Наука как сфера деятельности. Научная инфраструктура. Наука в России

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества[1].

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности: разделение и кооперацию научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

методы научно-исследовательской работы;

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Науковедение — наука, изучающая науку.

Есть много подходов к определению понятия наука, но наиболее общее определение науки как специфической деятельности людей. Наука, как и любая другая деятельность: 1. имеет цель, 2. конечный продукт, 3. методы и средства его получения, 4. направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет, 5. представляет собой деятельность субъектов, кот., решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов. По всем этим измерениям наука существенно отличается от других сфер человеч. деят-ти. Но наука - это не только важнейшая сфера человеч. деят-ти, это еще и форма знания, а также форма общественного сознания. Знания приобретаются человеком во всех формах его деят-ти - и в обыденной жизни, и в политике, и в экономике, и в искусстве. Но здесь получение знаний не является главной целью. Каждый род деят-ти имеет свое предназначение, свои цели. С возрастанием роли науки в жизни общества, научное обоснование становится целесообразным и даже необходимым во все больших сферах жизни общества. Т. о., наука включает в себя 1) творческую деятельность по получению нового знания, и 2) результат этой деятельности – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, построение на этой основе образа мира и способов взаимодействия с ним. Наука разделяется на множество отдельных отраслей научного знания, и вместе с тем составляет единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о законах мира.

Цели науки: описание, объяснение и предсказание явлений и процессов действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории.

Формы представления научного знания, эталоны научности, нормы и средства исследовательской деятельности исторически относительны и развиваются вместе с развитием культуры и общественного сознания в целом. Зародилась наука в древнем мире в связи с потребностями общественной практики.

Стадии развития науки:

1. замкнутая теоретическая наука - (учение Пифагора)

2. фактуально-описательная наука – (система научного знания Аристотеля)

3. наука Нового времени(17 в.) первая научная революция

4. классическая наука (естествознание) 2 и 3 научные революции

5. неклассическая наука

6. постнеклассическая стадия развития науки (формируется в 4 глобальной научной революции по В.С. Степину, началась в конце 20 в.) – современная стадия в развитии научного знания

Закономерности развития науки: 1. Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики. 2. Относительная самостоятельность научного знания. У научного познания есть своя логика, свои закономерности. 3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая новая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено ранее. 4. В развитии науки чередуются эволюционные и революционные периоды. Эволюционное развитие науки – это процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теорий, понятий, принципов. Научные революции приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий и методов познания, форм ее организации. 5. Взаимодействие и взаимосвязь различных отраслей науки. Для науки характерно сочетание процессов дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. 6. Свобода критической мысли, открытое выражение различных воззрений на один и тот же предмет. Признание относительности истины.

Структура научной деятельности

В структуре научной деятельности выделяют следующие основные элементы:

1) субъект научной деятельности — исследователь или научный коллектив, осуществляющий познание;

2) объект научной деятельности — предмет изучения, явление окружающего мира, на которое направлено внимание ученого;

3) цель научной деятельности — получение объективных знаний об объекте исследования;

4) эмпирические и теоретические методы научного познания (наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, дедукция и индукция и др.);

5) понятийный и категориальный аппарат — теоретическая база исследования;

6) технические средства научно-исследовательской работы — специальное оборудование (экспериментальное, лабораторное).

В обществе научная деятельность представлена системой организаций и учреждений, деятельность которых направлена на получение и распространение знаний: университеты, академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т. п.

Функции науки

Наука выполняет важные социальные функции.

1. Культурно-мировоззренческая функция: наука дает человеку знания об окружающем мире, помогает систематизировать их и формирует мировоззрение как составную часть культуры.

2. Познавательно-объяснительная функция: в ходе научной деятельности человек постигает суть явлений и процессов в окружающем мире, объясняет его устройство, выявляет законы развития природы и общества.

3. Производственная функция: достижения науки способствуют непрерывному совершенствованию преобразовательной деятельности человека, производственных процессов.

4. Прогностическая функция: выявляя причинно-следственные связи в окружающем мире, наука позволяет предвидеть перспективы и возможные последствия событий, определять нежелательные и опасные тенденции.

5. Социально-преобразующая функция: наука непосредственно участвует в развитии общества, на основе научных данных разрабатываются социально-экономические проекты.

Научная инфраструктура - материально-техническая база, предназначенная для обеспечения научной деятельности. Состав элементов научной инфраструктуры: здания и сооружения научных центров; техническое оборудование для выполнения исследований; система информационного обеспечения: библиотеки, информационные центры, информационные сети, издательства; система обеспечения ученых связью, транспортом; органы планирования и координации научных исследований; система подготовки научных кадров; система материально-технического и социально-бытового обеспечения.
Максимальное объединение всех элементов инфраструктуры всех отраслей производства и науки и их комплексное развитие найдено в последние годы в такой структуре, как специальные научно-производственные зоны (технополисы, научные парки, технопарки). Это территории с концентрацией исследовательских, проектных научно-производственных фирм, пользующихся особой государственной поддержкой. Они создаются на базе университетов, научных учреждений или путем конверсии обычных промышленно-производственных зон. Мировой опыт экономического развития показывает, что целенаправленная смена технологий позволяет экономике быстро выйти из состояния длительной депрессии. Высокие технологии дают возможность существенно повысить производительность и одновременно снизить цены, увеличить масштабы производства, развивать торговлю и конкуренцию.

Основные этапы развития науки в России. История науки в России. Д. И. Менделеев. Первый рукописный вариант периодического закона. 18 февраля 1869 года Наука как социальный институт возникла в России при Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа. В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор норманнской гипотезы происхождения Руси, и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В 1755 г. им был основан Московский университет. В XVII—XIX веках возникли также университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.

К концу XIX века состав университетов пополнился Варшавским, Киевским, Одесским и Томским. В России появились школы выдающихся математиков: Н. И. Лобачевского, П. Л. Чебышёва — А. А. Маркова, М. В. Остроградского, физиков: А. Г. Столетова и А. С. Попова, химиков: А. М. Бутлерова — В. В. Марковникова, Н. Н. Зинина, Ф. Ф. Бейльштейна, врачей: С. П. Боткина и Н. И. Пирогова, историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.

Российская наука накануне октябрьской революции

В 1904 г. И. П. Павлов был удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 г. — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета.

Научные общества, которые до начала XX века были в основном университетского типа функционировали, как правило, при университетах, объединяя ученых, студентов и любителей-профессионалов (Московское общество испытателей природы, Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Русское техническое общество). К 1917 году их число превысило 300. Заводская наука в дореволюционной России находилась на стадии зарождения. Лишь на немногих крупных предприятиях имелись лаборатории и конструкторские бюро.

Дореволюционная наука характеризовалась фрагментарностью развития, отсутствием широкого исследовательского фронта. Сохранялась сильная зависимость научных учреждений России от передовых стран по линии приборов, лабораторного оборудования и химических реактивов. Если в целом научный потенциал дореволюционной России по качественным параметрам (общий уровень развития естественнонаучной и научно-технической мысли, глубина и культура исследований, квалификация научных кадров) не уступал потенциалу западных стран, то по количественным показателям заметно уступал. Технико-экономическая и культурная отсталость страны ставила узкие рамки научно-техническому развитию. Промышленность не предъявляла никаких запросов ученым и не испытывала потребность в них.

Особенно вопиющим было отставание России по численности ученых. В 1911 году В. И. Вернадский отмечал, что несмотря на неблагоприятные условия работы, русские ученые-естествоиспытатели «стали […] рядом, как равные по силе со своими товарищами из-за океана». К началу XX века стало очевидным, что масштабы и темпы научной деятельности не соответствовали требованиям XX века и потенциальным возможностям страны. После революции 1905 года царизм идет на уступки в области просвещения и науки. После 1905 г. общественность стала оказывать большее влияние на решение научно-организационных вопросов. Были открыты новые частные вузы (количество которых удвоилось с 1905—1911 гг.), высших женских курсов, лабораторий и институтов. Увеличилось количество научных учреждений.

Наука в СССР. Советский период характеризуется централизованным управлением науки. Значительная часть ученых работали в АН СССР, Образовательных учреждениях, отраслевых НИИ. Началось развитие науки не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске, в Свердловске, Хабаровске.

Организационная модель российской науки была сформирована в 1917—1930 гг. и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 г. были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. В период с 1931 по 1955 гг. произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний. Были созданы две практически изолированные друг от друга системы: военная и гражданская. Научный комплекс ВПК включал в себя крупные научно-технические организации и научные системы ряда ведущих вузов страны. В системе гражданской науки были сформированы академический, вузовский, отраслевой и заводской сектора науки. Открытие в регионах отделений Академии наук (с середины 50-х). Во многих академических институтах были созданы научно-учебные центры, научно-технические объединения, научно-технические центры. В 70-е годы появились межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов с целью выполнения комплексных научно-технических задач. Этот период можно считать периодом организационного оформления вузовской науки на институциональном уровне. Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки.

Одна из особенностей советской науки являлась её глубокая идеологизация. Наука должна была быть марксистско-ленинской, материалистической. В этом качестве она противостояла науке буржуазной, идеалистической. Наибольших успехов советская наука достигла в области естественных наук, где идеологический контроль был минимальным. За работы, выполненные в этот период нобелевские премии получили физики: Тамм И. Е., Франк И. М., Черенков П. А., Ландау Л. Д., Басов Н. Г., Прохоров А. М., Капица П. Л., Алфёров Ж. И., Абрикосов А. А. и Гинзбург В. Л., а также химик Семёнов Н. Н. и математик Канторович Л. В., получивший в 1975 г. премию по экономике. Благодаря деятельности И. В. Курчатова, С. П. Королева и других ученых в СССР было создано ядерное оружие и космонавтика. В то же время развитие биологии сдерживалось начатой в середине 1930-х годов Т. Д. Лысенко кампанией против генетики, существенно пострадал и ряд других научных дисциплин (см. Идеологический контроль в советской науке).

Следует отметить следующие параметры, характеризующие организационную модель отечественной науки советского периода: cильный научный комплекс, ориентированный на исследования и разработки оборонного характера в ущерб развитию гражданских отраслей промышленности; неразвитость технологий двойного назначения, результаты научных исследований и разработок в оборонной промышленности практически не трансформировались в гражданскую сферу, как в странах Запада; ведомственная разобщенность научного сообщества; преобладание крупных специализированных научных организаций, особенно в отраслевом, самом масштабном по уровню используемых ресурсов секторе науки; проведение исследований по всему фронту работ; базовое финансирование научно-исследовательских организаций, слабо коррелированное с народно-хозяйственными потребностями в научно-технической продукции; монополия в государственной форме собственности; относительная изолированность от мирового научного сообщества; планирование тематики научных исследований и результатов в прикладных областях.

Точкой отсчета процессов трансформации научных учреждений и нарастания кризиса науки следует считать 1987 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование», прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлен переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Однако не происходило обновлений исследований, оборудования и кадрового потенциала. Напротив, углублялся процесс «консервации отсталости» технологического базиса отраслей народного хозяйства.

Современная наука

Затраты на исследования и разработки в России в 2000—2007 годах, в $млрд. В настоящее время в России работает несколько сотен тысяч научных работников, большая часть (порядка полумиллиона) кандидаты и доктора наук. В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.

В период 1995—2005 гг. российские учёные опубликовали 286 тыс. научных статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования. При этом в период 1999—2003 годах на долю российских ученых приходилось 3 % от глобального числа публикаций в научных изданиях.

В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.

В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей, в 2009 году — 730 млрд рублей. Вместе с тем, из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ века страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: