Б) Долг, совесть, честь

Понятие мораль связано с проблемами долга, совести, чести.

Долг - это превращение требований нравственности в личную задачу данного конкретного индивида.

Долг - это отношение личности к обществу, это определенные мораль­ные обязанности личности перед обществом. Личность осознает их и реали­зует в своей деятельности. Категория долга связана с такими понятиями как ответственность, совесть, самосознание.

Совесть - опора нравственности. Совесть характеризует способность
личности осуществлять моральный самоконтроль и производить самооценку
совершаемых поступков. Совесть может проявляться и в форме эмоциональ-­
ных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в спокойной
совести.

Честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Понятие «честь» связано с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним мо­ральными заслугами. Понятие чести дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Поэтому честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к кото­рому он принадлежит.

В условиях социального расслоения общества понятие чести может вы­рождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие. Честь — важный стимул общественного поведения.

в) Нравственный кризис современного российского общест ва

В настоящее время наше общество испытывает нравственный кризис, т.к. приходит в упадок культура, закрываются из-за недостаточности финан­сирования библиотеки; образование становится доступно не всем из-за высо­кой платы. Засилье массового телевидения вытесняет театр, книги. Из-за фи­нансового кризиса люди меньше задумываются о духовной культуре.

Главным становится выживание. Чтобы найти выход из создавшегося по­ложения, надо поднять экономику и благосостояние общества.

2. Наука

Наука - это форма духовной культуры, деятельности людей, направлен­ная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука - это и творческая деятельность по получению новых знаний и ре­зультат такой деятельности.

Главная цель науки - это описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле, теоретическое отраже­ние действительности.

Как специфическая форма познания и социальный институт, наука воз­никла в 16-17 вв. в эпоху становления капитализма. С этого момента она на­чинает развиваться самостоятельно, но она получает от практики импульсы для своего развития и материализуется в ней.

Наука - это специфическая форма деятельности, отличающаяся от других видов духовной деятельности.

В науке получение знаний - главная и непосредственная цель. Результат научной деятельности заранее неизвестен.

Роль науки в настоящее время сильно возросла. К. Маркс предсказал воз­растание роли науки и выразил это формулой: превращение науки в непо­средственную производительную силу.

Наука выполняет ряд социальных функций, которые изменяются и разви­ваются как и сама наука. Можно выделить 3 основные группы функций, вы­полняемых наукой.

1. Культурно-мировоззренче ская - научные преставления становятся эле-­
ментами культуры общества. Наука определяла и определяет формирование
мировоззрения.

2. Функция науки как непосредственной производительной силы — наука в
конечном счете определяется потребностями производства. В наше время
производство все больше начинает зависеть от уровня развития науки и пре­
вращается в сферу применения научных знаний. НТР может быть направлена-
как на благо, так и во вред человеку; она предъявляет все более высокие
требования к рабочим, инженерам, требует от них высоконаучной образова­
тельной подготовки, не только профессиональной, но и общей культуры. Та­
ким образом, развитие науки определяет высокое развитие самого человека.

3. Наука выступает как социальная сила — это связано с тем, что научные
знания все шире применяются в решении самых разных вопросов, возни­
кающих в ходе общественного развития. Огромное значение наука как соци­-
альная сила имеет при решении глобальных проблем. Например, экологиче­-
ские проблемы. Расширяющаяся производственная деятельность человека
становится причиной загрязнения окружающей среды.

Таким образом, наука стала одним из факторов, опасных для человека. Этого не скрывают и сами ученые, напротив, они были одними из первых, кто понял грозящую человеку опасность, привлек к ней внимание общест­венности.

Можно выделить три аспекта бытия науки:

- наука как генерация (возобновление) новых знаний;

- наука как социальный институт;

- наука как особая сфера культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: