Исходный материал – шаблон статьи.
Задание№9А: Оформить текстовой материал. Исправить ошибки по тексту, допущенные при оформлении статьи: разделить красную строку (знак +), добавить подстрочные сноски (знак источника [1]), другие ошибки (название, литература) указать место ошибки по тексту (знак -)
Оценка:_____________ _________(подпись методиста ГОУ СПО ТО «НУОР»)
Информационный источник: Сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции, название: Физическая культура и здоровье: молодежная наука и инновации
Тема работы: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЙОГИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОК ВУЗА
Авторы: Щербакова А.В., г. Тула, ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет»
Актуальность. В настоящее время учёные, политики, общественные деятели, работники здравоохранения и образования озабочены постоянно ухудшающимся здоровьем детей, подростков и молодёжи РФ. В последние годы отмечается неуклонное снижение уровня здоровья студентов.
|
|
Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. Ряд авторов (Т.Г. Коваленко, 2000; В.А. Уваров, Н.К. Ковалев, Т.А. Булавина, 2000) отмечают, что количество студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, увеличилось с 10 до 20-25%, в некоторых вузах достигает 40%. За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, а имеет тенденцию к ухудшению. Российская школа физического воспитания имеет богатый опыт и, в то же время, не меньшими знаниями и методами их реализации обладают зарубежные системы. Поэтому естественный процесс взаимодополнения их расширяет возможности в достижении оздоровительного эффекта, рационализации всей оздоровительной системы. Однако при этом важно не прямое заимствование зарубежных национальных систем физических упражнений, а их адаптация к отечественному менталитету и исторически сложившейся системе физического воспитания. Йога является наиболее популярным и модным средством физической культуры, и мотивирует студенток к занятиям физической культуры. Цель нашего исследования - разработка и обоснование методики использования элементов хатха-йоги для повышения эффективности физического воспитания студенток высших учебных заведений..В исследовании приняли участие студентки 19-20 лет Тульского Государственного Университета, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу. На учебных занятиях по оздоровительной гимнастике в контрольной группе (КГ) мы применяли традиционные общеразвивающие упражнения: по преодолению веса собственного тела; с гимнастическими палками, скакалками, гантелями; с использованием гимнастической стенки, гимнастической скамейки; прыжки на месте, в движении, через предметы; на растягивание мышц и связок и на расслабление мышц. В экспериментальной группе (ЭГ) основными средствами физического воспитания на протяжении всех занятий были асаны, стато-динамические комплексы асан, релаксация. Для занятий были отобраны те упражнения, которые по координационной сложности соответствовали подготовленности студенток. Примерная схема практического занятия по гимнастике хатха-йога: подготовительная часть - 20 мин; асаны - 25 мин; стато-динамический комплекс асан - 35 мин; релаксация - 10 мин; дыхательное упражнение анулома-вилома - 5 мин. При выполнении упражнений хатха-йоги соблюдались следующие условия: чередование физических напряжений и расслаблений; согласование движений и статических напряжений с дыханием; концентрация внимания на выполняемом упражнении.
|
|
В начале эксперимента (сентябрь) и по его завершении (апрель) мы проводили тестирование студенток по показателям функциональной и физической подготовленности, а так же антропометрических измерений. В начале эксперимента по уровню функциональной и физической подготовленности студентки обеих групп достоверно не отличались друг от друга и были практически однородными. данные представлены в табл. 1. В конце эксперимента нами было установлено улучшение абсолютных результатов по всем исследуемым показателям в обеих группах, однако, более значительный их рост, хотя и недостоверный (р>0,05), произошел в ЭГ. При этом показатели гибкость спины, силы мышц брюшного пресса и сила мышц спины были достоверно лучше в ЭГ по сравнению с КГ (р<0,05).
Таблица 1 Динамика функциональной и физической подготовленности исследуемых групп в ходе эксперимента
№ п/п | параметры | В начале эксперимента М+-σ | t | p | В конце эксперимента М+-σ | t | p | ||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | ||||||
рост, см | 163,3± 6,2 | 162,2±3,8 | 0,6 | 0,6 | 163,5±6,1 | 162,6±4,5 | 0,4 | 0,6 | |
вес, кг | 55,1±6,6 | 58,0±10,6 | 0,9 | 0,4 | 55,4±6,4 | 58,2±10,3 | 0,9 | 0,4 | |
ЧСС, уд/мин | 80,1±9,4 | 80,4±11,7 | 0,1 | 0,9 | 78,3±8,1 | 83,0±11,2 | 1,3 | 0,2 | |
САД, мм.рт. ст | 114,6± 11,5 | 105,1± 16,5 | 1,8 | 0,08 | 117,4±11,4 | 115,1±11,1 | 0,5 | 0,6 | |
ДАД, мм.рт.ст | 72,2±7,3 | 68,1±14,4 | 1,1 | 0,3 | 73,1±6, 1 | 72,8±12,3 | 0,1 | 0, 9 | |
ПД, мм.р.ст. | 41,9±8,7 | 37,1±5,7 | 1,8 | 0,08 | 42,1±9,3 | 41,2±10,4 | 0,3 | 0,8 | |
Сила правой кисти, кг | 21,5±5,2 | 23,0±4,4 | 0,8 | 0,4 | 21,8±4,2 | 24,3±4,0 | 1,6 | 0,1 | |
Сила левой кисти, кг | 18,0±3,9 | 20,6±4,1 | 1,7 | 0,1 | 18,6±3,4 | 20,6±3,8 | 1,5 | 0,1 | |
ЖЕЛ, мл | 2853,3± 352,3 | 2728,6± 623,2 | 0,7 | 0,5 | 2893,3±343,2 | 2992,9±669,6 | 0,5 | 0,6 | |
ЧСС покоя, уд/мин | 80,5±9,1 | 99,4±12,8 | 1,2 | 0,2 | 81,0±9,6 | 80,7±14,2 | 0,1 | 0, 9 | |
ЧСС 1, уд/мин | 93,7±13,7 | 84,0± 18,01 | 1,1 | 0,3 | 97,0±12,6 | 94,2±16,3 | 0,5 | 0,6 | |
ЧСС 2, уд/мин | 79,5±8,5 | 78,4±13,3 | 1,1 | 0,3 | 82,3±9,6 | 81,8±13,8 | 0,1 | 0, 9 | |
ЧСС 3, уд/мин | 78,3±8,4 | 74,2±12,1 | 0,04 | 0,97 | 80,7±8,1 | 76,2±11,9 | 1,2 | 0, 2 | |
Тест Купера, м | 1420,8± 77,5 | 1455,4± 63,7 | 1,3 | 0,2 | 1430,0±72,7 | 1450,0±73,4 | 0,8 | 0,4 | |
Гибкость спины, см | 14,5±2,7 | 16,1±1,5 | 2,0 | 0,06 | 15,0±5,2 | 18,5±6,8 | 2,3 | 0,03 | |
сила мышц бр. пресса, раз/30 с | 16,5±2,9 | 17,4±5,9 | 2,0 | 0,06 | 16,9±1,9 | 20,9±3,7 | 3,6 | 0,001 | |
сила мышц спины, раз/30 с | 20,9±4,1 | 22,7±2,2 | 1,9 | 0,06 | 23,1±4,6 | 39,5±7, 0 | 7,5 | 0,001 |
Повышение силовых способностей студенток ЭГ мы объясняем тем, что при выполнении асан задействуется гораздо больше мышц, чем при выполнении силовых упражнений локального действия, которые мы применяли в КГ. Более того, при подборе асан и их использовании мы применяли правило симметричного воздействия, которое заключается в последовательном выполнении упражнений: в одну и в другую сторону (вправо-влево, направо-налево, вперед-назад); в положении лежа и лежа на спине; в положении стоя и в перевернутых положениях тела (например, стойка на лопатках). Данный подход к построению содержательной части занятия позволял задействовать мышцы разных частей тела, что, по нашему мнению, способствовало развитию не только силы многих мышечных групп, но и координации движений. Таким образом, в ЭГ произошел рост результатов во всех силовых упражнениях, в которых были задействованы мышцы живота, спины, рук и плечевого пояса, за счет систематического выполнения гимнастических упражнений хатха-йоги, а не за счет многократного применения силовых упражнений локального действия и прыжковых упражнений. Заключение. Оздоровительной методика, основанная на использовании элементов хатха-йоги в физическом воспитании студенток специальной медицинской группы показала свою эффективность.
|
|
Список литературы
1. Панов Г.А. Врачебно-педагогический контроль в процессе физического воспитания студентов: учебное пособие/ Панов Г.А. - Электрон. текстовые данные. - М.: Российский университет дружбы народов, 2012. - 192 c.
2. Губа В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учебное пособие / Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Советский спорт, 2008. - 206 c.
3. Анастасов Н.Ю., Вальков В.Б., Банных С.В., Ростова Н.Н. Современные проблемы воспитательного процесса в вузе: сборник докладов Региональной научно-практической конференции./ Н.Ю. Анастасов [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Кемерово: Кемеровская государственная медицинская академия, 2010. - 198 c.
Тема: Выбор направления и планирование учебно-исследовательской работы.
Исходный материал – шаблон анкеты, интервью.
Задание№10: Составить и обработать результатов анкеты или интервьюирования.
Оценка:_____________ _________(подпись методиста ГОУ СПО ТО «НУОР»)
Тема: Выбор направления и планирование учебно-исследовательской работы.
Исходный материал – шаблон статьи.
Задание№11: Проанализировать исследовательскую работу.
Оценка:_____________ _________(подпись методиста ГОУ СПО ТО «НУОР»)
Источник: | ||
Тема | ||
Исследовательское направление | ||
Какие методы исследования применяются в работе?: | ||
Впишите название метода | Проставьте обозначения: эмпирический, теоретический | обоснуйте: - ДЛЯ ЧЕГО использован данный метод? - ЧТО об этом свидетельствует? |
Тема: Выбор направления и планирование учебно-исследовательской работы.
|
|
Исходный материал – схема анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Задание№12: Произвести обзор и анализ статьи по теме Вашего исследования в методических журналах Вашей специальности за последние два года и заполнить схему по образцу.