Натуроцентрические, космоцентрические, теоцентрические, антропоцентрические и социоцентрические системы философии

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм; теоцентризм; антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

НАТУРОЦЕНТРИЗм философская и мировоззренческая позиция, в которой точкой отсчета в решении всех вопросов и высшей ценностью выступает природа или космос. Представителями Н. в этике являются Пифагор, стоики, Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Лоренц и др. Н. в трактовке морали проявляется в том, что мораль рассматривается как продолжение природных законов в жизни людей, как проявление или ограничение природных инстинктов человека. К недостаткам Н. в трактовке морали относится ее рассмотрение вне социального, культурного и исторического контекстов. В настоящее время в чистом виде, в т. ч. в этике, Н. встречается редко.

СОЦИОЦЕНТРИЗМ философский и мировоззренческий принцип, в соответствии с которым точкой отсчета и системой координат в постановке и решении философских и этических проблем являются социальные связи и отношения людей, которые выступают основным условием и причиной возникновения любых социальных и культурных явлений. Мораль с точки зрения С. рассматривается как одна из форм общественного сознания, как нормативный способ регуляции сознания и поведения людей.

5. Философия Древней Индии

Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “ Веды ” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они приблизительно во II тыс. до н. э. на санскрите. В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: