Семейное право в СССР

Историки советского права отмечают, что в период Великой Отечественной войны были внесены существенные изменения в семейное право. Они были связаны с тем, что на фронте при боевых действиях погибало большое количество командиров и рядовых солдат, семьи которых оставались без надлежащего материального обеспечения. Появилось немалое количество матерей-одиночек. Другая важная социальная проблема состояла в том, что в военное время резко сократилось число официальных браков, и значительно снизилась рождаемость детей. Названные выше причины отразились в принятии важных законодательных актов, направленных на укрепление и улучшение благосостояния советской семьи.

Значительным юридическим фактом следует признать появление указа Президиума Верховного совета СССР от 8 июля 1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, об усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Согласно этому указу была увеличена государственная помощь многодетным матерям, причем пособие в увеличенном денежном содержании стало выдаваться с рождением третьего ребенка, а не седьмого, как было ранее. Был увеличен срок отпуска по беременности и родам от 63 дней до 77 календарных дней. Расширялась значительно сеть женских и детских консультаций, родильных домов, детских садов и яслей, причем была снижена оплата за помещение детей в детские сады и ясли. Моральным стимулом в семейном праве стало награждение матерей названными выше государственными наградами.

Права и обязанности супругов возникали только в результате регистрации брака в органах ЗАГСа, поэтому фактические брачные отношения уже не порождали юридических последствий, признание отцовства по суду отменялось и иски об установлении отцовства в отношении детей, рожденных вне зарегистрированного брака, более не принимались. Внебрачному ребенку присваивалась фамилия матери, а отчество указывалось по желанию матери.

Одинокие матери, согласно данному указу, имели право на получение государственного ежемесячного пособия в сумме 100 рублей на одного ребенка, 150 рублей на двоих детей, а также могли передать ребенка на воспитание государства в специальных детских учреждениях. В то же время, лица, состоявшие в фактическом браке до издания указа от 8 июля 1944 года, могли оформить свои отношения в результате заключения официального брака с указанием в заявлении срока фактической совместной жизни.

Указ Президиума Верховного совета СССР от 8 июля 1944 года весьма осложнил процедуру развода. Расторгнуть брак теперь можно было только через областной суд. При подаче заявления о разводе следовало указать конкретные обоснованные мотивы. Второй супруг обязательно приглашался в суд, чтобы ознакомиться с заявлением о расторжении брака. Дело о разводе рассматривалось в суде публично с привлечением свидетелей о разногласиях и конфликтах в семейной жизни. В местной газете публиковалось сообщение о расторжении брака. При подаче заявления о разводе следовало уплатить пошлину в размере 100 рублей. Бракоразводный процесс состоял из двух стадий, так как суд принимал все возможные меры к примирению супругов. При выписке свидетельства о расторжении брака взималась крупная пошлина от 500 рублей. Естественно, что подобным образом государство пыталось предотвратить необоснованные и легкомысленные разводы и сохранить семьи.

Уже 10 ноября 1944 года последовал новый указ Президиума Верховного совета СССР, внесший некоторые дополнения в предыдущий указ в отношении матерей-одиночек, проживавших до 8 июля 1944 года в фактическом браке, то есть совместном проживании с ведением общего хозяйства. Указ отныне предусматривал возможность обращения фактической жены с заявлением в суд для признания брака официально зарегистрированным при гибели или пропаже мужа без вести на фронте. Конечно, женщина должна была предоставить в суд необходимые документы, например, извещение о гибели фактического мужа во время боевых действий и так далее.

В конце войны указом Президиума Верховного совета СССР от 14 марта 1945 года было четко установлено право родившихся до 8 июля 1944 года детей на получении пенсии за погибшего на фронте отца, с которым мать находилась в фактическом браке. Для этого следовало предоставить запись об отце ребенка в книге актов гражданского состояния.

Особое постоянное внимание на государственном уровне в годы Великой Отечественной войны было уделено правовой заботе о детях, оставшихся без родителей. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 22 января 1942 года местные органы власти обязывались обеспечить устройство таких детей-сирот, а также детей, потерявших родителей при переезде (эвакуации) в другую местность, в приемники-распределители и затем в детские дома. Был установлен институт патроната для детей в возрасте от пяти месяцев до 14 лет, когда воспитатель ребенка получал ежемесячно 50 рублей, детские одежду и обувь. Только в Горьковской области в 1943 году на воспитание в семьях было передано более 4,5 тысяч детей.

Указ Президиума Верховного совета СССР от 8 сентября 1943 года внес значительные изменения в порядок усыновления. По просьбе усыновителя было разрешено присваивать усыновленному ребенку фамилию и отчество усыновителя, а также записывать усыновителей в качестве родителей в актовые книги о рождении. Такая мера была должна обеспечить тайну усыновления. При усыновлении детей в возрасте от 10 лет по закону требовалось согласие ребенка.

Для детей воинов, погибших на фронте, были специально учреждены Суворовские и Нахимовские училища, выпускники которых направлялись в различные высшие военные училища.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: