Проблемы традиций как основного фактора развития наукивпервые были рассмотрены в трудах Т. Куна. Под традицией (от лат. - передача) понимается передача от поколения к поколению и элементов социального и культурного опыта социальных групп и общностей. Традиция – это выражение всего относительно устойчивого в общественной жизни и культуре. Она включает в себя как содержание различных сфер общества, так и механизм их преемственного развития, форму закрепления и сохранения социокультурного опыта.
Традиции живут, постоянно обновляясь. Однако, несмотря на их способность адаптироваться к инновациям, обретая, тем самым вторую жизнь, существует вариант, когда традиции могут подавлять инновации, задерживая процесс развития. Неодолимость нового обусловлена неспособностью старого обеспечить потребности развития общественной системы. Однако возникновение нового всегда сопряжено с ломкой барьеров, выстроенных традициями. Сказанное в полной мере относится и к развитию науки.
|
|
Традиционная наука, как известно, работает «под крышей» определенной, уже устоявшейся парадигмы[2]. Каким же образом новое утверждает себя в этих условиях? Т.Кун, в частности, отмечает, что, действуя по правилам господствующей парадигмы, ученый случайно и побочным образом наталкивается на такие факты и явления, которые необъяснимы в рамках этой парадигмы. В связи с этим возникает необходимость изменить правила научного исследования и объяснения. Например, физики в камере Вильсона, желая увидеть след электрона, вдруг обнаружили, что этот след имеет форму развилки. Это не соответствовало их ожиданиям, поэтому они объяснили увиденное погрешностями эксперимента. На самом же деле за увиденным явлением просматривалось открытие позитрона. Под напором новых фактов, которые не укладывались в рамки старого понимания, произошло изменение существующей парадигмы, т.е. фактически произошла научная революция.
Научные революции – это те этапы развития науки, на которых происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями – идеалами и методами исследования,сложившейся научной картиной мира, философскими идеями и принципами, обосновывающими цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.
Как и почему происходят научные революции? Т. Кун делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки» и научной революции. В период «нормальной науки» подавляющее число представителей научного сообщества принимает определенную парадигму и в её рамках решает стоящие перед ними научные задачи. Однако период «нормальной науки» заканчивается, когда появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках существующей парадигмы. Тогда она «взрывается», и ей на смену приходит новая парадигма.
|
|
В истории науки можно выделить четыре научные революции. Первой была революция XVII в., ознаменовавшая собой становление классической науки. Ее идеалом было получение абсолютно истинных знаний о природе. При этом метод познаниясводился, по сути, к поиску жестких и однозначных причин, детерминирующих наблюдаемые явления, в связи с чем научная картина мираносила механистический характер. Философские основания классическая наука находила в идеях и принципах материализма, рассматривавшего познание как отражение в разуме познающего субъекта свойств объектов, существующих вне и независимо от субъекта.
Вторая научная революцияпроизошла в конце XVIII – первой половине XIX вв. и ее результатом был переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Эта революция была вызвана появлением принципиально новых, не имеющих места в классической науке, объектов исследования, что и повлекло изменения норм, идеалов, методов научного исследования. Рождение биологии, химии, геологии и др. наук, вносящих в картину мира идею развития, способствовало тому, что механистическая картина мира перестает быть общенаучной и общемировоззренческой. Специфика объектов, изучаемых в этих науках, не могла быть выражена с помощью методов исследования классической науки, поэтому нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития.
Происходят изменения и в философских основаниях науки. Центральными в философии в этот период становятся вопросы дифференциации и интеграции научного знания, полученного в разных дисциплинах, соотношения различных методов научного исследования, классификация наук и поиск критериев научности знания. Однако, как считает известный философ В. С. Степин, познавательные установки классической науки в период становления дисциплинарно организованной науки все же не претерпели существенных изменений.
Третья научная революцияохватывает период с конца XIX в. до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии – генетика, в химии – квантовая химия и т.д. Возникают новые отрасли научного знания – кибернетика, теория систем и др. В результате сформировалось новая, неклассическая наука, основания которой радикально отличались от оснований классической науки.
Идеалы и нормы неклассической наукибазировались на отрицании разумно-логического содержания онтологии, способности разума строить единственно верную идеальную модель реальности, позволяющую получать единственно истинную теорию. Допускалась возможность признавать истинность сразу нескольких теорий. Изменяется и идеал объяснения и описания. Если в классической науке объяснению приписывалась способность давать характеристику объекта, как он существует «сам по себе», то внеклассической науке вкачестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигалось требование учитывать ификсировать факт взаимодействия объекта с приборами, с помощью которых он исследовался. Наука признала, что мышлению объект не дан вего «природно-девственном», первозданном состоянии: оно изучает не объект, как он есть «сам по себе», а как он является в наблюдении его взаимодействия с прибором. Возникла соответствующая неклассическому естествознанию картина мира, вкоторой появилось представление о природе как сложном динамическом и иерархизированном единстве саморегулирующихся систем.
|
|
Изменились и философские основания науки. Философия ввела в систему таких оснований идею исторической изменчивости научного знания, признала относительность истины, разработала представление об активности субъекта познания. Существенные изменения претерпели многие философские категории, с помощью которых философия решала проблемы научного познания. Это относится к категориям часть, целое, причина, случайность, необходимость и т. д. Изменение их содержания обусловливалось обнаружением того факта, что сложные системы не подчиняются, например, классическому принципу, согласно которому целое есть сумма его частей, а целое всегда больше его части. Стало ясно, что в сложных системах целое и часть находятся в более сложных взаимоотношениях. Большое внимание стало уделяться категории случайность, ибо наука открыла огромную роль случайности в становлении законов необходимости.
Четвертая научная революцияначалась в последней трети XX вв. и сопровождалась появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки становятся сложные системные образования, которые характеризуются уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием.Научное исследование таких систем требует принципиально новых стратегий, которые частично разработаны в синергетике, о которой речь пойдет в четвертом вопросе данной лекции.
Следует отметить и еще одну существенную особенность норм и идеаловпостнеклассической науки, в частности то, что описание и объяснение исследуемого объекта не может быть ценностно-нейтральным. В составе объективно истинного анализа должны присутствовать аксиологические факторы, а ориентация на истинность будет соотноситься с этическими и гуманистическими принципами.
По-новому строятся и философские основанияпостнеклассической науки. Философия фиксирует зависимость научного познания от социальности и состояния культуры, с ее ценностными и мировоззренческими ориентациями, а также признает историческую изменчивость онтологических допущений, идеалов и норм познания. Многие особенности философских оснований постнеклассической науки выражены в философии постмодерна.
|
|