Легочная вентиляция совершается благодаря регулярным ритмичным движениям грудной клетки – вдоху и выдоху. Вдох – сложный нервно-мышечный акт: возбуждение дыхательного центра ведет к сокращению дыхательных мышц, грудная полость увеличивается, легкие растягиваются, альвеолы расширяются и атмосферный воздух всасывается в легкие вследствие создавшейся разницы между атмосферным и альвеолярным давлением.
Когда сокращение дыхательных мышц сменяется расслаблением, легкие спадаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного и он вытесняется из легких, происходит выдох. Важным условием нормального механизма вдоха и выдоха является герметичность плевральной полости.
В зависимости от того, в каком направлении изменяются размеры грудной клетки при дыхании, различают грудной, брюшной и смешанный тип дыхания.
Грудной тип дыхания чаще встречается у женщин. При таком дыхании вентиляция нижних участков легких оказывается недостаточной.
Брюшной тип дыхания более характерен для мужчин. При таком типе дыхания недостаточная вентиляция оказывается в верхушках легких.
|
|
Смешанный тип дыхания – равномерно расширяется грудная полость во всех направлениях, поэтому происходит вентиляция всех частей легких.
Частота дыхательных движений у взрослых в среднем 16-20 в мин. Измерение ее у здоровых людей зависят от многих причин:
· от возраста – у новорожденных 40-55 д/дв. в мин; у детей в 1-2г – 30-40, на 5-ом году – 25, в 15 лет – 20;
· от пола: у женщин на 2-4 д/дв больше, чем у мужчин;
· от положения тела: лежа – 14-16 раз, стоя – 18-20;
· физическое напряжение, еда, увеличение температуры тела, нервное возбуждение учащают дыхание.
У спортсменов в покое частота дыхания 6-8 д/дв. в минуту.
Между числом дыхательных движений и числом сердечных сокращений существует стойкое соотношение – 1:4.
Практически подсчет дыхательных движений можно произвести следующим образом: укладывают одну из студенток, вторая студентка подносит к одному из носовых ходов кусочек ваты и подсчитывает количество ее движений на вдохе. Третья студентка подсчитывает пульс. Делают сравнение между числом дыхательных движений и числом сердечных сокращений. Затем измеряют артериальное давление. После этого первой студентке предлагают сделать 20 энергичных глубоких приседаний, а затем опять подсчитывают пульс, дыхательные движения и измеряют артериальное давление. Делают сравнение.
Занятие № 2.