Понятие мораль связано с проблемами долга, совести, чести.
Долг - это превращение требований нравственности в личную задачу данного конкретного индивида.
Долг - это отношение личности к обществу, это определенные моральные обязанности личности перед обществом. Личность осознает их и реализует в своей деятельности. Категория долга связана с такими понятиями как ответственность, совесть, самосознание.
Совесть - опора нравственности. Совесть характеризует способность
личности осуществлять моральный самоконтроль и производить самооценку
совершаемых поступков. Совесть может проявляться и в форме эмоциональ-
ных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в спокойной
совести.
Честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Понятие «честь» связано с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Понятие чести дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Поэтому честь требует от человека поддерживать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит.
|
|
В условиях социального расслоения общества понятие чести может вырождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие. Честь — важный стимул общественного поведения.
в) Нравственный кризис современного российского общест ва
В настоящее время наше общество испытывает нравственный кризис, т.к. приходит в упадок культура, закрываются из-за недостаточности финансирования библиотеки; образование становится доступно не всем из-за высокой платы. Засилье массового телевидения вытесняет театр, книги. Из-за финансового кризиса люди меньше задумываются о духовной культуре.
Главным становится выживание. Чтобы найти выход из создавшегося положения, надо поднять экономику и благосостояние общества.
2. Наука
Наука - это форма духовной культуры, деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.
Наука - это и творческая деятельность по получению новых знаний и результат такой деятельности.
Главная цель науки - это описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле, теоретическое отражение действительности.
Как специфическая форма познания и социальный институт, наука возникла в 16-17 вв. в эпоху становления капитализма. С этого момента она начинает развиваться самостоятельно, но она получает от практики импульсы для своего развития и материализуется в ней.
Наука - это специфическая форма деятельности, отличающаяся от других видов духовной деятельности.
|
|
В науке получение знаний - главная и непосредственная цель. Результат научной деятельности заранее неизвестен.
Роль науки в настоящее время сильно возросла. К. Маркс предсказал возрастание роли науки и выразил это формулой: превращение науки в непосредственную производительную силу.
Наука выполняет ряд социальных функций, которые изменяются и развиваются как и сама наука. Можно выделить 3 основные группы функций, выполняемых наукой.
1. Культурно-мировоззренче ская - научные преставления становятся эле-
ментами культуры общества. Наука определяла и определяет формирование
мировоззрения.
2. Функция науки как непосредственной производительной силы — наука в
конечном счете определяется потребностями производства. В наше время
производство все больше начинает зависеть от уровня развития науки и пре
вращается в сферу применения научных знаний. НТР может быть направлена-
как на благо, так и во вред человеку; она предъявляет все более высокие
требования к рабочим, инженерам, требует от них высоконаучной образова
тельной подготовки, не только профессиональной, но и общей культуры. Та
ким образом, развитие науки определяет высокое развитие самого человека.
3. Наука выступает как социальная сила — это связано с тем, что научные
знания все шире применяются в решении самых разных вопросов, возни
кающих в ходе общественного развития. Огромное значение наука как соци-
альная сила имеет при решении глобальных проблем. Например, экологиче-
ские проблемы. Расширяющаяся производственная деятельность человека
становится причиной загрязнения окружающей среды.
Таким образом, наука стала одним из факторов, опасных для человека. Этого не скрывают и сами ученые, напротив, они были одними из первых, кто понял грозящую человеку опасность, привлек к ней внимание общественности.
Можно выделить три аспекта бытия науки:
- наука как генерация (возобновление) новых знаний;
- наука как социальный институт;
- наука как особая сфера культуры.