Предмет и методы общественных наук

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, ко­торое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система от­ношений, форм объединений людей, сложив­шихся в процессе их совмест­ной деятельности.Посредством этих форм представлена всесторонняя взаимозависимость индивидов.

Каждая из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро­воззренческой позиции, применяя собственные специфические методы исследования. Так, например, в политологииинструментом исследования общества является категория «власть», в силу чего оно предстает как организованная система властных отно­шений. В социологии общество рассматри­вается как динамическая система отно­шений социальных групп различной сте­пени общности. Категории «социальная группа», «социальные отношения», «социализация» становятся методом социоло­гического анализа общественных явлений. В культурологии культура и ее формы рас­сматриваются как ценностный аспект об­щества. Категории«истина», «красота», «добро», «польза» являются способами изучения конкретных явлений культуры. Экономика, использующая такие категории, как «деньги», «товар», «рынок», «спрос», «предложение» и т. п., исследует организованную хо­зяйственную жизнь общества. История изучает прошлое общества, опираясь на сохранившиеся разнообразные источники о прошлом, для того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосвязь.

В философии, которая долгое время была единственной дисциплиной, изучающей общество и человека в нем, общество анализируется с помощью предельно общих понятий и категорий, служащих методологической основой, инструментами исследования общества. Поскольку для познания общественной жиз­ни, в отличие от явлений природы, не существует ни реактивов, ни микроскопов, их должна заменить, по утверждению К. Маркса, «сила абстракции». Использование философских абстракций позволяет рассматривать общество как целостность особого рода, выявляя его сущностные харак­теристики и отличие истории от природы. Результаты философского познания напря­мую зависят от категорий, которые применяются в качестве метода исследования, и от принадлежности исследователя к тому или иному фило­софскому направлению.

В философии базовыми понятиями, характеризующими челове­ческую историю как целостность, являются категории «общество», «социум», «социальность», «историческое», «личность». Эти понятия отражают важнейшие аспекты жизни человека, такие как труд, позна­ние, культура.

Общество в наиболее широком смысле традиционно определяется через его противопоставление природе, через от­ношение людей к природе, которая рассматривается как необ­ходимая естественная среда существования человека. В силу этого история предстает как преобразование человеком внеш­него мира, как его деятельно-преобразующее бытие.

Посредством труда и сознания человек выделяется из природы, создает особую внеприродную, социальную и культурную реальность. И хотя общество непосредственно связано с природой, законы их существования различны. В связи с этим возникает сложная мировоззренческая и методологическая проблема. Если общество представ­ляет собой совокупность людей, целесообразно изменяющих в процессе деятельности условия своей жизни, действующих сознательно, осуществляющих свои (субъективные) интересы, то можно ли говорить о независимых от воли и сознания людей объективных законах исто­рии, подобных законам природы? И если такие законы существуют, могут ли они быть познаны объективно, т. е. независимо от интересов, воли и знаний исследователя?

Проблемы статуса общественных (социальных, социально-гуманитарных) и естественных наук, их познавательных возможнос­тей, сходства и различия, активно обсуждаются и в наши дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: