Важнейший блок оснований науки образуют философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления о научной картине мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру.
Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом научной картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования. Например, когда Фарадей обнаружил в опытах электрические и магнитные силовые линии и попытался на этой основе ввести в научную картину мира представления об электрическом и магнитном поле, сразу же столкнулся с необходимостью обоснования этих идей. Предположение, что силы распространяются в пространстве с конечной скоростью от точки к точке, приводило к представлению о силах, как существующих в отрыве от их материальных источников (зарядов и источников магнетизма). Но это противоречило принципу, согласно которому силы всегда связаны с материей. Чтобы устранить противоречие, Фарадей рассматривает поля сил в качестве особой материальной среды. Таким образом, философский принцип неразрывной связи материи и движения выступил здесь основанием для введения в картину мира постулата о существовании электрического и магнитного полей, имеющих такой же статус материальности, как и вещество.
Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых знаний выполняют также эвристическую функцию, активно участвуя в построении новых теорий, определяя цели перестройки нормативных структур науки и картин реальности и направляя ее. Но совпадение философской эвристики и философского обоснования не является обязательным. Случается и так, что в процессе формирования новых научных представлений исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые им представления получают другую философскую интерпретацию, и только на этой основе они обретают признание и включаются в культуру.
Философские основания науки разнородны, но при этом в них можно выделить некоторые относительно устойчивые структуры. Можно, например, выделить в истории естествознания (с XVII столетия до наших дней) по крайней мере, три весьма общих типа таких структур, соответствующих этапам: классического естествознания (XVII – конец XIX вв.), формирования неклассического естествознания (конец XIX – первая половина XX века), постнеклассического естествознания (вторая половина ХХ в. – наши дни).
На первом этапе основной установкой, пронизывающей разнообразные философские принципы, применяемые при обосновании научных знаний о природе, была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы со стороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность. Такая установка конкретизировалась в особой интерпретации идеалов и норм науки. Считалось, например, что объективность и предметность знания достигается исключением из описания и объяснения всего, что относится к субъекту, а также к средствам и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались неисторично, как раз и навсегда данные. Идеалом познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы, при этом главное внимание уделялось поиску самоочевидных (рационализм) или же выводимых из опыта (эмпиризм) онтологических принципов.
На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется переход к новому типу философских оснований – отказу от прямолинейного онтологизма и пониманию относительнойистинности картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Допускалась истинность соперничающих теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится момент объективно-истинного знания. Осмысливаются взаимосвязи между онтологическими постулатами и характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимались такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.
На третьем этапе складываются новые структуры философских оснований естествознания, характеризующиеся осмыслением исторической изменчивости не только онтологических принципов науки, но и самих идеалов и норм научного познания. Появляется новое видение науки в контексте общественно-исторических условий ее развития и социальных последствий применения ее результатов. Проводится обоснование допустимости и даже необходимости включения ценностных факторов при объяснении и описании ряда сложных системных объектов, например, в теоретическом описании экологических процессов, обсуждении проблем генной инженерии и т.д.
Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией, означающей не только ломку прежней научной картины мира и определенную трансформацию методов исследования, но и коренную перестройку самих философских оснований естествознания.
Философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов ее решений, возникающих в культуре каждой эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. При этом философия является рефлексией не только над наукой, но и над основаниями всей культуры – экономики, политики, искусства, нравственности и т. д. Обсуждаяирешая проблемы этих социокультурных сфер, философия вырабатывает и такие категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.
Таким образом, философия в целом обладает определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки в каждую историческую эпоху. При решении философией мировоззренческих проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. В этом смысле можно говорить о прогнозирующей функции философии по отношению к науке. Так, идеи атомистики, выдвинутые еще в античной философии, в XVII–XVIII вв. превратились в естественнонаучный факт, категориальный аппарат, развитый в философии Лейбница, был избыточен для механистического естествознания XVII в., но предвосхищал некоторые наиболее общие особенности саморегулирующихся систем, в разработанном Гегелем категориальном аппарате диалектики были отражены многие наиболее общие сущностные характеристики сложных саморазвивающихся систем, хотя теоретическое изучение таких систем, в естествознании началось лишь к середине XIX века.
Второй аспект философского творчества, связанный с генерацией содержания, потенциально выходящего за рамки необходимых для науки определенной исторической эпохи философских идей и категориальных структур, обусловлен внутренними задачами самой философии. Выявляя основные мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей эпохи, философия затем оперирует с ними как с особыми идеальными объектами, изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие. В результате таких внутритеоретических операций могут возникать новые категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать прямые аналоги в практике соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы, философия готовит своеобразные категориальные матрицы будущих мировоззренческих структур, включая способы понимания, осмысления и переживания человеком мира.
Работая на двух взаимосвязанных полюсах – рационального осмысления наличных мировоззренческих структур культуры и проектирования возможных новых способов мировоззренческих ориентаций, философия и выполняет свою основную функцию в динамике социокультурного развития. Она не только объясняет и теоретически обосновывает те или иные наличные способы миропонимания, но и готовит своеобразные «проекты» потенциально возможных мировоззренческих структур, а значит, и возможных оснований культуры будущего.
Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука. Двойная функция философских оснований науки – быть эвристикой научного поиска и средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам – ставит их в прямую зависимость от более общей ситуации функционирования философии в культуре той или иной исторической эпохи.
Ориентация науки на определенные философские принципы и идеи также зависит от социокультурных обстоятельств, прежде всего, борьбы мировоззрений, характерных для той или иной исторической эпохи. Сказанное можно продемонстрировать на многочисленных примерах различных мировоззренческих и методологических споров вокруг великих научных открытий: эволюционной теории Ч. Дарвина, революции в физике конца XIX – начала ХХ вв., рождения генетики и др.
Сложное взаимодействие между историческим развитием философии, науки и ее философских оснований необходимо учитывать и при анализе процессов перестройки этих оснований. Ф. Энгельс в свое время писал по этому поводу, что с каждым великим открытием в естествознании материализм должен менять свою форму.
Говоря о диалектическом материализме, как о наиболее адекватной современному естествознанию философской основе, следует иметь в виду, что уже в процессе формирования его фундаментальных положений были развиты идеи и принципы, не только закладывавшие базис для философских оснований науки XIX в., но и улавливавшие тенденции будущей перестройки самих философских оснований развивающейся науки. По отношению к запросам естествознания XIX в. эти основания обладали определенной избыточностью содержания, которая во всей полноте обнаружила свою значимость для науки на последующих этапах ее исторического развития. Это и было отмечено В.И.Лениным в его образном выражении, что современная ему физика конца XIX–начала XX вв. «рожает диалектический материализм».
Разумеется, сами по себе эвристический и прогностический потенциалы философии не снимают проблем практического применения ее идей в науке. Такое применение предполагает особый тип исследований, в рамках которых выработанные философией категориальные структуры адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией философских категорий, их трансформацией в онтологические, гносеологические и методологические идеи и принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки. Именно здесь осуществляется своеобразный выбор из категориальных структур, полученных при разработке и решении мировоззренческой проблематики, тех идей, принципов и категорий, которые превращаются в философские основания соответствующей конкретной науки. В результате при решении кардинальных научных проблем содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки, которые затем выявляются философской рефлексией и служат основанием для нового обогащения категориального аппарата философии.