "Harmonium" У.Стивенса "Я и Оно" Фрейда. "Я и Ты" Бубера. "Скептицизм и животная вера" Сантаяны. "Условные рефлексы" Павлова
  "Речь и мышление ребенка" Пиаже. "Родовая травма" Ранка. "Волшебная гора" Томаса Манна
  "Видение" Йитса. "Опыт и природа" Дьюи. "Наука и современный мир" Уайтхеда
  Шрёдингер выводит волновое уравнение, объясняющее квантовую механику
  Гейзенберг формулирует принцип неопределенности. Бор формулирует принцип дополнительности. Леметр выдвигает теорию "Большого взрыва". "Sein und Zeit" ("Время и бытие") Хайдеггера. "Будущее одной иллюзии" Фрейда. "Die Funktion des Orgasmus" ("Функция оргазма") Райха. "Der Steppenwolf" ("Степной волк") Гессе
  "Башня" Йитса. "Логическая структура мира" Карнапа. "Проблема души современного человека" Юнга
  "Процесс и реальность" Уайтхеда. Манифест Венского кружка: "Научное миропонимание". "Шум и ярость" Фолкнера. "Своя комната" Вирджинии Вульф
  "Неудовлетворенность в культуре" Фрейда. "Восстание масс" Ортеги-и-Гасета. "Историчность человека и веры" Бультмана
  Теорема Гёделя доказывает неразрешимость утверждений в формализованных математических системах. "Философия символических форм" Кассирера
  "Philosophie" Ясперса. "Детский психоанализ" Марии Клейн
  В Германии приходит к власти Гитлер
  "Изучение истории" Тойнби. "Логика научного открытия" Поппера. "Архетипы коллективного бессознательного" Юнга. "Техника и цивилизация" Мамфорда
  "Великая цепь бытия" Лавджоя. "Язык, истина и логика" Эйера. "Общая теория занятости, прибыли и денег" Кейнеса
  "Ego и защитные механизмы" Анны Фрейд. "Об исчислимых множествах" Тьюринга
  "Жизнь Галилея" Брехта. Открытие расщепления атомного ядра. "Тошнота" Сартра
  Смерть Фрейда
1939-1945 Вторая мировая война. Холокост
  "Опыт о метафизике" Коллингвуда
  "Природа и назначение человека" Нибура. "Бегство от свободы" Фромма. "Ficciones" ("Книга вымыслов") Борхеса
  "Посторонний" и "Миф о Сизифе" Камю
  "Бытие и ничто" Сартра "Четыре квартета" Т. С. Элиота
  "Phenomenologie de la perception" ("Феноменология восприятия") Мерло-Понти. "Что такое жизнь?" Шрёдингера. На Хиросиму и Нагасаки сброшены атомные бомбы. Основание Организации Объединенных Наций
1946-1948 Начало "холодной войны". Подъем общественного телевизионного вешания. Появление первых электронных компьютеров с ручной клавиатурой
  Первые абстрактные полотна Поллока (методом дриппинга, то есть разбрызгивания красок)
  &quo

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow