Научные традиции и научные революции

Проблемы традиций как основного фактора развития наукивпервые были рассмотрены в трудах Т. Куна. Под традицией (от лат. - передача) понимается передача от поколения к поколению и элементов социального и культурного опыта социальных групп и общностей. Традиция – это выражение всего относительно устойчивого в общественной жизни и культуре. Она включает в себя как содержание различных сфер общества, так и механизм их преемственного развития, форму закрепления и сохранения социокультурного опыта.

Традиции живут, постоянно обновляясь. Однако, несмотря на их способность адаптироваться к инновациям, обретая, тем самым вторую жизнь, существует вариант, когда традиции могут подавлять инновации, задерживая процесс развития. Неодолимость нового обусловлена неспособностью старого обеспечить потребности развития общественной системы. Однако возникновение нового всегда сопряжено с ломкой барьеров, выстроенных традициями. Сказанное в полной мере относится и к развитию науки.

Традиционная наука, как известно, работает «под крышей» определенной, уже устоявшейся парадигмы[2]. Каким же образом новое утверждает себя в этих условиях? Т.Кун, в частности, отмечает, что, действуя по правилам господствующей парадигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые необъяснимы в рамках этой парадигмы. В связи с этим возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения. Например, физики в камере Вильсона, желая увидеть след электрона, вдруг обнаружили, что этот след имеет форму развилки. Это не соответствовало их ожиданиям, поэтому они объяснили увиденное погрешностями эксперимента. На самом же деле за увиденным явлением просматривалось открытие позитрона. Под напором новых фактов, которые не укладывались в рамки старого понимания, произошло изменение существующей парадигмы, т.е. фактически произошла научная революция.

Научные революции это те этапы развития науки, на которых происходит смена исследовательских стратегий, за­даваемых ее основаниями идеалами и мето­дами исследования,сложившейся научной карти­ной мира, философскими идеями и принципами, обосновываю­щими цели, методы, нормы и иде­алы научного исследования.

Как и почему происходят научные революции? Т. Кун делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки» и научной революции. В период «нормальной науки» подавляющее число представителей научного сообщества принимает опреде­ленную парадигму и в её рамках решает стоящие перед ними научные задачи. Однако период «нормальной науки» заканчи­вается, когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках сущест­вующей парадигмы. Тогда она «взрывается», и ей на смену приходит новая парадиг­ма.

В истории науки можно выделить четыре научные революции. Первой была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Ее идеалом было получение абсолютно истинных знаний о при­роде. При этом метод познаниясводился, по сути, к поиску жестких и однозначных причин, детерминирующих наблюдаемые явле­ния, в связи с чем науч­ная картина мираносила механистический характер. Философские основания классическая наука на­ходила в идеях и принципах материализма, рассматривавшего познание как отражение в разуме по­знающего субъекта свойств объек­тов, существующих вне и независимо от субъекта.

Вторая научная революцияпроизошла в кон­це XVIII – первой половине XIX вв. и ее ре­зультатом был переход от классической науки, ориентированной в основ­ном на изучение механических и фи­зических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Эта революция была вызвана появлением принципи­ально новых, не имеющих места в классической науке, объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов научного исследования. Рождение биологии, химии, геоло­гии и др. наук, вносящих в картину мира идею развития, способствовало тому, что механистическая картина мира перестает быть об­щенаучной и общемировоз­зренческой. Специфика объектов, изучаемых в этих науках, не могла быть выражена с помощью методов ис­следова­ния классической науки, поэтому нужны были новые идеалы объяс­нения, учитывающие идею развития.

Происходят изменения и в философских основаниях на­уки. Центральными в философии в этот период становятся вопросы дифференциации и интеграции научного знания, полученного в разных дисципли­нах, соотноше­ния различных методов научного исследования, класси­фикация наук и поиск критериев научности знания. Однако, как считает известный философ В. С. Степин, познава­тельные уста­новки классической науки в период станов­ления дисциплинарно организованной науки все же не пре­терпели существенных изменений.

Третья научная революцияохватывает период с конца XIX в. до се­редины XX в. Революционные преобразования про­изош­ли сразу во многих науках: в физике были разработаны ре­лятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. Возникают новые от­расли научного знания – кибернетика, теория систем и др. В результате сформировалось новая, неклассическая наука, основания которой ради­кально отличались от оснований классической науки.

Идеалы и нормы неклассической наукибазировались на отрицании разумно-логического содержания онтологии, способности разума строить единственно верную идеаль­ную модель реальности, позволяющую получать един­ственно истинную теорию. Допускалась возможность при­знавать истинность сразу нескольких теорий. Изменяется и идеал объяснения и описания. Если в клас­сической науке объяснению приписывалась спо­собность давать характеристику объекта, как он существует «сам по себе», то внеклассической науке вкачестве необхо­димого условия объективности объяснения и описания выдвигалось тре­бование учитывать ификсировать факт взаимодействия объекта с приборами, с помощью которых он исследовал­ся. Наука признала, что мыш­лению объект не дан вего «природно-девственном», первозданном состоянии: оно изучает не объект, как он есть «сам по себе», а как он является в наблюдении его взаимодействия с прибором. Возникла соответствующая неклассическому естествоз­нанию картина мира, вкоторой появилось пред­ставление о природе как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.

Изменились и философские основания науки. Фило­софия ввела в систему таких оснований идею ис­торической изменчивости научного знания, признала от­носительность истины, разработала представление об активности субъекта познания. Суще­ственные изменения претерпели многие фи­лософские категории, с помощью которых философия решала про­блемы научного познания. Это относится к категориям часть, целое, причина, случайность, необходимость и т. д. Изменение их содержания обусловлива­лось обнаружени­ем того факта, что сложные системы не подчиня­ются, например, классическому принципу, согласно кото­рому целое есть сумма его частей, а целое всегда больше его части. Стало ясно, что в сложных системах це­лое и часть находятся в более сложных взаимоотношениях. Боль­шое внимание стало уде­ляться категории случайность, ибо наука открыла огромную роль случайности в становлении законов необхо­димости.

Четвертая научная революцияначалась в последней тре­ти XX вв. и сопровождалась появлением пост­неклассической науки. Объектами исследования на этом этапе разви­тия науки становятся сложные сис­темные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием.Научное исследование таких систем тре­бует принципи­ально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике, о которой речь пойдет в четвертом во­просе данной лекции.

Следует отметить и еще одну существенную особенность норм и идеаловпостнеклассической науки, в частности то, что описание и объяснение ис­следуемого объекта не может быть ценно­стно-нейтральным. В составе объективно истинного анализа должны присутствовать аксиологические факторы, а ориентация на истинность будет соотноситься с этическими и гума­нистическими принципами.

По-новому строятся и философские основанияпостне­классической науки. Философия фиксирует зави­симость научного познания от социальности и состояния культу­ры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями, а также признает историческую изменчивость онто­логических допущений, идеалов и норм по­знания. Многие особенности философских оснований постнеклассичес­кой науки выражены в философии по­стмодерна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: