Христианские философы

Изображение Имя Годы жизни Описание
Блаженный Августин 354—430 Аврелий Августин родился в Нумидии, в области Северной Африки, которая входила в Римскую Империю. Став свидетелем разрушения своей родины, Августин искал утешение в религии. Попробовав манихейство и различные неоплатонические группы, Августин остановился на христианстве. Августин в течение многих лет пытался интегрировать непротиворечащие Библии элементыплатонизма в христианство. Его наиболее важным вкладом в философию считается разработка теории творения «из ничего» (англ.)русск.. Объясняя, почему Господь создал мир в этот момент времени, а не в другой, Августин утверждал, что Бог существует вне времени и создал время одновременно с сотворением мира. Концепция времени Августина была линейной, то есть близкой к современной, и отличалась от типичной концепции времени первобытных народов, которые видят время как вечный круговорот. В конце жизни сталепископом и преследовал неоплатоников как еретиков.[15][16]
Боэций 480—524 Боэций происходил из знатного рода, занимал видные государственные посты в Риме. Перевёл на латынь часть геометрии Эвклида и несколько трактатов Аристотеля, которые много веков оставались единственными источниками Аристотеля в Европе. Был обвинён вколдовстве и государственной измене, подвергнут пыткам и казнён. В ожидании казни, находясь в тюрьме, написал книгу «Утешение философией» (англ.)русск., которая стала одним из самых влиятельный произведений Средневековья. Боэций в этом произведении во многом с позиций платонизма обсуждает вопросы веры и причинности.[17][18]
Пётр Дамиани 1007—1072 Пётр Дамиани родился в Равенне и сделал удачную церковную карьеру, став сначала епископом, а затем кардиналом. Около 1050 года в католической церкви шла дискуссия о допустимости использования логических рассуждений, названных у Аристотеля «диалектикой», для анализа Библии и церковных обрядов. Дамиани занял крайнюю позицию в этой дискуссии и написал сочинение, где указал, что использование логики и диалектики недопустимо вообще, а кроме этого, и светская власть, и философия должны подчиняться Папе. Формула «Философия — есть служанка теологии», многократно цитируемая впоследствии как христианскими схоластическими философами, так и современными философами, происходит из этого сочинения.[19][20]
Ансельм 1033—1109 Ансельм родился в итальянской Аосте, стал католическим священником. Придерживался сходных с Августином взглядов. В 1093 году Ансельм был назначен Папой на должность архиепископа Кентерберийского — на высший церковный пост в Англии. Ансельм известен первым онтологическим доказательством существования Бога и считается одним из отцов схоластической традициикатолической церкви. Доказательство Ансельма было неоднократно опровергнуто, например, Иммануилом Кантом.[21][22]
Пьер Абеляр 1079—1142 Абеляр был французским католиком, родившимся в обеспеченой семье в Бретани. Абеляр отказался от наследства в пользу младших братьев, так как хотел заниматься философией. Он переехал в Париж, получил хорошее образование, изучал Аристотеля. Написал ряд философско-теологических сочинений «Введение в теологию», «Христианская теология», «Познай самого себя», «Да и нет» и другие, а также произносил хорошие речи, открыл школу и имел много учеников. Искренне верил в бога и полагал, что вера в Господа должа быть не слепой, а убеждённой. В 1140 году съезд католических высших иерархов осудил взгляды Абеляра, и он был осуждён папой Иннокентием II на вечное заточение в монастырь, причём по приговору должен был сам сжечь свои книги. Абеляр также стал известен в связи с тайной женитьбой на своей ученице Элоизе, которую они долгое время сохраняли в тайне. Впоследствии мотив связи Абеляра и Элоизы нашёл широкое освещение в искусстве.[23][24]
Фома Аквинский 1226—1274 Фома Аквинский родился в Неаполитанском королевстве, учился в местном университете. В 19 лет, несмотря на протесты семьи, постригся в монахи. Долгое время преподавал теологию в Сорбонне. В середине XIII века Католическая церковь была обеспокоена влиянием исламских интерпретаций Аристотеля. Во время одного из крестовых подходов у арабов были добыты сочинения Аристотеля, и в 1256 году по поручению папской курии Фома Аквинский получил к ним доступ, чтобы выработать идеологию противостояния одному из влиятельных исламских философов, Авероэссу. Фома Аквинский написал трактат «О единстве разума против Аверроэса», а затем крупное произведение «Сумма теологии», куда вошли его знаменитые пять доказательств бытия божего (англ.)русск. и одобренная церковью интеграция аристотелизма и христианства. Философия Фомы Аквинского по сей день остаётся официальной философией Католицизма.[25][26]
Уильям Оккам 1285—1349 Уильям Оккам родился в Англии, учился в Оксфорде, затем проподавал философию в францисканской школе. В Англии опубликовал свои самые значительные произведения. Оккам придерживался номинализма, полагал, что аристотелевских универсалий (англ.)русск. на самой деле не существует, существуют лишь единичные вещи, а универсалии — плод человеческого воображения. Из его работ и под его именем стал широко известен обычно применяемый в науках принцип «бритвы Оккама», выражающийся в формуле «Сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип, однако, встречается ещё у Аристотеля. В 1324 году Оккам был вызван в Авиньон папой Иоанном XXII, где был обвинён в ереси, отлучён от церкви и помещён под домашний арест. Через 4 года Оккам смог бежать в Мюнхен под покровительство противника папы, Людовика IV, однако новых значительных сочинений уже не написал.[27][28]
  Буридан 1300—1358  
  Эриугена    
  Роджер Бэкон    
  Дунс Скот    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: