Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учетом их общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучения.
Если оттолкнуться от определения дифференцированного обучения и взять за основу словосочетание «различные группы обучаемых», то какие это группы?
За основу берутся гомогенные (однородные) группы:
- по возрасту;
- по полу (мужские, женские, смешанные);
- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, экономические и т.д.);
- по уровню умственного развития;
- по личностно-психическим типам (тип мышления, характер, темперамент и т.д.);
- по уровню здоровья.
Кроме того, по организационному уровню гомогенные группы объединяются в дифференциацию:
- внутреннюю (профиль, углубление, уклон и т.д.)
- в параллели (гимназические классы, лицейские классы, классы компенсирующего обучения и т.д.);
- межклассную (факультативы, кружки, секции);
|
|
- внутриклассную (разные группы в одном классе).
Внутриклассную дифференциацию называют еще внутрипредметной.
Цели дифференцированного обучения:
- обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;
- адаптация (приспособление) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Ярким новатором внутрипредметной дифференциации является Н.П.Гузик. Особенность технологии: уроки делятся на 5 типов:
1. Урок-лекция сообщения нового материала.
2. Комбинированные уроки с семинарскими занятиями и углубленной самостоятельной работой.
3. Уроки обобщения и систематизации.
4. Уроки межпредметного обобщения материала.
5. Уроки-практикумы.
Так как в классе всегда есть учащиеся, которые усваивают материал полностью, другие - частично, третьи - малую долю, то Н.П.Гузик создал дифференцированные программы по химии «А», «В», «С».
Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность.
Программа «С» – это базовый стандарт. Его должен усвоить каждый ученик, поэтому даются инструктажи, как учить, на что обратить внимание, какой сделать вывод и т.д.
Программа «В», в нее вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал программы «С», доказывают, иллюстрируют, конкретизируют основные знания, помогают глубже понять основной материал.
Программа «А» - углубленное изучение предмета. Программа предусматривает навыки учащихся свободно владеть материалом, даются задания творческого характера, самостоятельность решения проблем.
Идея дифференциации Н.П.Гузика нашла отражение в обучении экономике. Программа И.В.Липсица «Экономика» (для 9-10 классов общеобразовательных школ) - это стандарт обучения экономике, а программа С.Равичева и Т.Протасевича «Современная экономика» (вариант 1, вариант -2, вариант -3, вариант - 4, вариант -5) - это углубленное изучение экономики, что позволяет реализовать проект Стандарта образования по экономике на уровне А и уровне Б.
|
|
Технология индивидуализации обучения. Для реализации технологии индивидуализации обучения необходимо различать понятия:
1. Индивидуальное обучение – это форма, модель организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником или ученик взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер).
Достоинство индивидуального обучения в том, что оно позволяет полностью адаптировать содержание образования к темпам ученика, его особенностям восприятия (скорыми, медленными) изучаемого материала. Это позволит ученику контролировать свою деятельность, экономить время для других дел, работать оптимально и достигать высоких результатов обучения. В массовой школе индивидуальное обучение используется редко.
2. Индивидуальный подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися. Педагог учитывает личностные особенности учащихся, создает психолого-педагогические условия для развития всех учащихся и каждого в отдельности, учитывает индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.
3. Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; различные учебно-методические, психологические и организационно-управленческие мероприятия обеспечивают индивидуальный подход.
Технология индивидуализации обучения - это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Цели технологии индивидуализации обучения:
1. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.
2. Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ с каждым учеником, предупреждение неуспеваемости учащихся.
3. Формирование знаний, умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
4. Усиление учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
5. Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Принципы технологии индивидуализации обучения:
1. Индивидуализация - фактор формирования индивидуальности.
2. Индивидуальное обучение использовать по всем изучаемым предметам.
3. Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
4. Учение в индивидуальном темпе, стиле.
5. Учет индивидуальных особенностей учащихся: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.
Особенности методики индивидуализации обучения:
1. Рабочие тетради на печатной основе.
2. Руководство к индивидуальной самостоятельной работе.
3. Приспособление к учебной литературе.
4. Использование опорных схем.
Технология дистанционного обучения. Дистанционное обучение - обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними измерениями (приращениями). А.В.Хуторской.
Дидактические основы дистанционного обучения:
1. Оперативное получение информации.
2. Разнообразие информации.
3. Коммуникативность (обучаются школьники друг с другом и с педагогом в любом месте земного шара).
|
|
4. Педагогическое воздействие становится мотивированным, интерактивным, индивидуализированным.
5. Психофизическое воздействие более комфортно, снятие психологических барьеров, так как ученик работает дома.
6. Экономическое преимущество (примерно на 40% дешевле образование), так как нет транспортных расходов, сокращение бумажного делопроизводства, отсутствие тиражирования пособий и т.д.
7. Эргономические преимущества. Это распределение занятий в удобное время, учет личного темпа усвоения знаний, использование подходящей техники.
8. Кроме того, дистанционное обучение позволяет учиться французскому языку, например, у учителя из Франции, английскому - у учителя из Англии и т.д.
Отличительные признаки дистанционного обучения:
1. Разобщение учителя и учащихся на большую часть учебного процесса.
2. Использование общеобразовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов.
3. Обеспечение телекоммуникацией между учителем и учащимися, а также между учащимися.
4. Продуктивный характер образовательного процесса.
Дистанционное обучение повлекло за собой появление в дидактике новых понятий: интернет - образование, виртуальное обучение, дистанционный учитель, дистанционный ученик, локальный координатор, модератор.
Особенности интернет-образования:
1. Обучение ведется с помощью электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи.
2. Очно-дистантное обучение (определенная доля обучения - очно, какая-то доля - дистантно).
3. Дополнение к очному обучению. Учащиеся учатся очно, но материалы берут в сети Интернет.
4. Виртуальное образование. Виртуальное образование появилось еще в 60-е годы ХХ века, когда пилоты учились управлять самолетом на тренажерах. Элементы обучения с помощью тренажеров используются в современных педтехнологиях.
Типы дистанционного обучения.
1-ый тип «Школа - интернет». В такой школе ученики учатся традиционно и очно, но на уроках используют возможность выхода в интернет, где черпают информацию.
2-ой тип «Школа - Интернет - Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него интенсивно. Дистанционное обучение позволяет учащимся создавать свою продукцию - тесты, рисунки, исследования, творческие работы. Но эта деятельность добавляется к очному учебному процессу (за счет перегрузки учащихся).
|
|
3-ий тип «Учитель - интернет - учитель». Ученики учатся очно в традиционной школе, но кроме очных педагогов с ними эпизодически или непрерывно работает удаленный от них педагог.
Если в школе нет педагога - его может заменить учитель другой школы или города, страны.
4-ый тип «Ученик - Интернет - Центр». Ученик учится очно, но его интересуют какие-то предметы особенно, и он хочет усвоить их в большем объеме. И вот тогда ученики разных школ обучаются в центре и получают знания по выбранным предметам.
Этот тип обучения будет приемлем для одаренных детей, для больных детей, которые не могут выйти из дома, для несовершеннолетних преступников.
5-ый тип «Ученик - Интернет-…..». При этом типе обучение ученика идет в разных школах, у разных учителей. Координационную роль осуществляет дистанционное учебное заведение или родители ученика.
Принципы дистанционного обучения.
1. Продуктивная ориентация обучения. Это значит, что ученик, получивший информацию в интернет. создает собственные творческие проекты, становится автором научного, художественного или другого произведения. Он участвует в дистанционных образовательных проектах, виртуальных экскурсиях, естественно-научных, экономических и др. исследованиях. Его результаты деятельности остаются на сайтах интернета.
2. Индивидуализация обучения. Организация проектов, олимпиад и т.д. осуществляется на основе индивидуализации обучения. Был проведен эксперимент. Ученикам перед изучением темы было предложено представить свой проект виртуального дома. Затем велось обучение с помощью дистантного обучения по этой теме, после изучения темы учащиеся вновь изобразили проект виртуального дома. Что появилось нового во втором проекте - это и есть индивидуальное приращение знаний.
3. Открытость содержания образования и учебного процесса. При традиционной системе учитель объясняет новый материал, закрепляет его с учащимися. При дистанционном обучении ученик использует «веб-квесты», которые ссылаются на локальные или глобальные ресурсы, и ученик сам выбирает, откуда ему взять материалы и что по теме выучить.
4. Приоритет деятельностного содержания перед информационным. Ученик черпает информацию по одному учебнику. Используя интернет, он может получить информацию с разных сайтов и в несколько раз больше, чем в учебнике. Ему не надо запоминать всю информацию, а надо лишь творчески ее переработать и представить свой творческий проект: статью, реферат, принять участие в дискуссии, «мозговом штурме» и т.д.
5. Интерпретация педагогических и телекоммуникативных технологий. Сегодня необходима разработка таких технологий, которые на педагогической основе могли бы реализовать технологии получения знаний с помощью компьютера.
6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Дистанционное обучение не предполагает только обучение за компьютером. Это и очное обучение.
7. Деятельностные критерии оценки. Деятельность учащихся не должна сводиться к тому, что они находят в интернете реферат на заданную тему. Задание должно звучать по-другому: «Где и что ты нашел по данной теме, как соединил, что внес своего в тему». И только лишь приращение в ходе деятельности ученика оценивается.
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Данные технологии преследует три цели. Первая цель. Науки развиваются тысячелетиями, а школьники за 9-11(12) лет обучения в школе должны овладеть системой знаний не по одному предмету, а по всем предметам учебного плана, поэтому данные технологии предлагают оптимизировать содержание наук.
Вторая цель вытекает из системности знаний, системности обучения, системности передачи и системности получения информации, поэтому данные технологии реализуют подход к знаниям с системных позиций.
Третья цель строится на умении самостоятельно получать знания и использовать рациональные методы овладения знаниями.
Реализация обозначенных трех целей ярко представлена в технологии «Диалог культур».
Целевые ориентиры технологии.
1. Формирование диалогического сознания и мышления. Можно изучить самостоятельные предметы «Экономика», или «Мировая экономика», или «Современное состояние экономики России» и др., но если ученик увидит диалог этих наук, сумеет вычленить общее между этими науками, то, значит, у него сформировалось диалогическое мышление и сознание.
2. Обновление предметного содержания, смысловые повороты проблем. При изучении истории видим экономические закономерности, в философии через понятия гносеология, аксиология, праксиология видим экономические знания, выделяем экономические ценности, приспосабливаем их к условиям жизни. В любом предмете можно найти смысловые повороты и установить диалог культур.
Концептуальные идеи технологии «Диалог культур».
1. Каждая личность должна владеть навыками диалога культур.
2. Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога.
3. Диалог – это не противоречие. Диалог – это сосуществование, взаимодействие сознаний, которые стремятся соединиться в единое целое.
4. Современное мышление строится на сознании, бытии, которые берут свое начало из Античности, Средних веков, Нового и Новейшего времени. Это диалог культур во времени и в пространстве.
Особенности организации содержания (по В.С.Библеру):
а) особенность культуры и мышления изучаемой эпохи проецируется на весь учебный процесс (если изучается античность, то формируется образное мышление; если новое время, то рационалистическое мышление; если современная эпоха, то релятивизм);
б) изучаемый материал пронизан особенностями культуры и мышления;
в) обучение по предмету строится на диалоге речевой стихии и исторической культуры;
г) последовательность классов отвечает после-довательности основных исторических культур: 3-4 классы - античная культура; 5-6 классы - культура средневековья; 7-8 классы - культура Нового Времени, Возрождения; 9-10 классы - культура современности; 11 класс - класс специально диалогический;
д) обучение в каждом классе завязано вокруг основных «точек удивления», загадок, которые надо разгадать;
е) обучение строится не на основе учебника, а на основе умозаключения учащихся, прочитавших книги, посмотревших фильмы, поговоривших с людьми разных возрастов (это и есть диалог культур);
ё) программу для учащихся составляет педагог, который видит «сквозную проблему», которая решается на всем протяжении обучения школьника через диалог культур. Например, «сквозная проблема» экономических дисциплин: формирование экономического мышления; формирование экономического сознания; формирование экономического мировоззрения и т.д.
Когда ученик окончит школу, для него только тогда начинаются кануны деятельности по детальному изучению выбранной проблемы, которую он будет решать в течение всей жизни.
Особенности методики: создание ситуации диалога; точка удивления, загадка бытия (загадка слова; загадка числа; загадка явления природы или экономического явления; загадка я-сознания; загадка экономического момента в истории); игровые средоточения (физические игры, словесные игры, художественный образ, элементы ручного труда и ремесла; музыка, театр и т.д.).
Методические особенности урока-диалога.
1. Каждый ученик определяет свою проблему урока, определяет свой вопрос, трудность, загадку и развивает мысль по решению проблемы.
2. Ученик каждый раз создает для себя ситуацию незнания.
3. Цель ученика не в решении ситуации незнания, а в углублении проблемы незнания и вывод ее на вечные проблемы бытия.