Познание, его сущность и цель. Чувственная и логические ступени познания, их содержание и формы

Материализм прошлого выдвинул трактовку познания как процесса отражения объективного мира в человеческом сознании.

В философии Фейербаха, в вершине домарксистского материализма, получили правильное решение ряда вопросов теории познания (вопрос о сущности ощущений, их отношении к объективному миру). Однако в силу своей незаконченности, материализм прошлого, не смог создать научной теории познания.

С позиции научного материализма познание есть процесс отражения объективного мира в голове человека.

Четыре основных принципа теории познания:

1) Объективный характер познания (признание существования объективного мира, который познаётся человеком).

2) Принципы познаваемости мира для человека. Опираясь на опыт современной науки, научный материализм опровергает различные формы агностицизма, который может выступать в форме частно-научного агностицизма, отрицающего возможность действительного познания частных явлений - элементарных частиц, жизни...

3) Диалектический характер познавательного процесса (процесс познания идеален).

4) Практика как материальная деятельность людей. Ощущение - отражение внешних простых свойств предметов в голове человека. Ощущение - субъективный образ объективного мира (Ленин). Ощущения (их комплексы) - последняя реальность с которой имеет дело человек. Ощущения субъективны. (Беркли). Агностики: ощущения обозначаются знаками, которые соответствуют окружающему действию, но не сходны с ней.

Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий.

Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму.

Восприятие – отражение предмета в целом в голове человека, воздействующее в данный момент времени на наши органы чувств. Представление – это отражение предмета в целом, не воздействующего на наши органы чувств.

Процесс познания проходит две основных ступени: чувственное познание и логическое мышление.

Чувственное познание характеризуется также как непосредственное знание в действительности, логическое – как опосредованное.

Логическое знание опосредовано чувственным знанием и самим собой: одни понятия опосредуют другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: