Динамика научного знания

Ключевые понятия и термины: традиция и новация в науке, логика научного познания, гипотеза.

Выше были кратко рассмотрены три модели развития научного знания (эмпиризм, теоретизм, проблематизм). Теперь остановимся на том, каковы основные ситуации, стимулирующие его прирост для самой науки. В качестве таковых выделяют: 1) взаимодействие картины мира и опытных данных; 2) построение первичных теоретических схем; 3) появление развитой теории.

Начнем с первого. Непосредственное взаимодействие опытных фактов и имеющейся картиной мира происходит в двух случаях: в период становления новой научной дисциплины (отрасли знания), либо уже в развитой науке при столкновении с радикально новыми явлениями, не вписывающимися в существующие ее теории. В подобной ситуации специальная научная картина мира целенаправляет ход проведения новых наблюдений и экспериментов, результаты которых оказывают на нее обратное воздействие, приводя к существенным корректировкам. В итоге складывается уточненная, более адекватная картина мира, структура которой определяется данными, обладающими опытным обоснованием. Причем, если иметь ввиду становление классического естествознания XVII в., то теоретической базой для него выступали натурфилософские и религиозные концепции о сущности природы, поскольку о собственно научной картине мира до этого момента говорить позволительно с большой долей условности. После же появления первой научной – механической картины мира XVII в. - она становится теоретическим основанием, образцом, с ориентацией на который строят представления о собственных областях исследования остальные науки (химия, астрономия и др.). В дальнейшем, по мере развития конкретных наук, обращение к картине мира происходит при обнаружении объектов и явлений, не находящих объяснений с позиций сложившихся теорий, а последняя используется в качестве определяющей научно-исследовательской программы, что характерно как для естественных, так и социально-гуманитарных отраслей знания.

Для второй ситуации характерна иная эвристическая методология. Построение частных эмпирических схем и законов в развитых науках (т.е. когда речь не идет о столкновениями с неизвестными явлениями), происходит через первичную разработку теоретических схем – гипотетических моделей, которые далее проверяются и обосновываются опытом. Подчеркиваем, только ранним стадиям научного исследования свойственна формулировка теоретических моделей на основании непосредственно опыта, на развитых же стадиях науки новые теоретические схемы конструируются за счет теоретического введения идеализированных объектов, которые заимствуются из других областей знания, а затем включаются в новую «сетку связей» (т.е модель строится «сверху» по отношению к опыту, например, построение планетарной модели атома физиком Х. Нагаокой в 1904 г. с использованием аналогии вращения колец и спутников вокруг Сатурна). Разумеется, данные абстрактные объекты в новой сетке связей наделяются (изначально сугубо гипотетически) новыми дополнительными качествами и признаками, и естественно подобные допущения нуждаются в специальном обосновании. Данное обоснование проводится уже «снизу», т.е. в рамках мысленных экспериментов, условия которых максимально приближаются к условиям реальных ситуаций, тем самым, которая и должна объяснить выдвигаемая теоретическая модель. Затем происходит выбраковка новых допущенных признаков абстрактных объектов (если на таковую необходимость указывают полученные данные) и замена их новыми до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое соответствие допущенных свойств тем, которые уже подтверждены предшествующим опытом (в областях заимствования). Полученная в итоге адекватная теоретическая схема называется конструктивно обоснованной.

Следующим шагом является сопоставление конструктивно обоснованной схемы с картиной мира, что приводит к коррекции и развитию последней. Таким образом, производство нового научного знания представляется в виде круговой траектории, по которой движется исследовательская мысль: от оснований науки (в первую очередь от признанных представлений картины мира) к гипотетическим теоретическим моделям (схемам), которые, адаптируясь к тому опытному материалу, который они призваны объяснить, перестраиваются, уточняются и далее заново сопоставляются с картиной мира, оказывая на нее активное обратное влияние.

Наконец, третья ситуация - пострение развитых теорий. В классической науке подобные теории создавались за счет простого приема, исходя из принципа «сумматизма», т.е. за счет обобщения и синтеза частных теорий. С развитием науки меняется и стратегия научного поиска. Возрастает объем коллективных разработок (в сравнении с классическим периодом, когда те же гипотезы являлись продуктом творчества отдельного ученого, хотя и в данном случае говорить об индивидуализме можно лишь в относительном смысле). В процедуру формирования гипотезы все более включается общекультурный материал, прежде всего это устойчивые образцы или матрицы эвристической деятельности (американский теоретик науки Т. Кун акцентирует важность именно этого подхода в процессе выдвижения новых гипотез и их обоснования – решения «по аналогии»). Еще одна отличительная черта – привлечение математических гипотез, т.е. построение теории начинается с формирования ее математического понятийного выражения, после чего создается адекватная, интерпретирующая ее теоретическая схема. Последующий опыт «снизу» уже обеспечивает проверку всего комплекса – системы уравнений плюс их интерпретация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: